Элла
Вчера исполнилось сто лет со дня рождения великой джазовой певицы Эллы Фитцджеральд.
Элла Фицджеральд записала за свою творческую жизнь, продолжавшуюся более пяти десятилетий, 250 музыкальных альбомов и завоевала 13 премий «Грэмми» — высших наград музыкального мира Америки.
Она родилась 25 апреля 1917 года в бедной негритянской семье в небольшом городке Ньюпорт-Ньюс в штате Вирджиния. Вскоре после её рождения отец ушел из семьи, а после смерти матери её взяла к себе тётя.
В 17 лет она она приехала в Нью-Йорк для участия в конкурсе эстрадной песни, проходившего в гарлемском кинотеатре «Аполло». Её выступление понравилось руководителю свингового оркестра Чику Уэббу, который и стал её крестным отцом в певческой карьере. В 1935 она записала свой первый альбом, «Любовь и поцелуи», который сразу вошел в джазовый хит-парад.
В двадцать лет у неё уже были миллионы поклонников, одним из составляющих успеха она считала наказ матери: «Мать постоянно твердила мне: если чувствуешь, что не так красива, как твои подружки, улыбайся чаще, чем они».
С 1946 года менеджером певицы становится Норман Гранц, основатель антрепризы «Джаз в филармонии». Он в карьере певицы сыграл решающую роль. После умершего в 1939 году Уэбба, она вновь обрела учителя и наставника.
Гранц сделал из Эллы звезду своего оркестра.
Для записей на пластинки Гранц нашел интересный ход: записать весь репертуар известных американских композиторов мюзиклов. Исполнение певицы сопровождали лучшие студийные оркестры, в составе которых были и струнные инструменты. Элла исполнила почти все произведения композиторов Джорджа Гершвина, Роджерса и Харта, Джерома Керна, Ирвинга Берлина и Коула Портера.
Таким образом, ее программа включила и «Saint Louis Blues», и старые песни, исполняемые чернокожими музыкантами с 1914 года, и бразильскую босса нова, и, конечно же, популярные эстрадные и джазовые композиции.
С Луи Армстронгом
Эти записанные в 50 е годы альбомы останутся лучшим свидетельством самой плодотворной эпохи американской музыки.
До середины 80-х Элла Фитцджеральд много выступает с концертами гастролируя по всей стране, на короткие перерывы уединяясь в своей уютной квартире в районе Беверли-Хиллз, где любила заниматься вязанием за просмотром телесериалов.
Начиная с !986 года появились первые проблемы со здоровьем, скапливающаяся жидкость в легких и начал развиваться диабет, приведший в 93-ем к ампутации обеих ног ниже колен. Умерла она в своем доме ночью, во сне 15 июня 1996 года.
https://www.youtube.com/watch?v=lnXLVTi_m_M
«Summertime» принято переводить как "Летней порой".
Это ключевая ария, написанная Джорджем Гершвином в 1935 году для его знаменитой оперы «Порги и Бесс».
Элла — это имя «первой леди джаза».
В конце пятидесятых прошлого века за кандидатуру Эллы на звание «Лучшей певицы мира» проголосовали Армстронг, Гудмэн, Эллингтон, Питерсон.
На вопрос, кого представить к этому званию, Фрэнк Синатра ответил: «Зачем вы спрашиваете, конечно же, Эллу».
Кросби сказал: «Только она! И не важно из кого выбирать — из мужчин, женщин или даже детей».
Когда певица появилась на джазовом небосклоне, здесь царил свинг с его чёткой мелодической линией.
Когда же на смену ему пришёл более «развязный» би боп, именно Элла ввела в джаз новые формы импровизационного вокала. У нее была такая позиция: себя она считала ещё одним инструментом в оркестре: «Когда я пою, я мысленно ставлю себя на место тенор-саксофона».
Вслушайтесь в ее голос. И вы поразитесь, как органично звучит он в оркестре.
Вы непременно почувствуете это.
The best voice vorever!
https://www.youtube.com/watch?v=3ahbE6bcVf8
потом, он до конца дней твоих останется с тобой, потому что Париж -- это
праздник, который всегда с тобой".
Из письма
Эрнеста Хемингуэя другу
(1950 г.)
Сейчас миллион столетних в Штатах, многие диабетики.
Хотя... Вспоминается Майкл Джексон - по факту жертва личного врача. И это за колоссальные деньги, которые Майкл платил ему.
Комментарий удален модератором
Да,Элла Фитцджеральд осталась первой и самой популярной вокалисткой в истории джазовой музыки.И в нашей стране отметили 100-летие со дня рождения этой величайшей певицы джаза Эллы Фитцджеральд в Концертном зале им П.И.Чайковского.
Гос.камерным оркестром джазовой музыки им Олега Лундстрема., который в 2014 г отметил свое 80-ти летнее создание.У этого оркестра в программе джазовые песни Э.Фитцджеральд.
https://www.youtube.com/watch?v=rI9uj1Ee1CE#action=share
Читала, что джаз никогда не считался женским занятием. Что девушка может рассчитывать в оркестре на роль вокалистки. Предпочтение отдается мужчинам и их зажигательным импровизациям на музыкальных инструментах.
Но Элла Фитцджеральд обладала уникальным диапазоном голоса, достигла той высоты в певческом деле, что о ней еще и сегодня помнят, спустя 100 лет!
Николай, мне пришлось, в силу обстоятельств, прервать свой комментарий.
Далее ждала от тебя критику,но её не последовало и я решила продолжить добровольно. Спасибо за интересную встречу с Эллой.
Еще хочу спросить про Иму Сумак, голос которой передавал голоса природы.
Помнишь? Ей больше лет. наверное.
Все записи возила из Калининграда сюда. Соседи слушали и подпевали. Там на черном рынке всё.Ссылку жду. Спасибо.
Днём такие голоса нужно слушать. Что и сделаю завтра.
Има Сумак- само собой... отлично! Несколько произведений прослушала.
Стормс мне напомнил Поль Робсона с его басом. Любила его слушать в детстве -- колыбельную.
Флеминг- хрустальный голос,прозрачный- очень красивый! Слушать- одно наслаждение! Одно произведение поставили,а следом поет Анна Нетребко. Небо и земля...Слушала когда- то я в исполнении Марии Биешу.. Обожаю её исполнения.
Красимиру Стоянову слушала на одном из концертов по ТВ.
Спасибо ,Николай, пост очень интересный, за Флеминг спасибо, впервые слышу.
Има знакома,помнится. Но не припомню, когда было её время.
Надо будет найти её. Спасибо еще раз.
Это да. Интересно, что она никогда и нигде не училась ни джазовому вокалу, ни вокалу вообще. Действительно певица "от бога".
Изумительный по силе и красоте голос, неповторимый талант!
Спор, действительно, мало чего даст, для объективной оценки, но все же может добавить какие-то конкретные факты, характеризующие персону спора.
Насчет характеристики: не всегда. :-) Персона может заблуждаться, поддаваться эмоциям, сознательно провоцировать или вводить в заблуждение, просто не уметь аргументировать и пр. Но чтобы это понять, нужно уже неплохо знать персону. :-)
А по поводу "персон" спорящих, согласен полностью )))
Столько нашла про джаз, даже знакомое имя Олег Лундстрем.
Буду ждать от Вас историю джаза.
Верочка, это беда поправимая! Винил сейчас опять в моде, поэтому предложений хоть отбавляй! https://vinilovye-proigryvateli.poisk-podbor.ru/price/st.petersburg/podbor/01.html
А еще можно обзвонить комиссионки, там подешевле!
Спасибо!
Светлая ей Память! А Вам огромное спасибо за доставленное удовольствие.
"Лето" - это шедевр!