Удар по России: как электромобили давят рынок нефти

 Электрические кроссоверы Tesla Model X около завода по производству аккумуляторов для электромобилей...

 

James Glover II/ReutersЭлектрические кроссоверы Tesla Model X около завода по производству аккумуляторов для электромобилей (Tesla Gigafactory) в Неваде, 2016 год

 

Государствам, основу бюджета которых составляет продажа нефти, угрожает новая опасность: в ближайшие 20 лет доля электромобилей в мире может вырасти в десятки раз. Страны, одна за другой, заявляют о намерении запретить продажи автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями, что отразится на потреблении углеводородного топлива. «Газета.Ru» разбиралась, убьет ли повальная электрификация нефтяную отрасль.

 

Тренд на электромобили

Дизельные и бензиновые двигатели выходят из моды. Европейские и азиатские страны взяли тренд на высокотехнологичный и экологически чистый транспорт.

 

О готовности полностью перейти на автомобили с нулевым или низким уровнем выбросов заявило в феврале 2017 года правительство Норвегии. В настоящее время доля экологически чистых автомобилей в стране, по данным открытых источников, не превышает 4,5%.

 

Электромобили в Норвегии уже освобождены от многих налогов и ограничений, которые действуют для авто с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Для них также предоставляется бесплатная зарядка и право проезда по запрещенным для всех остальных авто полосам общественного транспорта.

Руководство страны намерено предпринять ряд мер, чтобы к 2025 году сделать невыгодным приобретение авто с дизельными и бензиновыми двигателями.

Отказаться от продажи бензиновых и дизельных автомобилей к 2030 году хотят также власти Индии. К 2040 году пообещал избавиться от них министр экологии Франции Николя Юло, добавив, что этот шаг будет «настоящей революцией».

Правительство Великобритании пошло еще дальше, объявив, что к 2040 году в стране будут запрещены к продаже не только автомобили с ДВС, но и машины с гибридными двигателями. Купить можно будет только электрокары.

В Германии, где «электробум» может поставить под угрозу 600 тысяч рабочих мест в традиционной автопромышленности, пока не спешат ставить себе дедлайн, не отказываясь при этом от общего тренда. В августе канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что разделяет данный подход.

Присоединиться к всеобщей тенденции в ближайшее время может Китай: в сентябре профильное министерство КНР заявило, что изучает вопрос введения в стране запрета на производство и продажу ДВС.

В 2016 году в Китае было продано более 330 тыс. «новых экологических автомобилей», в том числе электрокаров и гибридных авто, что на 62% больше, чем в 2015 году. По итогам сентября 2017 года темпы роста продаж достигли уже 90%, отмечает Дмитрий Плеханов, ведущий специалист Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ).

 

Развитие рынка электромобилей в стране в значительной степени зависит от политики ее руководства, подчеркивает эксперт. В КНР, к примеру, это направление субсидируется, создание СП для производства экологичных автомобилей поддерживается, покупатели электрокаров получают преференции.

Согласно последнему прогнозу Международного энергетического агентства (МЭА), мировой парк электромобилей вырастет к 2040 году до 150 млн машин.

BP ожидает к 2035 году роста до 100 млн машин. ОПЕК прогнозирует, что к 2040 году в мире будет насчитываться до 226 млн электромобилей. 

Согласно самым оптимистичным прогнозам, доля электромобилей в мировом парке может к 2040 году составлять до 40%, отмечается в исследовании ИКСИ. В настоящее время этот показатель находится на уровне 0,2%.

На прошлой неделе исполнительный директор британской консалтинговой компании Longview Economics Крис Уотлинг в эфире телеканала CNBC заявил, что нефтяные цены через 6-8 лет могут опуститься до $10 за баррель из-за массового перехода на электрокары.

«Нефть не всегда играла ведущую роль в мировой экономике. 120 лет назад мир от нее не зависел», — напомнил Уотлинг.

Меньше качать, больше генерировать

Подобная тенденция, безусловно, окажет влияние на энергетические рынки, отмечает эксперт Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Екатерина Грушевенко.

 

Рост электромобилей естественным образом увеличит спрос на электрогенерацию и энергоносители (так как взят курс на экологичность, то в первую очередь это будет касаться газа и возобновляемых источников), а также негативно скажется на объемах спроса на нефть, отмечает эксперт.

Однако сколько именно нефти вытеснит с рынка экологичный транспорт оценить сейчас сложно. В 2016 году МЭА в сценарии New Policies предположило, что речь может идти об 1,3 млн баррелей в сутки к 2040 году. Bloomberg New Energy Finance оценивает этот показатель в 8,5 млн баррелей в сутки.

Согласно имеющимся прогнозам, в результате массового распространения электромобилей к 2040 году потребление нефти может снизиться максимум на 10 млн баррелей в сутки, отмечается в исследовании ИКСИ.

В 2016 году, по данным ОПЕК, объем потребления нефти в мире составил 95,4 млн баррелей в сутки.

Тренд на снижение потребления разного вида моторного топлива в Европе проявился еще 10 лет назад, задолго до проявления нынешней электромобильной истерии, отмечает старший консультант VYGON Consulting Александр Былкин. Причиной тому стали насыщение населения автомобилями и снижение расхода топлива машинами с ДВС, отмечает эксперт.

В настоящее время основное негативное влияние на потребление топлива — следовательно и на производство нефти — оказывает не рост продаж электромобилей, а прежде всего, повышение эффективности расхода топлива в новых машинах, соглашается Плеханов.

C 1980 года эффективность использования топлива выросла на 50%, то есть средний автомобиль может проехать на 50% больше пути, израсходовав тот же самый объем топлива.

Традиционные автопроизводители вынуждены соответствовать непрерывно ужесточающимся стандартам по расходу топлива и вредным выбросам, выпуская более экономичные машины, подчеркивает Былкин.

 

Эффект от роста эффективности транспорта в снижении потребления моторных топлива в Европе оценивается в 2,8 млн баррелей в сутки за последние 10 лет (при общем потреблении 12,2 млн баррелей в сутки). Вклад электромобилей в сокращение спроса на нефтепродукты на транспорте при этом не превышает 0,3 млн баррелей в сутки.

Именно фактор сокращения расходов топлива был и будет основным драйвером снижения потребления моторных топлив, составляющих 60% от глобального спроса на нефть, уверен эксперт.

Продолжение текущих тенденций с минимальной долей продаж электромобилей приведет к стагнации спроса на нефть к 2023-2025 гг., что на протяжении последних десяти лет уже можно наблюдать практически во всех развитых странах, добавляет он.

Хоронить нефть пока рано

Нефтяные компании и профильные международные организации озвучивают разные прогнозы по поводу пика потребления нефти в мировой экономике. В прошлогоднем прогнозе World Energy Outlook (обновляется ежегодно в ноябре) МЭА подчеркивает, что «эра ископаемого топлива далека от завершения».

Глобальное потребление нефти продолжит увеличиваться до 2040 года, так как ей сложно найти альтернативу в сфере автомобильных грузоперевозок, авиации и нефтехимии, отмечается в материалах агентства.

ОПЕК ждет пика в 2029 году, после чего спрос начнет снижаться на фоне сокращения выбросов парниковых газов участниками Парижского соглашения.

Корпорация Shell предполагает, что максимум потребления нефти может быть зафиксирован в начале 2030-х гг.

«Смею вас заверить, что слухи о «смерти» нефти сильно преувеличены. Нефть останется основой мировой топливной энергетики и на перспективу 20-30 лет вперед», — полагает глава «Роснефти» Игорь Сечин.

Росту потребления нефти в мировой экономике будет способствовать продолжение экономического роста в странах Азии, рассуждает Плеханов.

Кроме того, снижение спроса на моторное топливо в сфере пассажирского транспорта может быть компенсировано за счет роста в морских и авиаперевозках, в секторе коммерческого автотранспорта и в нефтехимическом комплексе, где экологические требования не такие жесткие, отмечает он.

Старший консультант VYGON Consulting Александр Былкин также считает, что говорить о закате нефтяной эры преждевременно. «Даже при высоких продажах высокотехнологичных автомобилей, в общем парке по-прежнему будет оставаться много привычного транспорта с ДВС», — отмечает эксперт.

Прогноз о том, что автомобили на жидком топливе к 2040 году полностью будут заменены на электромобили, пока остается дискуссионным, обращает внимание аналитик Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Александр Собко.

 

Но если это действительно произойдет, то спрос на электричество в ЕС повысится на 30-40% от текущих объемов генерации, что соответствует дополнительным как минимумом 200 млрд кубометрам газа в качестве топлива, поясняет он.

Все эти заявления об отказе от ДВС не носят статуса закона ни в одном из государств, поэтому вряд ли стоит ожидать, что во всех странах, особенно в Индии, где и так наблюдается низкая обеспеченность населения электричеством, этот переход будет осуществлен на 100%, обращает внимание Екатерина Грушевенко.

Большинство аналитиков и специалистов сходятся во мнении, что в перспективе ближайших 6-8 лет массовое распространение электромобилей вряд ли скажется на стоимости нефти.

Существуют более важные факторы, влияющие на динамику цен на сырье, отмечает руководитель аналитического отдела Grand Capital Сергей Козловский. Массовый отказ от нефти как сырья возможен в перспективе ста лет, и то с большими допущениями и отставаниями в десятилетия между странами.

Даже возможный запрет многих стран на двигатели внутреннего сгорания к 2050 году не обвалит нефтяные котировки, считает аналитик.

Источник: https://www.gazeta.ru/business/2017/10/20/10951334.shtml

39
571
10