Вложи и сохрани: самый честный банк в России

На модерации Отложенный

Утопия Банки.ру: третья серия

 

Вложи и сохрани: самый честный банк в России

На морально-этические банки в России пока нет спроса

Фото: Banki.ru

В России, где 75% населения причисляют себя к православным, принципы веры могли бы стать моральной основой для финансовой системы. Беспроцентные кредиты, инвестиции на благие цели и депозиты для правоверных... Как изменился бы банковский мир, если бы в нашей стране появился этический банкинг? 

«Выгода может быть не только материальной»

«Вклад в самом надежном банке», — гласила надпись на окне отделения одного из православных банков.

«И как только ФАС пропустила такую рекламу? — подумал Иван, проходя мимо. — С другой стороны, что правда, то правда. За все пять лет, что в России работают православные банки, ни об одной краже или мошенничестве никому не известно. Может, у православных хорошо настроен PR, и подобная информация просто не просачивается в СМИ. Но это вряд ли». Иван работал в одном из немногих оставшихся частных банков и профессионально «цеплялся» взглядом за подобную рекламу.

От размышлений Ивана отвлек звонок. Антон.

— Привет! Ты же разбираешься в финансах? — спросил Антон, и по этому вопросу Иван понял, что сейчас последует персональная консультация о финансах. — Хочу взять кредит в православном банке. Как думаешь, пройду проверку? И какой порекомендуешь?

Антон был айтишником в небольшой автокомпании, хорошо разбирался в компьютерных схемах, проводах, программном обеспечении. Но финансы не были его сильной стороной.

Ивану не очень хотелось объяснять приятелю особенности работы православного банкинга, учитывая то, что его деятельность крайне неблаготворно сказалась на частном банковском бизнесе. В том числе и на том, где работал он сам. Но, пересилив себя, он решил проконсультировать приятеля.

О, дивный криптомир: что будет после легализации криптовалют в России

О, дивный криптомир: что будет после легализации криптовалют в России

 

Россия, 2018 год. Госдума приняла законы о легализации криптовалют. Обмен рублей на биткоины отныне законная операция. Майнеры выходят из тени. Приведет ли это к тому, что Россия станет международным криптофинансовым центром, или, наоборот, капитал еще активнее побежит из страны через криптовалюты? 

 

«Как известно, предоставление беспроцентных кредитов — это основа православного банкинга», — начал Иван голосом скучающего лектора. «Но, чтобы дать беспроцентный кредит, банку надо сделать что?» — обратился он к своему собеседнику.

«Что?» — растерялся Антон.

«Привлечь ресурсы, депозиты, но тоже без процентов. Как ты думаешь, зачем в современном мире, где деньги должны работать, люди будут нести их туда, где не получат материальной выгоды?» — сделал Иван еще одну попытку. Его собеседник вновь не нашелся, что сказать. «Главное — понять, что для современного человека выгода может быть не только материальной, но и моральной. Именно осознав эту идею, православные и построили свою финансовую систему. На их месте теоретически мог быть кто угодно. Но, с другой стороны, именно у церкви была вся необходимая, в том числе идеологическая, инфраструктура», — неожиданно для самого себя увлекся Иван.

«На третью плазму кредит никто не даст»

«Погоди, в чем выгода-то?» — Антон мыслил конкретными категориями как кусками кода.

«Каждый хочет почувствовать свою сопричастность чему-то большему. Вот представь, был бы ты более счастлив, если бы знал, что твоя работа приносит пользу не только тебе как отдельному человеку и твоей семье, а большому количеству людей? Так вот и с православным банкингом. Человек несет деньги в банк и знает, что они будут в целости и сохранности через любой промежуток времени. Церковь как институт не сравнится с нашей финансовой системой. И знает, что его деньги пойдут на благие цели. И ему каждый месяц предоставляют отчет, кого и как осчастливили его деньги. Так же как наш банк в конце месяца отправляет эсэмэску о начисленных процентах», — объяснял Иван.

«Значит, мне надо взять кредит на благую цель? И как ее объяснить? И кто это проверит?» — Антон решил сразу перейти к сути.

«Благой целью может быть и ремонт в квартире, и новая плита, и отпуск для всей семьи. Ты же знаешь, что дом и семья занимают центральное место в системе православных ценностей. Но список ограничений, конечно, существенный, это тоже надо учитывать. На третью плазму кредит никто не даст. Что касается проверки, то, несмотря на кажущуюся анахроничность, они создали систему скоринга с учетом всех существующих достижений. Если не вдаваться в тонкости, то система оценки, через которую они тебя прогонят, создаст практически стопроцентно точный психологический портрет, который позволит оценить твою мотивацию и добросовестность лучше, чем ты сам можешь это сделать», — Иван не стал вдаваться в подробности не потому, что не хотел, а потому, что сам не знал и не понимал, как удалось православным банкирам опередить всех остальных в технологическом развитии.

После того как разговор перешел к технологиям, Антон почувствовал себя увереннее и, задав еще несколько уточняющих вопросов, попрощался. Иван к этому времени дошел до дома и включил телевизор.

«Коммерческие банки продолжают вымирать, — заголосил телеведущий, как только Иван включил телевизор. — С начала года еще 45 кредитных организаций ушли с рынка. Причина — они не выдерживают конкуренции с православными банками…»

Карма в роли кредитной истории

В нашей истории действительно был период, когда церковь сотрудничала с государственными сберегательными кассами, преемником которых называет себя сейчас Сбербанк. В 1916 году была разработана программа по привлечению к сберегательному делу православных храмов, и в 1917 году было открыто 900 касс при православных приходах.

В наше время есть финансовые организации, которые занимаются так называемым этическим банкингом. Он необязательно связан с религией, но обязательно предполагает некий моральный кодекс банка как в политике привлечения капитала, так и в инвестиционной политике. Первые этические банки, не вкладывавшие средства в производство оружия, спиртного и табака, появились в середине ХХ века. В настоящее время по принципам этического банкинга действуют банки в ряде исламских стран (исламский банкинг) и в Израиле. Существует даже буддистский банкинг. Причем запрета давать деньги под проценты в нем нет, буддизм проявляется в том, что роль кредитной истории играет карма заемщика. Кредит выдается на основании репутации заемщика, о которой кредитору становится известно от общины, где тот проживает. В США, Канаде, Австралии успешно действуют финансовые организации, действующие по принципам зеленого банкинга. Такие банки не инвестируют средства в проекты, которые могут нанести вред окружающей среде, а также своей деятельностью стараются не нарушать экологическую обстановку.

​Что было бы с рублем без санкций

​Что было бы с рублем без санкций

 

Банки.ру с помощью экспертов решил провести мысленный утопический эксперимент: что было бы с нашей экономикой, если бы она не оказалась объектом санкционной войны. В первой серии — курс рубля.

 

По мнению главного экономиста «Эксперт РА» Антона Табаха, этический банкинг в России до сих пор не появился, потому что на него нет спроса, а выгоды для получателей ресурсов неочевидны.

«Нет спроса и нет предложения. Например, тема исламского банкинга обсуждается уже лет 25 — но это финансирование не дешевле для получателя, а хорошая прибыль может быть получена и без хитро закрученных финансовых инструментов. Да и риск в них не меньше, а институциональные инвесторы живут в рамках, которые не очень приспособлены к экзотическим инструментам», — рассказывает Табах. «И да — исследования показывают, что фонды, инвестирующие предельно неэтично (спиртное, оружие, алкоголь), в среднем прибыльнее этичных», — отмечает он.

Анна ПОНОМАРЕВА, Banki.ru, Борис БОРОВИЦКИЙ

telegram-icon

Подписывайтесь на Телеграм бот Банки.ру! 
@banki_ru_bot

ПОДПИСАТЬСЯ

Источник: Banki.ru