РУССКИЕ в XVII веке, СЕГОДНЯ и ВСЕГДА...

На модерации Отложенный

   Жизнь Человечества на планете Земля - это познание сути человека физического, созданного живой природой, и его ВНУТРЕННЕГО и ВНЕШНЕГО биологического и психического содержания, которое напрямую зависит от внешних условий жизни.
   Учёные всего мира изучают, исследуют, анализируют тему ЧЕЛОВЕКА и делают ОТКРЫТИЯ каждый на своём уровне ума, знаний и человеческих качеств, и большинство при этом ведут себя амбициозно, тщеславно, напыщенно и спесиво, претендуют на собственную исключительность и гениальность. Поэтому и здесь, как и во всём, нет единого мнения и одинаковых понятий и определений: об одном и том же разные учёные говорят по-разному... Это как в фармации один и тот же препарат у разных изготовителей называют по-разному и цену ему определяют одни маленькую, другие - большую?!  Парадокс?!
При этом источником всех культурных, религиозных и политических явлений является человеческая психика.

   Но русские - это необычная нация, вобравшая в себя всю палитру самых противоречивых человеческих качеств.
   Многие писатели и мыслители на протяжении всей истории развития русской нации задумывались об особенностях нашего народа.

   Взгляд на Россию Адама Олеария, секретаря Голштинского посольства, XVII век - книга «Описание путешествия в Московию», (опубликована впервые в 1647 году).

   Обширные русские леса, чрезвычайно плодородная почва, несмотря на лютые морозы, когда отмерзают носы, уши, руки, ноги, громадное изобилие хлеба и пастбищ, не снившееся немцу, не могли не восхитить наблюдательного Олеария. Так же, как русское гостеприимство и щедрость церемониала встречи послов перед московскими вратами, богатые одеяния царя и его свиты во время аудиенций, обильные угощения с царского стола, торжественные церковные процессии на кремлевской площади, пышное празднование Нового Года, празднество в честь Входа Господня в Иерусалим, на которых Адаму Олеарию довелось побывать, безусловно, впечатлили участников посольства.

   Но при этом постоянные и привычные для Москвы пожары и разбой, пьяные мужчины и женщины, валяющиеся повсеместно, будь то Новгород, Москва, Казань, Владимир, Архангельск, посреди улиц в грязи, или голые, в чем мать родила, возвращающиеся домой из шинка, где пропили последнюю рубаху. Крестьяне, разбегающиеся при виде приближающегося к деревне посольства, или растравливающие пчел, чтобы выжить иноземцев – все это приводило в недоумение, порождало хулу и порицание человека пришлого, не способного соизмерить грани души русской. Души противоречивой: откровенной и хитрой, покорной и дикой, глумливой и набожной, в грязи валяющейся и любящей в баньке попариться…

   "Русский – крепок, бородат, пузат, необуздан, высокомерен, лукав. Неотесанный невежда в рубахе, кафтане и шапке, чуждый высоким наукам и искусствам. Не привычный к перинам, нежным кушаньям и лакомствам, а, наоборот, довольствующийся циновкой, соломой, постеленной на печи или на лавке, употребляющий грубую пищу, обильно приправленную луком и чесноком, что непривычно и странно иностранному гостю…"

   Смышленость и лукавство – одни из отличительных черт русского характера, по мнению Адама Олеария. Хитрость у московитов, - так Олеарий нередко называет русских – нередко используемая при сделках купли и продажи, способствует выгоде, хорошей прибыли. Не брезгуя обманом для личного обогащения, русский при этом весьма мнителен и недоверчив, и его не так легко обвести вокруг пальца. Но если кому и удастся объегорить московита, тот будет весьма почитаем и уважаем обманутым за проявленную смекалку и ум.
   Олеарию довелось быть свидетелем того, как московские купцы упрашивали некоего голландца, обманувшего их в торговле на значительную сумму денег, вступить с ними в сотрудничество, полагая, что человек, обладающий такими мастерскими приемами обмана, будет преуспевать в торговом деле. Но вот что любопытно! Не стесняясь обманывать и не считая при этом обман и хитрость делом совести, но, наоборот, умным и похвальным поступком, русские почитают за грех не отдать лишек человеку, который при платеже заплатил лишнее по ошибке. Взять деньги, отданные поневоле, считалось бы кражей, а вот на хитрость участник сделки ведется осознанно и добровольно, следовательно, нечего и говорить о бесчестном поведении русского дельца!

   Русский народ не брезгует постыдными и гнусными словами, насмешками. Брань и ругань, иногда переходящие в кулачные бои, столь привычные для русского, ставшие «второй натурой» - обыденные атрибуты жизни в России.
Русский человек груб и жестокосерден, заверяет автор «Описания путешествия в Московию». Поэтому-то, как считает Олеарий, русских надлежит держать «под жестоким и суровым ярмом и принуждением и постоянно понуждать к работе, прибегая к побоям и бичам».

   По мнению Олеария русские созданы для рабства, что и демонстрируют они, земно кланяясь знатным особам, нагибая низко голову, порою вплоть до самой земли и бросаясь к ногам их, выказывая благодарность за побои и наказания. Любой вельможа, дворянин, боярин, имеющий в подчинении крепостных крестьян, сам является рабом, царским «холопом», который всякий раз проявляет перед царем свое ничтожество, подписываясь в письмах и челобитных уменьшительным именем: «Петрушка, твой холоп».

   Но! Сколь терпелив и вынослив русский человек, особенно простолюдин, обремененный тяжким ярмом крепостного права, сколь покорен крестьянин своему властителю, столь же неистов и жесток, необуздан русский, доведенный до крайности, обессиленный, притесненный. Не мало тому доказательств в истории: мятежи и бунты, захлестывающие, словно бурные потоки, все и вся на своем пути.

   Первое, что делает русский человек, когда входит в избу, смотрит в святой угол, осеняет себя крестным знамением, низко кланяется иконам – величает Бога, а уж потом хозяев. Богобоязненный и набожный русский слушает обедню стоя, смиренно, кланяясь ликам Божиим, нашептывая «Господи, помилуй».
У русских постных дней в году больше, чем непостных. Но в преддверии строгого поста бесстрашно и отчаянно пускается народ во все тяжкие: обжорство, пьянство, разгул.

   Избегая инакомыслия, ереси, священники в православной церкви не смеют читать проповедей, толкующих евангелие, а читают только сами библейские тексты. Но при этом ходили по рукам книги, в которых были собраны описания и толкования евангельских историй, с различными прибавками, баснями и «опасными», по мнению негодующего Адама Олеария, вымыслами.

   Поваляться в грязи в беспамятстве под дверями шинка или кабака – это одна сторона медали. А вот и другая: любит русский человек в баньке попариться, ох, любит! Да чтобы банька пожарчее, да веничком березовым похлестать как следует, а когда невмоготу – в сугроб снега или реку кинуться, снегом будто мылом обтереться хорошенько и снова в баню,- бревенчатую, горячую, невыносимую для немецких костей, необъяснимую для секретаря голштинского посольства, ученого брезгливого ума Адама Олеария.
Баня для русского, способного с рубахой срастись, и мыться раз в год!?

    cyrillitsa/ru Кириллица I Как на Западе воспринимали русских в XVII веке

   Но в то же время все авторы отмечают душевность и человечность русских по сравнению с алчными и двуличными западниками.
   При мысли о «русском характере» сразу видится раздолье русских полей, богатство лесных просторов, глубина кристально чистых рек и озер. Природа нашей необъятной страны неразрывна с характерами нашего населения.

   Русский человек не сломается даже в самых сложных жизненных ситуациях. Стойкость, мужество и внутренняя красота — черты русского характера: «Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нем великая сила — человеческая красота».

   Главные черты русского народа — патриотизм, храбрость, отвага. В ответственные периоды, например, в тяжелые годы войны, эти черты раскрываются с особой силой.

   Русский характер такой разнообразный, непредсказуемый, но справедливый и добрый, как сама матушка-природа.

   Вот и получается, что русский народ — великий народ. Внутренняя красота, заключающаяся в силе духа, любви и верности Родине, мужестве и стойкости, - главная отличительная черта национального русского характера.