Как «Калибры» заставили русский бизнес Родину любить

Почему после Крыма-2014 олигархи, «родом из 90-х», оказались по ту сторону баррикад.Как «Калибры» заставили русский бизнес Родину любить

Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) опубликовал предварительные оценки работы российской промышленности за 9 месяцев 2017 года. По индексу ИПЕМ-спрос (рассчитывается по информации о перевозках промтоваров на железнодорожном транспорте — авт.) добывающие отрасли (+ 0,1% к сентябрю 2016 года) уступили первенство среднетехнологичным (+ 4,3% к сентябрю 2016 года) и низкотехнологичным отраслям (+ 4,0% к сентябрю 2016 года). Что касается индекса ИПЕМ-производство (рассчитывается по электропотреблению, за вычетом непроизводственных факторов — авт.), то этот параметр продемонстрировал рост на 1,3% по отношению аналогичному периоду годом ранее.

Наихудшая ситуация наблюдается в высокотехнологичных отраслях (- 5,4% к сентябрю 2016 года), правда, аналитики Института проблем естественных монополий считают это явление временным. Справедливости ради, такие показатели на фоне беспрецедентной низкой инфляции впечатляют. Как-никак, валовой продукт увеличивается, несмотря на жесткую денежно-кредитную политику ЦБ.

С другой стороны, рост национального ВВП на 1,7% вряд ли можно считать чем-то выдающимся. По прогнозу Всемирного банка, мировая экономика в 2017 году прибавит 2,7%. Причем практически везде, как в развитых странах, так и развивающихся экономиках. По факту приходится констатировать, что отставание РФ от очень многих государств, увы, прогрессирует.

Что интересно, все тот же Всемирный банк вот уже третий десяток лет неустанно указывает на чрезмерную зависимость российского ВВП от нефтегазовых качелей. И хотя эта тема не нова, тем не менее, она требует постоянной огласки.

«Смоделированное 15-процентное снижение цены нефти приведёт к сокращению роста (ВВП — авт.) до 1% в 2017 году и 1,2% в 2018 и 2019 годах. Смоделированное 15-процентное повышение цены нефти приводит к увеличению роста до 1,6% в 2017 году и 1,8% в 2018 и 2019 годах», — писали экономисты ВБ в своем мартовском докладе о российской экономике. И попали точно в «яблочко», если сравнить котировки барреля и посмотреть на динамику национального валового продукта.

В этой связи следует двояко оценивать факт, что наконец-то растут нефтегазовые доходы российской казны. Они в нынешнем году, к слову, увеличились на 2,2% ВВП по сравнению прошлым и достигли 7,6% ВВП. Конечно, в условиях политической и экономической конфронтации с США радоваться приходится любой денежке. Но плохо, что ненефтегазовый дефицит бюджета уже достиг опасного уровня 8,0% ВВП. Это означает, что наша страна стала еще более зависимой от капризной мировой конъюнктуры.

Надо сказать, что положительный нефтегазовый тренд во многом предопределен участием российских ВКС в Сирии. Как бы дорого ни стоили «Калибры», но их точные удары с расстояния 2-х тысяч км сыграли далеко не последнюю роль в формировании ОПЕК+ и в дальнейшем принесли в казну РФ дополнительные миллиарды долларов. В частности, именно так считает Bloomberg. «После того как на Ближнем Востоке Россия показала себя мощной державой в войне в Сирии, Москва стремится… расширить свое влияние в регионе, — пишет экономический обозреватель агентства Марк Чемпион (Marc Champion). — При посредничестве России заключена сделка между организацией стран-экспортеров нефти и государств, не входящих в ОПЕК, которая сократила впервые за 15 лет добычу нефти». Эксперт вынуждено признает, что шейхи зауважали Путина.

По большому счету, Кремль очень рисковал, идя на помощь Дамаску.

Если в Сирии повторился бы Афганистан, то плясал бы ОПЕК под американскую дудочку, учитывая жесткую конфронтацию России с Западом. Тогда ни о каком повышении углеводородного рынка речи и не шло бы. Саудиты наверняка залили бы мир дешевой нефтью. Если прибавить сюда жесткие санкции после возвращения Крыма в родную гавань, то ситуация в нашей стране и впрямь могла пойти по венесуэльскому сценарию.

Судя по тому, как российские бизнесмены отреагировали на происходящее, именно на такой негативный сценарий они и ставили. После объявления Обамой «крестового похода на Русь» на московском рынке ценных бумаг началась распродажа активов. Не секрет, что львиная доля якобы западных денег, инвестированных в акции отечественных компаний, принадлежит через аффилированных лиц их же хозяевам. В целом отток капитала из России в 2014 году составил $ 153 млрд., в 2015 — $ 56,9 млрд. Было бы значительно больше, если бы не ЦБ, который сократил в России количество банков с 900 в начале 2014 года до 616 по состоянию на март 2017 года.

Параллельно с распродажей бумаг доморощенные капиталисты, «родом из 90-х», сократили инвестиции в основной капитал: в 2014 году — на 2,4%, в 2015 — на 8,4%. По факту это означало вывод на заграничные счета «святых» оборотных денег. Заодно олигархи влезли в карман своим рабочим, резко снизив им зарплаты. А о выполнении норм амортизации вообще никто не заикался. Но при всем при этом промышленники активно пользовались поддержкой правительства. Они оформляли всевозможные частно-государственные партнерства, что позволяло им получать кредиты по ставке ЦБ — то есть в 2 раза дешевле, чем выдавали простым россиянам.

Если говорить открытым текстом, ситуация напоминала бегство крыс с тонущего корабля. Проживи страна еще пяток таких «2015 годов», показалась бы нам Украина экономическим раем. В этих условиях правительство России, по сути, перешло на ручное управление экономикой, персонально разбираясь с проблемами каждого крупного предприятия. Опыт кризиса 2008−2009 года оказался как нельзя кстати.

А тут в ночь на 7 октября 2015 года подоспел удар «Калибрами» из акватории Каспийского моря по объектам террористов. Затем успехи российских ВКС на Ближнем Востоке окончательно «отрезвили» Саудовскую Аравию, и привели её за стол переговоров с Россией. Чем чаще били наши крылатые ракеты по базам ИГИЛ, тем быстрее шло оформление ОПЕК+.

Но после того как в страну вновь потекли (хоть и тоненьким ручейком) нефтедоллары, доморощенные олигархи удивили обнищавших граждан своим списком Forbes. Оказывается, совокупное состояние 200 российских крупных бизнесменов выросло за год до $ 460 млрд — сразу на $ 100 млрд.

Некоторые из них, наверняка, окажутся 18 октября 2017 года в московской гостинице «Президент-Отель», где пройдет ежегодный Межрегиональный промышленный Форум. На нем «капитаны бизнеса» с умным видом будут обсуждать производственную кооперацию, развитие особых экономических зон, индустриальных парков, технопарков, кластеров, станкостроение и инвестиционное машиностроение, металлургию, логистическую инфраструктуру. И само собой опять поднимут финансовые вопросы, касательно помощи государства. Возможно, на Форуме выступит Кудрин, который будет доказывать, что без увеличения пенсионного возраста всем этим отраслям гарантирована стагнация. Дескать, олигархов через налоговое бремя душат старички и старушки.

Вот только никто не вспомнит, как вели себя доморощенные олигархи в трудный для страны 2015 год, мол, «онижебизнесмены». И самое грустное — никто из высших властей не сделает из этого правильный вывод.

Александр Ситников

Источник: http://svpressa.ru/economy/article/183795/?utm_campaign=transit&utm_source=mirtesen&utm_medium=news&from=mirtesen

5
469
4