Даёшь Дубай!

На модерации Отложенный

Евреи делят новые рынки с настоящими арабами при полном забвении Палестины. Чем обернётся исторический договор между Израилем и ОАЭ, объясняет бывший сотрудник израильской разведки Александр Гринберг.

Стоит с самого начала подчеркнуть, что Израиль и ОАЭ подписали именно соглашение об установлении дипломатических отношений, а не мирный договор: страны никогда не находились в состоянии войны. На данный момент никакие конкретные детали соглашения еще не оглашены – так что планировать ближайший отпуск в Дубае прямым рейсом из Тель-Авива пока ещё рановато. Но уже можно порассуждать о выигрышах, которые получили или вскоре получат все три стороны.

Три, потому что переговорный процесс, конечно, был бы невозможен без активного участия Белого дома. Президент Трамп выигрышно для себя показал, что нет никакого противоречия между активной поддержкой Израиля и дружественными отношениями с ключевыми арабскими странами: одно другому вообще никак не мешает. Не факт, что это поможет ему на грядущих президентских выборах – американцев сейчас больше волнует своя собственная экономика, но внешнеполитический прорыв налицо.

Кстати, в СМИ соглашение восприняли как компромиссный шаг ОАЭ в ответ на отказ Израиля от аннексии некоторых палестинских территорий. Но вообще, аннексия изначально была невозможна. Без юридического международного признания она не имеет смысла, а её, конечно же, не одобрили бы даже США, не говоря уже об ООН и Евросоюзе. Так что тут, видимо, перед нами очередной блестящий дипломатический манёвр Нетаньяху: выставив отказ от гипотетической аннексии как «шаг навстречу», он очень помог имиджу США и ОАЭ. США смогли показать, что действуют не только в фарватере израильских интересов, ОАЭ – что не совсем открестились от палестинцев.

Немалая роль в успешных переговорах принадлежала еще и начальнику «Моссада» Йоси Коэну – он лично проводил встречи с руководством ОАЭ. Тут очень пригодилась его харизма – на арабских лидеров формальные бюрократические приемы не действуют, все обсуждается с глазу на глаз. Впрочем, ОАЭ и сами были крайне заинтересованы в успехе предприятия. В первую очередь экономически. Дело в том, что ОАЭ необходимо диверсифицировать экономику: специалисты Всемирного банка считают, что если этого не произойдет, страну ожидают тяжёлые времена. Диверсифицировать экономику можно посредством привлечения инвестиций и развития технологий. И тут соглашение с Израилем – как нельзя кстати.

Кроме того, одним лишь фактом соглашения с Израилем фактический президент ОАЭ Мухаммад Аль Нахайян продемонстрировал свою независимость от мнения других арабских государств.

То есть дал понять, что он руководствуется исключительно государственными интересами и благосостоянием своих подданных, а не опасениями, «что скажут». Такой сигнал важен для ОАЭ – они борются за лидерство в исламском мире с Ираном, Турцией и Катаром, которые придерживаются более радикальной идеологии с ярко выраженным антисемитизмом.

Тут стоит отметить, что ОАЭ – тоже отнюдь не либеральное, а такое же исламское государство, в котором шариат является законом. Но в ОАЭ продвигают такую модель ислама, при которой религиозные законы не противоречат веротерпимости и просто прагматизму. Вот почему в Дубае уже есть синагога и еврейская община, образованная экспатами.

Чем хорошо соглашение с ОАЭ для Израиля? Он получает официальный доступ к арабским рынкам: туда можно экспортировать и IT-технологии, и медицинские достижения, и все аграрные наработки – взять хотя бы то же опреснение воды. Дело в том, что для секретного сотрудничества в области разведки и безопасности официальные отношения не нужны, а вот для того, чтобы израильская компания официально работала в Дубае, требуются формальные рамки. Выход на рынки ОАЭ может расширить и карьерные возможности арабских граждан Израиля. Кроме того, медицинский туризм из стран Персидского залива может принести неплохой доход израильским больницам, в которых, кстати, много арабоязычных специалистов.

Но самое главное, что соглашение разрушило миф, будто нормальные отношения между Израилем и мусульманским миром невозможны без мирного договора с палестинцами. Да и вообще палестинская проблема постепенно исчезает с международной повестки дня. Арабские страны переживают не лучшие времена из-за упавших цен на нефть. В Европе по-прежнему остро стоит проблема беженцев из Сирии и эмигрантов из Ливии – и всё это на фоне эпидемии коронавируса. При таком наборе внутренних проблем вряд ли у кого-то будут желание и средства заниматься палестинской проблемой всерьез.

К сожалению, палестинские власти этого не понимают. Они поверили собственной пропаганде, решив, что время играет им на пользу и что весь мир их поддерживает. Вот почему они по-прежнему отвергают любой компромисс с Израилем и тем самым загоняют себя в угол и множат проблемы палестинского народа.

Израилю не будет хорошо оттого, что Палестине плохо. Но ни Израиль, ни кто-либо другой не смогут изменить ментальность палестинцев, если они сами этого не захотят. Израиль просто продолжит работать с теми, кто готов к переговорам. По всей видимости, следующими странами, с которыми Израиль установит дипломатические отношения, будут Бахрейн и Судан – там очень активно и тепло приветствовали историческое соглашение между Иерусалимом и Дубаем.