Анна-втроем.Леонардо да Винчи.
На модерации
Отложенный
Это особенная картина в творчестве Леонардо.Принадлежит к позднему периоду его творчества.Полное название.«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом».Ещё этот сюжет называют "Анна -втроём".
Но меня прежде всего заинтересовал эскиз к этой картине.
Сначала несколько слов о сюжете "Анна -втроём"Это когда Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Тем самым создаётся эффект: Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии.
ВОТ ЭТА КАРТИНА.
Леонардо да Винчи.Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом,1508-1510?Лувр.
В «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев» Дж. Вазари рассказывает, что работа на сюжет «Анна-втроём» изначально была заказана как верхний запрестольный образ для церкви Сантиссима-Аннунциата во Флоренции.
Церковь Сантиссима-Аннунциата во Флоренции.
Заключив сделку с Леонардо, монахи-сервиты взяли его к себе в обитель, обеспечив содержанием и его, и всех его домашних, и вот он тянул долгое время, так ни к чему и не приступая.
В конце концов он сделал картон с изображением Богоматери, св. Анны и Христа, который не только привел в изумление всех художников, но когда он был окончен и стоял в его комнате, то в течение двух дней напролет мужчины и женщины, молодежь и старики приходили, как ходят на торжественные праздники, посмотреть на чудеса, сотворенные Леонардо и ошеломлявшие весь этот народ.
ВОТ ЭТОТ КАРТОН (Эскиз).
Предварительная версия картины.
Картон с изображением трёх фигур и Иоанна Крестителя (правда, без ягнёнка, присутствующего в описании Вазари) с 1962 года хранится в Лондонской Национальной галерее. До этого с 1791 года он висел в Бёрлингтон-хаусе. В Англию рисунок был привезён из Венеции, куда попал в конце XVII века из собрания миланских аристократов Арконати.
В 1988 г. психически нездоровый посетитель музея стрелял в лондонский картон из обреза.
ТЕПЕРЬ РАССМОТРИМ ДЕТАЛИ КАРТОНА.
Мария.
Иисус.
Как повествует Вазари, художник не закончил эту работу, и сервитам пришлось возобновить прежний контракт сФилиппино Липпи. Смерть помешала Липпи завершить начатый труд, и в конце концов алтарный образ на другой сюжет для сервитов написал художник Перуджино.
Поскольку незавершённый картон остался во Флоренции, художник, вероятно, начал для французского короля новую картину на этот сюжет. В 1517 г. её видел в Кло-Люсе кардинал Луиджи Арагонский.
Из записей его секретаря можно сделать вывод, что картина оставалась у художника до самой смерти и так и не была им закончена. Предполагается, что Леонардо вернулся к «Святой Анне с Мадонной и младенцем Христом» и стал дорабатывать её только в конце жизни, когда в нём возобладал интерес к математике и другим наукам. Так, например, скалистый пейзаж на заднем плане свидетельствует об увлечении художника геологией.
Мария и Анна.
В 1683 г. Шарль Лебрен, отвечавший за живопись при дворе Людовика XIV, распорядился составить инвентарь королевской картинной галереи. Этот документ фиксирует наличие в ней «Святой Анны» Леонардо да Винчи. В художественное собрание королей Франции картина попала из дворца кардинала Ришелье, который вывез её из Монферрата во время войны за мантуанское наследство. Как картина могла оказаться после смерти художника в Италии, не вполне ясно.
Возможно, её увёз туда после смерти учителя Франческо Мельци, унаследовавший многое из его имущества. В 2012 г. была окончена довольно радикальная реставрация картины, в ходе которой она приобрела непривычно яркие цвета. Два высокопоставленных куратора Лувра в знак протеста вышли из состава реставрационной комиссии. Они полагают, что реставрация могла бы быть более бережной и деликатной, ибо, по их мнению, даже при жизни Леонардо краски так не резали глаз, как после «омоложения» картины в XXI веке.
А теперь присмотримся к картине.
Нашла очень интересную трактовку этого сюжета.С.Сандомирского.Он вполне подходит для понимания этого сюжета.
Анна сидит прямо, и с улыбкой смотрит вниз на сидящую у нее на коленях Марию - ее крупная, тяжелая дочь ее ни мало не обременяет. Она даже поддерживает ее левой рукой в ее неудобной позе. Мария испытывает двойное удовольствие - от близости матери и от балующегося сына.
Анна
Сыну хорошо тем, что получает удовольствие от возни с живым, мягким, безропотным и неопасным ягненком и от близости оберегающей и любящей его ласковой матери. Один замученный ягненок недоволен, и Мария пытается его избавить от мучителя. Имеет ли эта сцена отношение к евангельским? Имеет, но совершенно формальное, как повод художнику рассказать о своем.
Пожилая женщина чувствует под собой опору и радуется жизни, когда она является опорой для дочери (детей) и их связывает взаимная любовь. Взрослая дочь, уже сама мать, счастлива иметь опорой в жизни мать и самой быть опорой и любовью для своих маленьких детей. А маленький может делать, что вздумается, и опереться на оберегающую его от всех напастей любовь матери.
Мария (Эскиз)
Ягненок - существо вполне земное, он даже не стоит, а лежит на земле, так он связан с земным. Мальчик уже стоит, он свободен, не связан в движении. Голова его между головой ягненка и голубым пейзажем - своим будущим. Голова Марии почти полностью захвачена неутомимым течением реки и отчасти предгорьем: она, как и река, в жизни, движении, заботе. Главным образом, направленных на сына.
Голова Анны захватывает немного предгорье, но в основном расположена на уровне высоких гор и, отчасти, неба. Это покой, осмысление, мудрость и близость неба, как небытия. Третий раз ту же идею жизни, как последовательности и преемственности, повторяют деревья. Справа стоит пушистое маленькое дерево, оно полностью на фоне земли; левее - среднее, оно поднимается в голубые дали предгорья, затем высокое дерево, упирающееся вершиной в небо.
Эскиз
Может быть, эта сторона картины навеяна одиночеством Леонардо, обойденного с детства в любви. Отсутствие семьи, детей, которым он бы мог передать часть самого себя и дать ростки в будущее. Не было и учеников и последователей, близких ему по духу. Не было и глубоких привязанностей.
Но здесь и другая мысль. Любовь и внимание пытаются поднять неразумное человечество с земли, призывают его быть милосердным ко всему живому. А мудрость служит руководством и опорой любви.
СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С ИТЕРПРЕТАЦИЕЙ ЭТОЙ КАРТИНЫ?Что вам нравится больше,картина?Или эскиз к ней?
Источники.
http://gallery-allart.do.am/publ/khudozhniki/leonardo_da_vinchi/svjataja_anna_s_madonnoj_i_mladencem_khristom_i_barashkom/12-1-0-104
http://www.russian-globe.com/N89/Sandomirsky.DaVinchi.SvAnnaMariaChristos.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/%
http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Madonna_and_Child_with_Saint_Anne?uselang=ru
Комментарии
Священней имени, чем Мать!
Она с начала мирозданья
Живет лишь тем, чтоб все отдать!
Комментарий удален модератором
"Любовь и внимание пытаются поднять неразумное человечество с земли, призывают его быть милосердным ко всему живому. А мудрость служит руководством и опорой любви."
Комментарий удален модератором
Много историй сложено о великой силе материнской любви. Но бывает, что мы, занятые своими делами и проблемами, слишком поздно узнаем, как горячо и нежно любилии любят нас матери. И поздно каемся, что нанесли любящему материнскому сердцу неисцелимые раны… Но, кто знает, может быть, как поется в песне, «откуда-то сверху», наши матери видят наше запоздалое раскаяние и прощают своих поздно поумневших детей. Ведь материнское сердце умеет любить и прощать так, как никто на земле…
Комментарий удален модератором
А сколько в нем нежности, ласки, тепла,
Ребенок лопочет его бестолково,
Ручонки раскинув, припухший от сна.
В печали и в радости мы произносим,
То робкое "Мама", то резкое "Мать".
Порой на чужбине вдруг сердце запросит
Совсем незнакомую-мамой назвать.
А дома так часто ей делаем больно
Поступками, взглядами, жестами мы,
Потом вдалеке вспоминаем невольно
О том, что прибавило ей седины.
И пишем на школьных листках торопливо
Признанья своей запоздалой вины.
Она их читает, краснеет стыдливо,
И в горьких морщинах слезинки видны.
Давно без письма все обиды простила,
А тут ей до боли приятно прочесть:
"Спасибо, родная, за то, что растила,
За то, что ты любишь, За то что ты есть!!!(из инт)
Комментарий удален модератором
Что-то в ней тёплое, очень жизненное...
Я тоже заметила.Мать выглядит очень молодо.А в эскизе,это не бросается в глаза.
Не зря мы это видим даже в карандашном рисунке.Эта тема всё же изображалась в живописи.Сейчас глянем у других художников.
Работа Анджело Бронзино.
«Мадонна и младенец со святой Анной»Георгиус.1495г
Вот ещё одна необычная композиция..Biagio Pupini 1524
Portrait of Eleanor of Toledo with her son Giovanni de' Medici
И в объяснении сюжета картины. мне больше нравится вторая мысль. Мне кажется, что именно она соответствует смыслу картины.
.
"В лице Мадонны было явлено все то простое и прекрасное, что своей простотой и своей красотой и может придать ту прелесть, которой должно обладать изображение Богоматери, ибо Леонардо хотел показать скромность и смирение Девы, преисполненной величайшего радостного удовлетворения от созерцания красоты своего сына, которого она с нежностью держит на коленях, а также и то, как она пречистым своим взором замечает совсем еще маленького св. Иоанна, резвящегося у ее ног с ягненком, не забыв при этом и легкую улыбку св. Анны, которая едва сдерживает свое ликование при виде своего земного потомства, ставшего небесным, — находки поистине достойные ума и гения Леонардо
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Интересные выводы сделал Фрейд.
"Согласно интерпретации Фрейда, в этой работе отражены детские воспоминания Леонардо о его матери, крестьянке Катерине, с которой он был разлучён в раннем возрасте (он был незаконнорожденным ребёнком и с трёх лет воспитывался в семье отца). По его словам, Дева Мария и её мать Анна в этой картине отображают «двух матерей» художника — мачеху и родную мать, причём Анна, являющаяся «проекцией» Катерины, улыбается той же загадочной улыбкой, что и Джоконда, Иоанн Креститель и другие леонардовские персонажи (Фрейд видит в этом характерном выражении лица впечатавшееся в память Леонардо воспоминание о материнской улыбке).
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Расходы после смерти на похороны
Катерины.................................27 флор.
2 фунта воска...........................18 »
катафалк.................................12 »
За вынос тела и постановку креста...4 »
4 священникам и 4 клеркам...........20 »
колокольный звон.......................2 »
могильщикам............................16 »
за разрешение, властям................1 »
Сумма......................................100 флор.
Прежние расходы:
доктору ....................................4 флор.
сахар и 12 свечей .......................12 » 16 »
Итого .....................................116 флор. -
Только поэт Мережковский разъясняет, кто была эта Катерина. По двум другим коротким заметкам он заключает, что мать Леонардо, бедная крестьянка из Винчи, приехала в 1493 году в Милан, чтобы навестить своего 41-летнего сына, что она там заболела, была отвезена Леонардо в госпиталь и, когда умерла, была им похоронена с такой почетной пышностью .
Это толкование психолога-романиста не есть, конечно, доказательство, но оно представляет так много внутренней правды, так хорошо согласуется со всем, что мы уже знаем о проявлении чувств у Леонардо, что я не могу отказаться признать его правильным.
Но зачем же записывать?
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
чувствует этот сюжет.
Это росписи Бронзино.Потолок часовни.
В 1988 г. психически нездоровый посетитель музея стрелял в лондонский картон из обреза
А жест какой интересный.Видишь руку,которая указывает на небо.Это часто встречается в его работах.
Иоанн Креститель» (1516)
Это Фрагмент Тайной вечери.
"Обращенный к небу указательный палец его правой руки – ещё один мотив, связанный с иконографией этого святого, пришедшего в мир, чтобы проповедовать покаяние, которое «расчистит путь» грядущему явлению Мессии. На лице, выделенном светом, с острым, почти фавнообразным овалом, обрамлённом каскадом кудрявых волос, играет загадочная интригующая улыбка, которая не согласуется с образом аскетического пророка, жившего в пустыне и питавшегося саранчой и всякой дикой пищей."
Джакомо поселился со мной в день Магдалины, в 1490 году, в возрасте десяти лет. На второй день я заказал ему четыре рубашки, пару штанов и плащ. Когда я положил рядом с собой деньги, чтобы заплатить за все эти вещи, он украл их у меня из кошелька. И я так и не заставил его признаться, хотя совершенно в этом уверен. (…)
Когда я был в доме Галеаццо Сансеверино и подготавливал его выезд на турнир, несколько оруженосцев разделись, чтобы примерить костюмы дикарей, приготовленные для праздника. Джакомо подкрался к кошельку одного из них, лежавшему на кровати вместе с другими вещами, и взял все деньги, которые там нашел, — 2 лиры 4 сольди. Когда я получил в подарок турецкую шкуру, чтобы сделать из нее пару сапог, Джакомо через месяц украл ее у меня и продал за 20 сольди. И на эти деньги, как он мне сам признался, купил анисовых конфет.
Он не взял его с собой во Францию,но дал денег, чтобы он мог построить себе дом в принадлежащем Леонардо винограднике. Во Францию с ним вместе ехали Франческо Мельци и новый слуга Баттиста де Вилланис.
Леонардо да Винчи оставил ему «Мону Лизу». Салаи и Баттиста де Вилланис также, согласно завещанию, получили по половине миланского виноградника, подаренного ему Моро. Через некоторое время после смерти Леонардо он женился на женщине по имени Бьянка. Был убит в драке.
Большое значениеЛеонардо придавал освещению своих образов. «Взгляни на свет и вглядись в его красоту», - всегда советовал Леонардо. Сам художник понимал свет как субстанцию, наделённую высшим духовным началом. Любовь вечная, проходящая через все поколения, - любовь Анны, любовь Марии - помогает узреть этот свет, который и есть само божественное очарование.
Картины Да Винчи именно об этом - о вечном и главном предназначении женщины.
Просто картина - зафиксировала фигуры и воспринимается, как законченное произведение.
А эскиз позволяет додумать и мысленно дорисовать действие - а полёт мысли всегда живой и яркий.
И появляется мысленное движение...
Фигуры оживают и позволяют войти в действие, которое почти реально вовлекает вас в СОБЫТИЕ ...
Картина по своему хороша,но мне кажется,что то,что Мария сидит на коленях матери выглядит не совсем уместно,на эскизе это более естественно.
Я с разгону поставил "не" и не проверил текст - мне звонил заказчик.
Но, мне кажется, мои дальнейшие слова оценивают эскиз выше.
Картины касается следующая строка: - "...Просто картина - зафиксировала фигуры и воспринимается, как законченное произведение..."
---
Так что у нас одна оценка!
---
Прошу прощения за недогляд и ошибку - две лишние буквы! - которые исказили мою мысль!
А вот набросок душевный. И более естественный во всем. и Лица одухотворенные!
Когда смотрю на эскиз, возникает впечатление подсматривания великого таинства..
Более чистой и бескорытной любви, чем материнская не существует! Леонардо рос без матери, но всегда чувствовал ее любовь..
Видно он долго размышлял над сюжетом и искал лучший вариант.Мне кажется,что он совсем не думал о религиозном значении картины.