Чем грозят России обвинения в причастности к гибели MH17

На модерации Отложенный

Фото: Александр Чиженок/Коммерсантъ

Александр Ратников

В пятницу, 25 мая, Нидерланды и Австралия в совместном заявлении возложили на Россию ответственность за уничтожение Boeing-777 малайзийских авиалиний над востоке Украины в июле 2014 года. Большинство из 298 жертв катастрофы были гражданами Нидерландов и Австралии.

«На основе выводов Международной следственной группы (JIT) мы убеждены, что Россия несет ответственность за размещение [на Донбассе] комплекса «Бук», который был затем использован для уничтожения самолета MH17», — говорится в документе.

«Ответственность государства наступает тогда, когда оно не выполняет требования международного права», — также отмечается в релизе.

Нидерланды и Австралия попросят Россию начать переговоры, которые, позволят «добиться справедливости». Оба государства не исключили, что призовут Россию к ответственности в международном суде или организации. Они не уточнили, куда именно могут обратиться, но отметили, что их судебный процесс будет вестись независимо от уголовного расследования JIT. Участники JIT заранее договорились, что по итогам их расследования суд пройдет в Нидерландах, в Гааге.

24 мая JIT  объявила о российском происхождении «Бук», который был затем использован для уничтожения малайзийского Boeing. Следователи пришли к выводу, что комплекс был приписан к 53-й зенитной ракетной бригаде, а военнослужащие этого подразделения могли знать про операцию, для которой он предназначался или даже принимать в ней участие.

Почему в крушении Boeing можно обвинить государство?

Согласно Статье 4 резолюции ООН А/56/10 от 12 декабря 2001 года, «поведение любого органа государства рассматривается как деяние данного государства по международному праву», объясняет юрист по международному праву, управляющий партнер Threefold Legal Advisors Мария Исаева.

Вооруженные силы государства являются государственным органом, поэтому, если судом будет признано, что международное право нарушили военнослужащие, то к ответственности могут быть привлечены не только они, но и страна, подчеркивает эксперт.

В какой суд могут подать иск к России?

Иск к России может быть подан в Международный суд ООН или в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), рассуждала в статье для Утрехтского журнала международного и европейского права (Utrecht Journal of International and European Law) Мариеке де Хуун.

Наибольшие шансы у истцов будут именно в ЕСПЧ, потому что выполнение вердиктов Международного суда ООН ложится на Совет Безопасности, где Россия является постоянным членом и может заблокировать любое решение.

Правда, в 2015 году Конституционный суд России разрешил не исполнять отдельные решения ЕСПЧ. При этом российское законодательство по-прежнему содержит пункт о примате международных договоренностей над внутренними нормами. В том случае, если Россия проиграет процесс в ЕСПЧ и столкнется с необходимостью платить большую компенсацию, скорее всего, она найдет возможность этого не делать.

Прецедент уже есть. В январе 2017 года КС разрешил России не платить бывшим владельцам ЮКОСа €1,9 млрд, посчитав, что решение ЕСПЧ противоречит интересам страны.

Что грозит российским гражданам, которых могут обвинить в причастности к гибели Boeing?

Конституция запрещает экстрадицию граждан России. При этом запрет на выдачу собственных граждан не означает, что Россия имеет право бездействовать, отмечает Исаева.

Согласно международному обычному праву, а также статье 2 Европейской Конвенции по правам человека, Россия обязана осуществить уголовное преследование лиц, обвиняемых в серьезных преступлениях. Если такого преследования не будет, то к ответственности могут привлечь саму Россию — и опять в ЕСПЧ. За неисполнение вердикта суда стране грозит штраф, кроме того, возможны меры по линии Совета Европы.

Похожа ли история с крушением малайзийского Boeing на подрыв гражданского Boeing-747 над британским городом Локерби в 1988 году?

21 декабря 1988 года Boeing-747-121 рухнул на шотландский город Локерби. Причиной стал взрыв бомбы на борту самолета. В результате погибли 259 пассажиров и членов экипажа самолета, а также 11 человек на земле. По итогам расследования, которое вели британская полиция и ФБР, в 1991 году обвинения в убийстве были предъявлены двум гражданам Ливии — сотруднику ливийской разведки Абдельбазету аль-Меграни и сотруднику ливийской авиакомпании LAA Ламину Халифа Фима. ООН ввела против Ливии экономические санкции.

Спустя почти 15 лет, в 2003 году бывший тогда главой Ливии Муаммар Каддафи признал ответственность правительства Ливии за подрыв самолета и обещал выплатить компенсации жертвам пострадавшим — по $10 млн семье каждого погибшего. В обмен ООН и США сняли наложенные на страну с 80-х годов санкции.

Каддафи согласился выдать Меграни и Фима для участия в суде. Высший уголовный суд Шотландии проходил на нейтральной территории Нидерландов — это стало возможным благодаря договору, заключенному между Соединенным Королевством и Нидерландами, обращает внимание Исаева. Суд в итоге приговорил Меграни к пожизненному заключению, а Фима был оправдан. В 2009 году по гуманитарным соображениям болевший раком Меграни был освобожден и умер три года спустя на родине.

Пока ситуация с терактом над Локерби и крушением малайзийского Boeing принципиально отличаются. Россия, в отличие от Ливии, не намерена выдавать своих граждан для суда, а также признавать ответственность за причастность к гибели 298 человек в небе над Украиной.

«Нет, конечно нет», — ответил 25 мая Владимир Путин на вопрос, российской ли ракетой был сбит малайзийский Boeing.  Ранее Минобороны и МИД раскритиковали выводы JIT о российском происхождении ракеты, сбившей самолет, и запустившего её «Бука». Следственная группа проигнорировала все российские данные и сосредоточилась на доказательствах, сфабрикованных Службой безопасности Украины, отмечено в заявлении Минобороны.

Конкретные обвинения ни России, ни её гражданам пока не предъявлены. Но расследовательская организация Bellingcat 25 мая заявила, что идентифицировала двух россиян, причастных к обстрелу пассажирского Boeing, как офицеров ГРУ. Минобороны в ответ на это заявило, что упомянутые в отчете Bellingcat люди давно уволены из вооруженных сил России.