Россия заплатила Китаю за возможность снабжать его нефтью

На модерации Отложенный

Экспорт нефти в Китай в нынешнем году стал разорительным для российских добывающих компаний, следует из отчета компании Argus.

Фактические экспортные цены на российскую нефть были отрицательными: убытки достигали 6-8 долларов за бочку. В целом, экспорт нефти в Китай обернулся потерями на 420 млн долларов.

В мае импорт нефти в Китай из России вырос на 17,4%, до 1,75 млн баррелей в сутки, по данным главного таможенного управления КНР.

Массированная скупка нефти по бросовым ценам в апреле и мае переполнила хранилища в Китае. Сейчас, когда нефть подорожала до 40 долларов за баррель, Китай готовится начать ее обратную продажу.

Китайско-российский контракт на поставку нефти составлен таким образом, что Россия обязана продавать сырье независимо оттого, какие цены не него складываются в каждый конкретный момент, сказал СНЕГ.TV экономический эксперт Антон Шабанов.

Это проблема поставщика, а не покупателя. Есть договор о поставках по объему, и какая цена на эти объемы, не имеет значения – поставлять нефть Россия обязана,– сказал он.

Кроме того, Россия вынуждена торговать себе в убыток и по технологическим причинам.

Далеко не все нефтяные месторождения можно остановить. Это касается тех скважин, откуда нефть не качают, а она сама идет под давлением. Эту нефть ведь надо куда-то девать, невозможно же ее просто сливать в бочки рядом со скважинами. И наконец, даже если компании продают нефть себе в убыток, государственный бюджет все равно получает налоги от ее продажи,– объясняет эксперт.

Последнее, кстати, является причиной, по которой представители ТЭК все последние годы буквально атакуют правительство челобитными, умоляя снизить налогообложение отрасли.

Эту позицию полностью разделяют и Минфин, и Минэнерго, говорит руководитель Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Мы подошли к моменту, когда советские месторождения нефти исчерпаны, а разработка новых связана с увеличением затрат и снижением прибыльности добычи. Никто не станет качать нефть, если она не приносит прибыль. Поэтому, чтобы сохранить нефтегазовую отрасль в принципе, иного выхода, как снизить ее налогообложение, не существует,–сказал он.

Но чтобы компенсировать выпадающие нефтяные доходы бюджета, придется “выдоить” до предела прочие сектора экономики.

По расчетам Минфина, не-нефтегазовые доходы должны вырасти на 60%, сборы НДС – на 100%, общая налоговая нагрузка на несырьевой сектор – с 26,9% до 28% ВВП.