Провал в системе образования раскрыт одной фразой российского школьника

Выступление уренгойского школьника Николая Десятниченко в германском бундестаге вызвало грандиозный скандал, который быстро перекинулся из интернета на федеральные органы власти. Градус накала легко понять. Проблема не в том, что именно сказал школьник о немецких солдатах в Сталинграде. Но в том, почему он это сказал.

В российских либеральных СМИ ежегодно поднимается одна и та же тема: государственная пропаганда слишком много внимания уделяет победе СССР в Великой Отечественной войне. Мол, пора бы уже забыть, не бередить раны, слишком давно это было. Даже придумали термин «победобесие», обозначающий чрезмерное использование патриотической символики и не всегда уместную героизацию (вроде мерседесов с наклейками «На Берлин!»).

Школьник Николай Десятниченко своим выступлением в бундестаге продемонстрировал: либо пропаганда недостаточно убедительна, либо она «не добивает» до Нового Уренгоя, где он учится в гимназии. Потому что Николай прямым текстом называет взятых в плен под Сталинградом немецких солдат «невинно погибшими» людьми, которые «хотели жить мирно и не желали воевать». 

Безусловно, сдавшийся враг заслуживает уважительного и гуманного отношения – и есть тысячи примеров того, как советские граждане делились хлебом или сигаретами с немецкими военнопленными. Безусловно, условия содержания в лагерях были отнюдь не курортными, и смертность среди пленных была высока – особенно в первые годы войны и в первые недели после пленения.

Но называть военнопленных «невинными людьми, которые не хотели воевать» – это явное передергивание и издевательство над памятью советских солдат и мирных граждан, погибших в ходе страшной войны. Немцы, которые действительно не хотели воевать, содержались в немецких концлагерях или были расстреляны.

https://youtu.be/qTGsE9_y4Jk

Любой немецкий солдат, пересекший границу нацистской Германии, по умолчанию не является «невинным». А хотел ли он в глубине души воевать или не хотел – не так уж принципиально.

Оправдание учительницы мальчика Людмилы Кононенко (мол, вы дочитайте до конца, он же там выступает за мир во всем мире) выглядят ожидаемо, ведь ответственность за текст выступления несет не несовершеннолетний подросток, а его учителя. Никакой пацифизм и даже прадедушка – участник Великой Отечественной войны не способны послужить оправданием обелению нацистских преступлений.

В сложившейся ситуации самое главное – это избежать истерики и камланий. Что, отметим, не удается многим комментаторам в Сети, уже назначившим школьника Десятниченко чуть ли не главным пособником Адольфа Гитлера.

С одной стороны, сложно спорить с академиком РАН, доктором исторических наук Вениамином Алексеевым, который призвал «не акцентировать пристальное внимание на этом вопросе, делать его притчей во языцех, так как ребенок просто чего-то недопонимает». «Не надо делать из слов мальчика национальную проблему и поднимать на ноги многих, смысла в этом нет», – заявил учёный в интервью ТАСС.

С коллегой согласен доктор исторических наук, председатель Уральского отделения Археографической комиссии РАН Алексей Мосин: «У нас столько проблем, а мы осуждаем этого мальчика, который не очень удачно выразился, словно нам, взрослым, больше заняться нечем.

Мальчик не сам это придумал – он вынес это из уроков, интернета».

С другой стороны, слова прозвучали – и вызвали вполне однозначный общественный резонанс. И, поскольку Десятниченко – несовершеннолетний и действительно может до конца не понимать, «что такого» в его заявлениях, возникают серьезные вопросы к преподавателям. Которые тоже усиленно делают вид, что «ничего страшного» не произошло.

Неудивительно, что комитет Совета Федерации по международным делам попросил правительство Ямало-Ненецкого автономного округа проверить учебную программу гимназии Нового Уренгоя. «Мы считаем такие выступления недопустимыми. Просим вас организовать проверку гимназии, включая учебную программу», – заявил первый замглавы международного комитета Совфеда Владимир Джабаров.

Пока что и городские, и окружные власти защищают «своего» школьника. Мэр Нового Уренгоя Иван Костогриз заявил: «Ученик поделился своими открытиями о том, что не все немцы хотели воевать, многие хотели просто жить мирно. Это ни в коем случае нельзя расценивать как отношение мальчика к фашизму. Его речь на примере истории этого немецкого солдата призывает к мирному существованию на всей Земле и неприятию войны, кровопролития, фашизма, страданий и насилия как таковых».

Вице-губернатор ЯНАО Александр Мажаров отметил, что уже связался с руководством Нового Уренгоя для выяснения всех обстоятельств. И выразил уверенность, что ребенок просто не смог «правильно донести свою мысль», имея в виду, что война была страшной «для обеих сторон».

Однако еще раз напомним, что Десятниченко вполне однозначно назвал «невинно погибшими» и «не желавшими воевать» не абстрактных жителей Германии, а вполне конкретных солдат, взятых в плен под Сталинградом.

В связи с «миролюбивыми» заявлениями новоуренгойского школьника нельзя не вспомнить слова, сказанные в январе 2014 года в бундестаге Даниилом Граниным – писателем и общественным деятелем, чьи гуманистические взгляды не подлежат ни малейшему сомнению.

Приглашая Гранина, немцы тоже, скорее всего, ждали примиренческих заявлений о «мире во всем мире». А получили жесткую отповедь о судьбе блокадного Ленинграда. «Немецкие войска, по сути, весьма комфортно, без особых трудов ожидали, что наступающий голод и морозы заставят город капитулировать. Солдаты должны воевать с солдатами, война – это чисто солдатское дело, а здесь был заслан голод, который воевал вместо солдат. Я долго не мог простить немцам этого ожидания капитуляции, ожидания гибели города», – сказал писатель.

Гранин рассказал шокированным депутатам о матери, которая не стала хоронить своего умершего от голода трехлетнего ребенка, а положила маленький трупик на мороз между окнами и каждый день отрезала от него по кусочку, чтобы сохранить жизнь 12-летней дочери. Многие не могли сдержать слез.

При этом следует подчеркнуть, что 95-летний писатель почти час выступал стоя, несмотря на предложенное ему кресло. Наверное, всем школьникам (а не только приглашенным в бундестаг) есть смысл внимательно изучить это выступление. 

Даниил Гранин умер 4 июля этого года. И то, что на смену ему пришли плохо знающие историю школьники, безусловно, не может не огорчать.

Источник: https://vz.ru/society/2017/11/20/896054.html

196
2661
50