Советский боксер-заключенный в концлагере против немецкого чемпиона

На модерации Отложенный

Советский боксер-заключенный в концлагере против немецкого чемпиона смог продемонстрировать великолепный бой, о котором мы поговорим далее.

Звали этого боксера Андрей Борзенко. Будучи узником концлагеря Бухенвальд, он смог провести блестящий поединок против немецкого чемпиона в тяжелом весе по имени Вилли.

Борзенко стал прототипом главного героя популярной книги «Ринг за колючей проволокой», автором которой являлся Г.И. Свиридов. Стоит отметить, что бывший заключенный Бухенвальда был чемпионом по боксу среди южных республик в 1939 г.

Sovetskij-bokser-zaklyuchennyj-v-konczlagere-1

Впервые с Андреем Борзенко писатель познакомился на первом послевоенном чемпионате. Тогда он приехал на соревнования в качестве боксера команды, в которой кроме него находились еще узбек и немец. В результате, именно немцу удалось дойти до финала и выйти на ринг против Борзенко.

Когда начался поединок, Свиридов исполнял роль секунданта немца. Интересен факт, что на тот момент писатель ничего не слышал о бывшем боксере-заключенном, победившем в концлагере немецкого чемпиона.

Уже в начале поединка Борзенко стал в жесткой форме боксировать против своего противника. Он буквально избивал несчастного немца, который 9 раз оказывался в нокдауне. Свиридов тогда не мог понять, почему Борзенко с такой агрессией дрался с его товарищем по команде. Любопытно, что после этого боя немцу пришлось уйти из бокса.

Только после окончания советского чемпионата по боксу, Георгий Свиридов понял причину такой агрессии со стороны Андрея Борзенко. Также он узнал, что в его карьере было 80 выигранных боев, проведенных в концлагере. Большая часть поединков проводилась против немецких спортсменов.

Давайте более подробно рассмотрим биографию советского боксера-заключенного, одержавшего победу над немецким чемпионом.

Sovetskij-bokser-zaklyuchennyj-v-konczlagere

В ряды Красной армии Борзенко уходил уже в качестве мастера спорта по боксу в тяжелом весе. Через месяц в одном из сражений он был ранен в ногу, а еще позже получил ранение в руку. Однако травмы оказались совместимые с несением службы, ввиду чего он продолжил защищать Родину от немецких оккупантов.

В сентябре 1941 г. советский боксер получил еще одно ранение, которое вскоре привело к потере сознания прямо на поле битвы. В результате он был взят в плен. Интересен факт, что когда он оказался в немецком концлагере Шталанг, ему дважды удавалось совершать побег. Однако каждый раз его находили и отправляли обратно в лагерь.

 

Позже Андрея вместе с другими заключенными отправили в печально известный концлагерь Бухенвальд. Любопытно, что там существовала строгая иерархия, установленная немецким руководством. Лидерами являлись уголовники, после них шли иностранцы, затем русские, а замыкали эту лестницу евреи.

Однажды один из уголовников ударил советского боксера дубинкой, желая поторопить того на построение. Однако Борзенко тут же отправил своего обидчика в глубокий нокаут. После этого случая никто из уголовников не решался избивать русских заключенных.

В выходные дни уголовники обычно организовывали на потеху немцам боксерские турниры. Как правило, именно лидеры касты чаще выигрывали в боях, поскольку значительно лучше питались.

Победителям доставалась лишняя пайка хлеба, а проигравших узников просто увозили в крематорий. На тот момент советский спортсмен познакомился с голландским тренером по боксу – Гарри Мительдором, который также находился в концлагере.

В очередные выходные должен был состоятся традиционный боксерский поединок. Первым на ринг вышел немецкий экс-чемпион Гамбурга по боксу, посаженный в концлагерь за неоднократные разбои и убийства. Выйти против огромного разбойника, вес которого превышал 100 кг, не изъявлял желания ни один из заключенных.

Видя это, немецкие надзиратели решили вручить победителю не только буханку хлеба, но еще и банку тушенки. В итоге к рингу подошел Борзенко с тренером, выказав желание боксировать с немцем. После этого на заключенных надели перчатки и объявили о начале поединка.

 

Лысый немец, голова которого была усеяна шрамами после уличных драк, сразу ринулся на советского боксера. Он хотел нанести один мощный удар и отправить соперника в нокаут. Однако его плану не суждено было сбыться. Несмотря на то, что Андрей был легче своего противника килограммов на 20, он мастерски отбивал все атаки противника.

Громила начал клинчевать и даже пару раз ударил советского спортсмена локтем, однако судья «не замечал» этого. Надзиратели и прочие сотрудники концлагеря начали делать ставки на немца думая, что тот рано или поздно нанесет сокрушительный удар по русскому боксеру. В конечном счете, первый раунд так и не выявил победителя.

С первых секунд второго раунда немец начал стремительную атаку на Борзенко. Не достигнув успеха, он ударил советского боксера в пах, после чего тот согнулся от нестерпимой боли. Лысый уголовник бросился добивать соперника, несмотря на возражения его тренера. Рефери оттащил немца в сторону и подождал пока Андрей займет стойку.

Как только судья разрешил продолжить бой, Борзенко приблизился к противнику и провел «двойку», ударив левой в печень и правой в челюсть. В следующую секунду немец уже лежал в глубоком нокауте.

Sovetskij-bokser-zaklyuchennyj-v-konczlagere-2

Большая часть публики начала аплодировать советскому боксеру, включая и надзирателей концлагеря. После этого Андрей провел еще немало боев, одерживая в каждом из них уверенные победы.

Со временем, по просьбе коменданта концлагеря, в Бухенвальд был приглашен чемпион Германии в тяжелом весе среди войск СС и Вермахта Германии – Вилли. Этот бой должен был стать настоящим событием. Он рассматривался как сакральный поединок между нацистским и советским солдатом.

 

По регламенту спарринг должен был продолжаться 6 раундов по 5 минут каждый. Посмотреть на противостояние русского с немцем пришло все высшее руководство. Интересен факт, что судьей был сам начальник концлагеря. Ровно в 18:00 прозвучал гонг, сигнализирующий о начале боя.

Высокий и крепкий немец бросился на Андрея, работая обеими руками одновременно. Изначально советский боксер ставил блоки, убегая от атак противника. Зал неистово поддерживал Вилли аплодисментами и громкими криками.

Во втором раунде оба спортсмена равномерно обменивались ударами, хотя немец был заметно активнее, чем на старте боя. Борзенко удавалось ловко уходить от ударов Вилли, бегая по периметру ринга. В третьем раунде, немец сбавил темп, решив выждать подходящего момента для нанесения решающего удара.

В четвертом раунде, Вилли стал использовать локти, нанося ими удары по голове советского боксера. Естественно рефери не собирался останавливать бой, а только делал замечания своему соотечественнику. Однако когда освирепевший немец очередной раз услышал от судьи замечание, он ударил его, после чего тот потерял сознание.

Затем немец ринулся на Борзенко, забыв о защите своей челюсти. В результате наш боксер, слегка присев и сделав резкий выпад вперед, нанес левой рукой удар в челюсть соперника. Через миг Вилли находился в глубоком нокауте рядом с рефери.

В зале воцарилась полная тишина. Тренер подозвал к себе Андрея и вместе с ним удалился к заключенным. Все узники концлагеря быстро разбежались по своим баракам, опасаясь того, что униженные надзиратели откроют по ним огонь. До сих пор остается загадкой, почему нацисты не расправились с советским боксером-заключенным, отправившим в нокаут их чемпиона.

 

Спустя пару лет, когда Красная армия начала одерживать на фронте одну побуду за другой, она освободила всех заключенных концлагеря Бухенвальд. Выживших немцев массово брали в плен или расстреливали на месте.

После освобождения, тренер советского боксера Гарри Мительдор ушел вместе с американцами, которые к тому времени объединились с нашими войсками.

Интересен факт, что Гарри предлагал нашему чемпиону поехать к нему в Нидерланды, однако тот предпочел вернуться к семье в Узбекистан Вскоре у него состоялся разговор с советскими командирами, которые поверили в его рассказ. В итоге он продолжил воевать за Родину до окончания Великой Отечественной войны, после чего отправился в Ташкент.

Дома он встретился с родными – отцом, матерью и сестрой. Позже советский чемпион поступил в Медицинский институт, выбрав профессию хирурга, а затем и женился. Еще долгое время он никому не рассказывал о своем пребывании в концлагере и только после смерти Сталина открыть правду близким родственникам.

Незадолго до распада СССР  советскому боксеру все же выдали удостоверение  «Участника  Великой Отечественной Войны», хотя до этого его неоднократно вызывали на допросы.

Андрей Борзенко прожил насыщенную жизнь, работая хирургом и пользуясь большим уважением. По воспоминаниям тех, кто его знал, он был очень добрым и отзывчивым человеком.

Скончался Андрей Борзенко в 1992 году.