Приёмы зомбирования в западных телесериалах: "Друзья"

На модерации Отложенный

Предыдущее здесь -  http://maxpark.com/community/289/content/6779096

   И вот, выходя на финишную прямую, «сериальная» часть моего обзора, подходит к уже не столь давнему творению американской телеиндустрии – долгоиграющему ситкому «Друзья», выходившему c 1994 по 2004 года на телеканале NBC и на протяжении 10 сезонов повествовавшему о жизни шестерых, мягко говоря, странноватых друзей-соседей по этажу – Чендлера, Росса, Джо, Моники, Рэйчел и Фиби. Действие сериала происходит примерно в то же время, что и его выход на экраны, когда на дворе «продвинутый» 20-й век сменяется ещё более «продвинутым» 21-м, когда, казалось бы, в цене интеллект и таланты, способности и умение мыслить рационально и нестандартно, стремление к изобретательству и трудолюбию, аккуратности и исполнительности – как без этих качеств вообще возможно двигать вперёд весь тот научно-технический прогресс, достигший таких высот за последнее столетие и лидирующие позиции в котором как раз и делают любую мировую державу державой? И носители всех этих достоинств сегодня действительно много где, что называется, в фаворе – но только не у западного шоу-бизнеса, и потому в «Друзьях» перед нами предсказуемо, в очередной раз, предстаёт набор весьма характерных персонажей. Персонажей, чудовищно тупых, постоянно несущих полный бред, неспособных внятно изложить свои мысли, совершенно не наученных жизнью с пользой общаться с себе подобными и зачастую умудряющихся не знать даже элементарных вещей.

Начнём с главных действующих лиц сей новеллы. Рэйчел Грин в исполнении Дженнифер Энистон – не блещущая умом, стервозная, капризная, истеричная, избалованная папенькина дочка, с детства не приученная ни к какому труду. Вынужденная, в силу обстоятельств, самостоятельно искать себе средства существования, она с трудом находит место официантки – но даже такую несложную работу умудряется делать из рук вон плохо, путая заказы и заставляя клиентов долго ждать. Проработав в заведении больше двух лет, она по-прежнему не знает простейших вещей – например, куда складывать использованные подносы. Мать из неё также никакая – свою новорожденную дочь она всё никак не может успокоить и это постоянно приходится делать Монике. Вместе с тем, не имея никакого профессионального опыта в индустрии моды, ей каким-то образом удается устроиться на довольно неплохую должность в компании самого Ральфа Лорена – таким образом, сериал недвусмысленно внушает зрителю, что смазливая внешность в деле построения успешной карьеры гораздо важнее профессиональных качеств и навыков. Способна, как ни удивительно, на нежные чувства к явному «ботанику» Россу – так тоже идёт установка на то, что построить более-менее стабильные отношения со столь ветреной особой будто бы вполне реально.

Моника Геллер (Кортни Кокс) – единственная изо всей шестерки, способная иногда на хоть какие-то проблески здравого смысла, однако и у неё есть свои прибабахи: она помешана на чистоте и порядке во всём и при каждом удобном случае пытается всеми командовать. Ближе к концу сериала выходит замуж за Чендлера – ещё одна, как и в случае с Рэйчел, установка на то, что по принципу «На безрыбье и рак – рыба» можно связать свою жизнь с человеком, который большую часть времени просто откровенно несносен.

Фиби Буффе (Лиза Кудроу) – совершенно неадекватный персонаж. Впечатление такое, что существует в какой-то своей, параллельной, реальности, имеющей довольно мало общего с нашей. Постоянно несёт жуткую околесицу, вгоняя в ступор даже лучших друзей, знающих её не один год, помешана на вегетарианстве, зоозащите, эзотерике и прочих «закидонах», заслуживающих внимания разве что психиатров, нередко доходя во всём этом до полного абсурда.

Чендлер Бинг (Мэтью Перри) – вечно пребывающий в депрессии, закомплексованный офисный работник. Вместо того, чтобы поддержать друзей в трудную минуту, постоянно отпускает едкие замечания по поводу каждого их промаха, в ответ, само собой, выслушивая встречные колкости с их стороны, в силу чего персонажи то и дело ссорятся. Судя по всему, наделив этого героя таким, довольно скверным, характером, создатели сериала вовсю «пиарят» цинизм и закомплексованность, которые, в пику истинной сплочённости, каковая обычно и отличает настоящих друзей, призваны пестовать законченных индивидуалистов. Для таких на самом деле может существовать лишь видимость дружеских отношений и само слово «дружба», по большому счёту - не более чем пустой звук.

Брат Моники Росс (Дэвид Швиммер) – как я уже писал, классический «ботаник» (разве что очков не носит) с тощей фигурой, неизбежной для подобных персонажей комедийных фильмов неуклюжестью, нелюбовью к спорту, неспособностью постоять за себя и взглядом побитой собаки, зацикленный на своих науках - он палеонтолог - и настолько нудно рассказывающий о событиях далёкого прошлого Земли, что на его лекциях засыпают даже его коллеги по институту. Своим нытьём и вечными жалобами на жизнь жутко достаёт всех вокруг, что не мешает ему уже к середине сериала дважды жениться – правда, оба раза неудачно: первая его жена оказывается лесбиянкой, вторая постоянно беспричинно ревнует его к его бывшей пассии и в конечном итоге дело снова заканчивается разводом.

Джо Триббиани (Мэтт Ле Бланк) – полная противоположность Россу: самодовольный и самоуверенный «качок» с мышлением деревенского увальня, повадками наглого самца, полным отсутствием знаний и интеллектом дошкольника, тугодум и нарцисс. Пытается стать известным актёром, но в силу того, что актёрские способности у него также практически на нуле, максимум, что ему удается – получить второстепенную роль в и так не шибко-то популярном телесериале «Дни нашей жизни». При этом не пропускает ни одной юбки, крутя романы, ни один из которых не длится больше двух недель, направо и налево.

Вот такие шестеро типов представлены в сериале в качестве ключевых персонажей – и какую же картинку с их участием разворачивает сериал перед зрителем? Среди всех шестерых снова нет ни одного заводского работяги. Чендлер – конторский служащий в статистическом управлении, при этом он далеко не в восторге от своего занятия и, естественно, всё делает спустя рукава. Росс вроде бы учёный, однако в кадре он никакими научными изысканиями не занимается – вся его работа всё время как-то задвинута на задний план. Моника – повар, работающий в недешёвом ресторане, однако как-то не слишком искусный – самодельное домашнее печенье, к примеру, у неё получается так себе. Рэйчел – типичный «белый воротничок», удачно устроившийся на «хлебное» место, но и её профессиональная компетентность оставляет желать лучшего: будучи начальником отдела, она принимает на работу бесполезного сотрудника только потому, что тайно влюблена в него. Актёр Джо и массажистка Фиби вообще не имеют постоянной работы, перебиваясь случайными заработками. К работе у всех шестерых по ходу дела довольно странное отношение – похоже, они ни слишком-то дорожат имеющимся местом и с лёгкостью расстаются со своими нанимателями (Чендлер запросто увольняется из учреждения, в котором проработал не один год, только потому, что его заставляют выйти на работу в праздничный день), не особо переживая по поводу того, на какие деньги будут жить. Да и среди прочих персонажей сериала вы не увидите ни одного американского Алексея Стаханова или Прасковьи Ангелиной - исключительно врачи (этих в сериале вообще просто немерено), психологи, юристы, актёры и их агенты, гееватые фотографы, не блещущие интеллектом топ-модели, устроительницы банкетов, биржевые брокеры и плюс к тому появляется множество персонажей, занятых вообще неизвестно чем. Мамаша Чендлера пишет откровенно третьесортные книги, которые, тем не менее, пользуются популярностью: «Описываешь три гостиницы, пять ресторанов, придумываешь изящный синоним для слова «член» - и всё, роман готов…» - таковы её «гениальные» писательские технологии, а общая экс-подруга Чендлера и Росса Дженис считает вполне приемлемым для себя вовсе нигде не работать, живя на алименты от бывшего мужа и попутно выклянчивая деньги у всех, у кого только сможет.

Всевозможные развлечения, тусовки, вечеринки, празднества, разрешение личных проблем, просиживание в кофейне за малосодержательными разговорами и тому подобное – вот что в «Друзьях» постоянно выставляется на передний план. Таким образом, равно как и предыдущие, рассмотренные мной, «мыльные оперы», сериал упорно занимается завуалированной дискредитацией человека труда, всячески вымарывая из кадра всё, связанное с производством – я уже писал, с какой целью.

У героев «Друзей» мышление подростков, все они крайне инфантильны и порой вообще ведут себя просто по-детски: Росс боится уколов и постоянно ноет по любому поводу, жалуясь буквально на всё, Чендлер и Джо, вызвавшись приглядеть за ребёнком Росса, забывают его в автобусе, а вместо сломавшегося обеденного стола покупают настольную игру. Герои не в состоянии собрать купленную в магазине мебель, даже прочитав инструкцию. Джоуи западает на красивые игрушки – без своей куклы, пингвина Хагси, он даже заснуть не в состоянии. Чендлер, как ребёнок, радуется ручке со стриптизом, Моника и Фиби в восторге от кукольного домика и ведут себя как малолетние девочки. Чендлер даже на четвёртом десятке продолжает с упоением смотреть порнофильмы, как известно, вряд ли способные повлиять на интеллект зрителя в лучшую сторону. Представить их с оружием в руках способных идти защищать своё отечество просто немыслимо. Они ничего не способны приготовить сами и постоянно заказывают на дом пиццу. Многие мужчины в сериале вообще явно женоподобны – они нерешительны, не умеют общаться с женщинами, принимать решения, опять же всё время ноют и жалуются друг другу на жизнь, даже поначалу харизматичный вроде бы эпизодический герой в исполнении Брюса Уиллиса на поверку оказывается слюнтяем и нытиком, со слезами на глазах всё время вспоминающим, как его дразнили в школе. На женской же «половине» франшизы ключом бьёт распущенность: дамы с лёгкостью меняют своих любовников, как перчатки, играючи заводя один роман за другим. Им и в голову не приходит хранить себя до брака, и за сериал Моника и Рэйчел успевают прогнать через свою постель чуть не по десятку мужчин каждая – у последней дело вообще доходит до того, что она в одно мгновение готова отдаться породистому соседу-итальянцу, едва с ним познакомившись, даже несмотря на то, что он совершенно не знает английского и она, естественно, ни слова не понимает из того, что он говорит. Сестра Рэйчел Эмми, будучи замужем, со спокойной совестью готова встречаться с женатым мужчиной, не видя ровным счётом ничего предосудительного в будущем разрушении как своей, так и чужой семьи.

Думаю, не стоит и говорить, что невежественность героев сериала по, как я вижу, уже вошедшей у западного телевидения в привычку, традиции, переходит все мыслимые границы. «Э-э… Был такой русский диктатор, который там всех поубивал…» - так отзывается Джо об Иосифе Сталине – и Чендлер с готовностью соглашается. Джо не знает даже, что Голландия и Нидерланды – одно и то же государство и думает, что Нидерланды – некая вымышленная сказочная страна, а также понятия не имеет, чем знаменит Ван Гог. Подруги и Джо не знают, кто с кем воевал во время Первой мировой войны: «Да вроде Штаты с Мексикой(!)…», Рэйчел не помнит, как называется столица Швеции, а Фиби, глядя на портрет Альберта Эйнштейна, думает, что это её родной дед. Однако одной только необразованностью дело в сериале далеко не ограничивается, и вслед за чокнутой Фиби и глупенькой Джилл – другой сестры Рэйчел, у которой на уме лишь шопинг - сценаристы вводят в сериал массу персонажей, уже душевное здоровье которых вызывает всё большие сомнения: психоаналитиков, которые сами явно не в ладах с головой, неадекватных фанаток звёзд, смешивающих своих кумиров с их персонажами, и прочих. Герой Джованни Рибизи в кадре забавляется тем, что расплавляет зажигалкой различные предметы, а живущий этажом ниже пожилой сосед всех шестерых вообще выглядит и ведёт себя, как пациент клиники для душевнобольных. Случайный знакомый Рэйчел в исполнении Бена Стиллера невоздержан и по любым поводам устраивает скандалы с целыми потоками грубой брани, один кавалер Фиби, не скрывая, заявляет, что пишет эротический роман для детей (т.е. является педофилом), а другой в исполнении Алека Болдуина постоянно беспричинно рад всему, что видит и слышит и громогласно выражает свой восторг, чем, в конце концов, доводит всех шестерых главных героев сериала просто до белого каления. В общем, просмотрев все десять сезонов сериала, я не увидел ни одного персонажа, которого можно было бы с полным правом назвать стопроцентно умным – и ведь в своё время весь этот 236-серийный паноптикум получил аж 6 премий «Эмми». Кто-то, конечно, мне возразит: если все действующие лица комедий будут вести себя разумно – над кем же мы тогда будем смеяться? Так прекрасно: пересмотрите ещё раз легендарную советскую комедию «Волга-Волга» с блистательной Любовью Орловой: там круг подобных «Друзьям» персонажей, глупость и неумелость которых и создавали множество комических ситуаций, ограничивался тупым бюрократом Бываловым в исполнении Игоря Ильинского и бездарным лоцманом в исполнении Владимира Володина – всё! Остальных действующих лиц фильма ну никак нельзя наградить термином «безмозглый». Советские комедии выставляли глупыми отдельных персонажей, всячески высмеивая их недалёкость – дабы народ избавлялся от неё. Западные комедии взращивали в своих зрителях глупость и продолжают её взращивать.

Исполняя волю своих высоких «заказчиков», создатели сериала Друзья» пошли ещё дальше – и к тем традиционным уже приёмам воздействия на умы, описанным мною ранее, добавились новые «ценности». В одной из серий второго сезона герой в исполнении актёра Джона Ловица приходит в гости к друзьям после пары выкуренных «косяков» и ведёт себя в кадре совсем уже неадекватно, а мама Рэйчел весело, задорно предлагает попробовать марихуану. С самого первого сезона в кадре появляется лесбиянка – бывшая жена Росса. Лесбийская пара в фильме показана вполне нормальной, собирающейся совместно воспитывать ребёнка, которого бывшая Росса родила от него – и доктор-гинеколог их полностью в этом поддерживает – будущая однополая семья в сериале всячески изображается как нечто достойное, нечто такое, что ничуть не хуже, чем семья традиционная. Во всё том же втором сезоне происходит уже настоящая лесбийская свадьба – и никто, включая всех шестерых главных героев, не против такого извращения: собирается много нарядных гостей, священник называет такой брак не иначе как «священными узами», публика от души веселится, а мама Рэйчел вовсю бахвалится тем, как танцевала с другой женщиной. Вообще, тема однополых отношений и приемлемости трансгендерства вполне себе буднично (т.е. преподносимая зрителю как нечто, вполне приемлемое) поднимается в фильме ещё не единожды: то персонажи откровенно смакуют историю о том, как Росс в детстве любил переодеваться в женское платье, то героини Дженнифер Энистон и Вайноны Райдер с упоением вспоминают, как когда-то целовались. Джо с удовольствием примеряет женское бельё, на свадьбе Чендлера и Моники появляется отец Чендлера – трансвестит, одетый и выглядящий, как женщина, а ближе к завершению в сериале появляется ещё одна лесбийская пара. Судя по всему, те технологии уже не ментального порабощения, а бескровной полной ликвидации неугодных наций через пропаганду наркотиков и ЛГБТ, что я буду описывать в главе «План Даллеса», нуждались сначала в апробации на собственном народе – и сериал «Друзья» оказался весьма удобной платформой для подобных «исследований»…