Георгий Бурков: Искусство должно будить в человеке совесть
Мой отец был очень мягким человеком. Наверное, эта черта и мне досталась. Но иногда считают, что доброта и мягкость сродни беспринципности — я против такой доброты. Быть добрым — значит только одно: любить людей, предполагать в них наличие совести.
Вы мне говорите, мол, я добрый, но есть вещи, которые я ненавижу: хамство, например. По-моему, когда человек идет на какое-то поганое дело, он убеждает себя, что все люди вокруг дрянь и они ничего не стоят.
Почему, скажем, Губа убивает Егора Прокудина?
Из зависти. Сначала он думал, что Прокудин притворяется, а потом вдруг понял: есть в этом человеке чувства, ему, Губе, недоступные. В зле самое страшное — самооправдание. И вдвойне страшно, когда оправданием недостойного человека занимается искусство.
Сегодня на экране появляется много так называемых антигероев, и, увы, очень часто авторы этих картин как бы говорят зрителю: да смотрите, он такой потому, что... И приводят целую систему оправданий — короче, обстоятельства виноваты. Это, по-моему, опасная позиция. Искусство должно будить в человеке совесть — тогда оно доброе.
Георгий Бурков. «Хроника сердца»
Источник: http://izbrannoe.com/news/mysli/iskusstvo-dolzhno-budit-v-cheloveke-sovest-/
Искусство ничего не должно. Там, где появляется долг, возникает зависимость, что приводит к ограниченности, а значит неспособности духа творить. А потому говорить о созидании не приходится, разве что только о стремлении к созиданию.
То, что излагает "Васил ий" - это не анархизм, это декадентство. Декадентство - это идеология декаданса. Что такое "декаданс" - посмотрите сами.
Древнеримское государство было бессовестным, циничным, жестоким и развратным. Но искусство там было. Однако после древнеримского декаданса всё исчезло, и искусство, и государство.
Аналогично и в императорской России - декаданс конца 19го - начала 20го века. И тоже исчезло, и искусство и государство.
После "бессовестного" искусства всегда приходят "варвары" (после Древнего Рима) или "хамы" (после 17 года). И эти варвары или хамы приносят уже другое искусство. И это другое искусство уже точно не декадентское.
Историческая реальность всегда расставляет правильные акценты - декаданс всегда истребляется. А человечество движется всегда по пути совести. Но не всегда умело, к сожалению.
Ещё В,В.Маяковский говорил о театре: Реализм - ДА! Натурализм - НЕТ!
В ссср - декаленства не было . Были отдельные его проявления, как протест против сталинизьма.
Пример - знаменитая песня "ландыши" - ниачем.
Если "тилигенция" была "супротив буржуазии", то за кого же она была не против?
За крестьян, за мещан, за пролетариев? Нет, ни за тех, ни за других, ни за третьих.
Отсюда богемный образ жизни (богема - устойчивые группы творческой интеллигенции, не имеющие официальных связей с обществом, живущие на случайные заработки).
И ход жизни всегда богему давит. Результат подавления часто плачевный.
В СССР действительно не было декаданса - его душили в зародыше, да и просто случайные заработки были не возможны.
А в нынешней России декаданс есть?
Фильмы Т. Бекмамбетова "Дневной дозор" и "Ночной дозор" - это декаданс? Это чистый декаданс! А все были в восторге! Значит заступ в декаданс мы уже сделали. Но, правда, пока ещё не маршируем к декадансу. Я надеюсь, что этого и не произойдёт.
В ссср декаданс не "душили", а он был не нужен и непонятен народу. За декаденство критиковали Ахматову, но большинство поэтов не "декаденствовали".
Мода на декаданс прошла к 2мв. Новых произведений не стало, хотя старые становились популярней, по мере деградации общества.
Ваши примеры мне не известны. Отмечу, что на западе декаданс был в основном в живописи, а в россии - в литературе и музыке.
Щас много спекулируют на понятии декаданс. Но это неверно - декаданс настоящий был только в начале прошлого века. А щас - просто деградация.
Это сложный комплексный вопрос и малоисследованный .
И вообще по декадансу запад Россию всегда опережал и опережает - на западе больше возможностей для выживания богемы.
Если мои примеры вам неизвестны, то вам наверняка известны фильмы о Гарри Поттере - чистый образец декаданса. И вообще понятие "Фэнтези" (это не фантастика) родилось именно на западе. И вообще, на западе всякие "дурацкие" выставки появились намного раньше, чем в России. Но такие выставки - это разновидность изобразительного искусства, то есть насчёт живописи вы правы.
А музыкальный декаданс - точно из россии. Даже называется его первое произведение - вальс даргомыжского.
Применение понятия декаданс от римской империи до панк рока считаю неверным. Это иззв малоисследовательности этого вопроса и отсутствия более чётких терминов. Иногда говорят о неодекадансе, что впрочем тоже не точно.
Заставьте человека делать бесполезную работу - например переписывать энциклопедию - и он долго не выдержит /классический пример/.
Короче, первый коммунист - был сенека. А как и почему - вам еще предстоит выяснить, если хотите быть в теме.
А пронблема все таже- в эмблеме. Скрябин не был коммунистом, а сенека - был.
Ты одевайся и сопротивляйся.
Композиторов надо слушать, а не читать. В музыке тоже коммунистов легко распознать. Безусловным коммунистом был битховен. Недаром его так любил сам ленин.
А вот Моцарт- коммунистом не был. В этом и заключался его коньфликт с Сальери, учителем Бетховена.
Несомненно коммунистом был шопен, Рахманинов /хотя и сбежал/, Дунаевский, высоцкий, Леннон. Эти композиторы призывали изменить мир к лучшему.
А вот Чайковский, скрябин, шостакович - или были всем довольны /чайковский/ или уволил куда-то в ирреальность /скрябин, шостакович/.
А тема сенеки - говорит о сущности коммунистического мировоззрения.
Может щас у вас есть что возразить?
В ссср эти понятия были неизвестны, а щас по ним даже дети живут - ауе называется.
Нащет совести - при какпитаклизьме ее нет, а если есть - то будут смеяться окружающие.
Георгий Бурков умер в 1990 году, в возрасте 57 лет.
Я ему доброй памяти желаю. И всегда помню.