Тихановский за решеткой. Лукашенко решил больше не цацкаться с оппонентами

На модерации Отложенный

Борясь за свою власть, бессменный президент не остановится и перед жестким сценарием в духе 2010 года...

Мир вокруг белорусского президента и его силовиков сильно изменился, а они, похоже, так и остались в каменном веке. Между тем царит цифровая эпоха, стримы и социальные сети сделали все прозрачным. Перипетии топорного задержания блогера Сергея Тихановского в Гродно вечером 29 мая благодаря видео могут оценить сотни тысяч политизированных белорусов.

Фото: president.gov.by

Кажется, быстро вычислили по соцсетям и пристававшую к блогеру провокаторшу в пятнистых лосинах, и лежавшего на асфальте милиционера, вообще восстановили картину в мельчайших деталях. Да, очень похоже на бездарную, плохо исполненную спецоперацию.

Гродненским событиям предшествовала яростная вербальная атака Александра Лукашенко на неожиданных звезд этой избирательной кампании. Общаясь в тот же день, 29 мая, с работниками столичного тракторного завода, президент обрушился, не называя фамилий, на Виктора Бабарико, Валерия Цепкало, но жестче всего прошелся именно по Тихановскому. Было сказано про «одного шелудивого, иначе на назовешь, который тут ходит, кричит по Минску больше, да и в других городах».

Блогер, чью инициативную группу на этих выборах не зарегистрировали, на всю катушку использовал крышу в виде избирательной кампании своей жены Светланы. Чтобы подписаться за ее выдвижение, люди выстраивались (и продолжают выстраиваться сегодня) в длиннющие очереди в разных городах. Тихановский же использовал пикеты по сбору подписей для продолжения своих стримов, которые де-факто превратились в уличные акции с острием, четко направленным против архитектора режима.

И Лукашенко не выдержал, был вынужден сбросить маску напускного равнодушия к этой кампании (мол, достойных конкурентов нет). Причем очевидно, что больше всего напрягает его именно улица. Плюс в случае с Тихановским сурового вождя наверняка зацепили обидные кричалки, неожиданный символ протеста в виде тапка.

 

Дежавю: так было с делом «Белого легиона»

Вообще нужно внимательно слушать экспромты официального лидера. Получается, что он вольно или невольно проговаривает сценарии действий против оппонентов.

Так в марте 2017 года (напомню: это было в разгар «тунеядских» протестов) через несколько часов после заявления главы государства о задержании неких зловещих боевиков стали винтить фигурантов будущего дела «Белого легиона». Потом оно позорно рассыпалось, но в тот момент был достигнут устрашающий эффект, заводилы протестов были дискредитированы в глазах обывателей.

Ныне 29 мая на тракторном заводе Лукашенко вдруг туманно заговорил о каком-то случае с наскоками на молоденького милиционера, предупредил, что с милицией надо быть поаккуратней. И вот вечером того же дня в Гродно разыгрывается сюжет с приземлением на асфальт молодого блюстителя правопорядка, после чего ОМОН хватает ставшего бешено популярным автора ютуб-канала «Страна для жизни». Сейчас Тихановский находится в изоляторе временного содержания Октябрьского РОВД Гродно. Задержано около десятка его сторонников.

Как сообщается в телеграм-канале МВД, возбуждено уголовное дело за насилие в отношении сотрудников органов внутренних дел.

 

Получилось даже хуже, чем всегда

В принципе у властей и так была возможность закрыть Тихановского: у него не отбыто 30 суток административного ареста за несанкционированные мероприятия, и подобных приговоров можно наштамповать еще десятка два, поскольку по Беларуси он успел поколесить изрядно.

Но, видимо, хотели, чтобы состав правонарушения выглядел более брутально, типа сопротивления представителям органов правопорядка. Ну, и плюс картинка для госТВ, которое в этом случае сработало фантастически оперативно — естественно, густо мазнув блогера дегтем.

Типа: допрыгался. Под видео с этим сюжетом в ютубе появились тысячи дизлайков. И в целом политизированный сегмент социальных сетей негодует.

В общем, исполнители хотели как лучше, улавливая гневный настрой Самого. Но получилось даже хуже, чем всегда.

Чем закончится эта уголовка, можно только гадать. Для берущего под козырек служивого люда пришить неугодному персонажу статью — дело техники. А может, как в случае с делом «Белого легиона», помурыжат и выпустят. Факт то, что власти имеют все возможности элементарно нейтрализовать организаторов протестов, чтобы погасить волну. И не раз это делали достаточно эффективно, поскольку «настоящих буйных мало». В этом главная уязвимость планов той части оппозиции, что делает ставку на улицу. Ну, и в степени самих протестных настроений, конечно.

Официальный лидер чувствует комбинацию угроз

Итак, сохранять видимость олимпийского спокойствия по отношению к оппонентам, которые-де «выскочили из-под плинтуса», у главы государства не получилось. С его точки зрения, кампания пошла явно не так.

Лукашенко чувствует комбинацию угроз. Коронакризис окончательно подкашивает экономику, а что с ней делать, он не знает. С Москвой худо и будет еще хуже (еще и за вызов Владимиру Путину в виде парада 9 мая придется отвечать). Запад особо не раскошелится.

А главный сигнал, от которого неуютно, — то, как жадно народ ухватился за образы альтернативы в виде Блогера и Банкира. Насколько удачными могут быть такие альтернативы — вопрос отдельный. Некоторые обозреватели сравнивают талантливого популиста Тихановского с Лукашенко образца 1994 года, когда тот триумфально победил на первых президентских выборах под знаменем борьбы против прогнившего режима премьера Вячеслава Кебича. Бабарико, туманно отвечающий на ряд принципиальных вопросов, тоже кажется части обозревателей темной лошадкой.

Да, голосование сердцем — рискованный процесс, и здесь политическая наивность белорусов может еще не раз их подвести. Однако уже и без убитой властями социологии очевидно, что бессменного президента стали активно не любить не только записные оппозиционеры, но и массы.

Из этого отнюдь не следует, что архитектор режима посыплет голову пеплом и уйдет. Следует как раз обратное. Без власти он себя не мыслит и будет удерживать ее всеми методами. Даже если придется пойти на повторение брутальностей в духе 2010 года. Тогда разгон Площади и конвейер репрессий против ее лидеров и активистов резко ухудшили отношения Минска с Западом, сделали Беларусь еще более уязвимой перед Кремлем.

 

Брожение в головах белорусов продолжится

Сейчас издержки для режима Лукашенко могут оказаться еще серьезнее. Но он за ценой не постоит. Да, белорусы продолжают демонстрировать жажду перемен, массово подписываясь за Светлану Тихановскую. Сегодня даже другой претендент — Цепкало поставил за нее подпись и осудил задержание блогера.

Но не зарегистрировать Тихановскую кандидатом — дело техники. И что дальше? Выходить на несанкционированные акции — гораздо более неуютный вариант. К упорным длительным протестам, противостоянию с хорошо оснащенной и натренированной машиной силового блока масса белорусов сегодня, пожалуй, не готова.

 

Другое дело, что девятым августа, днем голосования на президентских выборах, жизнь не заканчивается. Брожение в головах просыпающихся в политическом смысле белорусов будет продолжаться. Причем процесс брожения, возможно, затрагивает уже и часть номенклатуры, силовиков.

В распоряжении Лукашенко много грубой силы, но у него нет ответа, как построить благополучную процветающую страну. И это главный вызов для режима, который становится все более анахроничным.