Жил был художник один - Нико Пиросмани
На модерации
Отложенный
Мечтательный кондуктор
Николай Пиросманишвили (позже друзья сократили его фамилию до Пиросмани) родился в 1862 году в грузинской области Кахетии, в бедной крестьянской семье.
Нужда и болезни свели в могилу отца, а за ним умерла и мать. Нико и две его сестры остались сиротами. Они решили перебраться в Тифлис, но в столице не нашли себе счастья и вернулись в родное село.
Маленький Нико стал пастухом. Пока отары овец щипали траву, мальчик в тишине и одиночестве подолгу созерцал удивительные горы, шапки снегов, хрустальные горные ручьи, остатки древних крепостей. Эта величественная красота внушала ему непонятное чувство — хотелось поделиться ею с другими. И Нико рисовал — простыми карандашами, неумело, но искренне.
Он с интересом стал присматриваться к работе странствующих художников, которые расписывали стены духанов и лавок, малевали вывески. Часто Нико подходил к ним и вел степенную беседу о тонкостях художественного мастерства. Именно этими беседами и наблюдениями и окончилось все его художественное образование.
В начале 80-х годов Нико решил опять перебраться в Тифлис. Юноша перебивался случайными заработками, питался чем попало и жил по разным углам.
Путем невероятных усилий он накопил совсем немного денег и открыл живописную мастерскую — решил рисовать вывески для многочисленных тифлисских торговцев. Но в столице существовал могущественный цех живописцев и конкурировать с ним оказалось очень сложно — Нико прогорел. Юноша, чтобы не умереть с голоду, устроился железнодорожным кондуктором. Эта работа требовала ответственности и исполнительности, а мечтательный Нико этими качествами отнюдь не отличался. И начальство наказывало его рублем — из 15 рублей своего жалования редко-редко Пиросманишвили удавалось получить хотя бы рублей 6.
Нико при этом продолжал рисовать свои картины, пытаясь выразить то, что творится в его душе. Но денег на холсты и краски не было, и Нико изготовлял краски своими руками, а вместо холстов использовал дешевую черную клеенку. Для творчества сил оставалось мало, ибо служба отнимала очень много времени. 4 года прослужил Пиросманишвили на железной дороге, занимаясь делом, совершенно чуждым его желаниям и интересам, пока все же не был уволен с выходным пособием в 45 рублей.
Актриса Маргарита
Нико к тому времени уже исполнилось 30 лет. Все его ровесники более-менее устроили свои жизни — хорошие семьи, дома, достаток. А кто он? Нищий, одинокий, бездомный, живущий в мире своих грез и фантазий… Пиросманишвили решил всерьез переменить жизнь. Собрав по друзьям и знакомым немного денег, он решил открыть собственную молочную лавку. К удивлению окружающих, дела у Нико пошли совсем неплохо. Он закупал у крестьян продукты, а тифлисcцы потянулись в его уютную лавочку, на вывеске которой хозяин самолично нарисовал двух коров — черную и белую.
Несколько лет Пиросманишвили успешно вел торговлю, после чего все же разорился. Точно не установлено, почему произошел крах, но, вероятней всего, дело было в любви…
Достоверно известно, что в 1905 году в Тифлис приехала на гастроли некая французская актриса по имени Маргарита, в которую влюбился впечатлительный торговец Пиросманишвили. Год прожила она в Грузии, и после ее отъезда остался портрет «Актриса Маргарита» и разорившийся лавочник Нико Пиросманишвили. Согласно легендам, влюбленный и пылкий грузин продал свое дело, чтобы подарить любимой женщине «море цветов».
Причем, легкомысленная француженка так и не ответила Нико взаимностью и отправилась восвояси.
Неизвестно, правда это или нет, но к 1906 году Нико Пиросманишвили опять остался без работы, денег и крова. Он превратился в бездомного бродягу, который перебирался из духана в духан, ища заказчика новых вывесок. За еду и выпивку он порой расплачивался своими картинами, которые владельцы заведений брали с большой неохотой, считая их бездарной мазней.
Спал он в различных каморках и углах, на голых досках. Весь свой скарб он носил с собой — ящичек с самодельными красками и рулон знаменитой черной клеенки.
Он много рисовал в эти годы. Излюбленными темами для его картин были пейзажи, в основном сельские — душой Нико стремился к родным местам. Любил он и богатые натюрморты и изображение веселых пирушек — вечно голодный художник рисовал редкие фрукты и невиданные яства…
В 1912 году в судьбе Нико Пиросмани едва не случился серьезный перелом. В Тифлис приехали знаменитые художники и поэты братья Зданевичи. В каком-то духане они увидели несколько работ Нико и пришли от них в неописуемый восторг. Они бросились разыскивать по Тифлису нищего художника, купили у него несколько картин и привезли их в Москву. Здесь работы грузинского самородка были показаны на выставке авангардистов. В Москве заговорили о необычном таланте, посвящали ему статьи, ожесточенно спорили в гостиных и салонах.
Слух о триумфе Пиросмани дошел и до Тифлиса. Местные маститые художники решили взглянуть на новоявленного гения и позвали Нико на заседание Грузинского художественного общества. Здесь Пиросмани произнес первую и последнюю свою официальную речь: «Посреди города, чтобы всем было близко, нам нужно построить большой деревянный дом, где мы могли бы собираться. Купим большой стол, поставим самовар, будем пить чай, говорить о живописи и об искусстве».
Из-за своей наивности Пиросмани и пострадал. Будучи добрым и честным человеком, он полагал, что все вокруг будут рады его успеху в Москве. Но спустя две недели в местной газете появилась карикатура, которая разбила сердце немолодого уже художника. Пиросмани был изображен с кистью в руках, рядом со своей картиной. Около него стоял критик и говорил: «Тебе нужно учиться, братец!.. Лет через двадцать из тебя выйдет хороший художник, вот тогда мы пошлем тебя на выставку молодых».
Пиросмани был уязвлен в самое сердце этой насмешкой и абсолютно потерял веру в себя. Последней каплей стало то, как злорадно и бурно обсуждали его друзья эту карикатуру. Пирсомани перестал общаться с людьми, писать картины. Целыми днями он сидел с бутылкой вина и бормотал: «Этот мир с тобой не дружен, в этом мире ты не нужен».
С тех пор Пиросмани уже почти не приходил в себя. Он очень много пил, забывался, не узнавал знакомых, разговаривал сам с собой, не писал картин, подолгу исчезал куда-то из Тифлиса. В 1918 году он в последний раз появился в столице. Грузию в то время сотрясали жуткие катаклизмы, у людей не было работы, денег на еду, и художника никто не мог подкормить даже куском хлеба.
Он жил в подвале, спал на каменном полу, прикрываясь своими жалкими лохмотьями. Как-то соседи заметили, что он не вылезал из своего подвала несколько дней. Они вытащили еле живого Нико и отвезли в больницу, где той же ночью он скончался. Его похоронили на кладбище в углу для бездомных и безродных…
Так скончался великий художник Нико Пиросманишвили. Спустя годы после его смерти он обрел настоящую славу. Каждое из полотен Нико, нарисованное дешевым красками на черной клеенке, нынче оценивается в миллионы долларов…
Комментарии
Комментарий удален модератором
Шар - это всего лишь геометрическое место точек, равнудалённых от центра в 3-мерном пространстве. По этому определению можно построить гипершар, скажем, в 4-мерном пространстве. Кто его знает как он выглядит...
У меня отец, покойный, был членом СХ. Авангардизм и наив не любил... Считал это не от мастерства, а от недоумия...
яковэнка в самый сэрдцэ попал....итить твой мат....
И художник, и поэт
Вот его вывеска
Здесь жио
Сапожник Шио
Вино пио
Сапоги шио
Я - сын художника
Просто статья слабенькая с точки зрения искусствоведения
© Рудольф Джулиани, экс-мэр Нью-Йорка, по поводу скандальной выставки "Сенсация. Молодые британские художники из коллекции Саатчи", 1999 год
Картина называется "Молодой рыбак"
Ещё бы - сильные статьи этому быдлу, когда для них предел, - "что там у хохлов, жидов, пиндосов"... футболистов, при случае..
Из разноцветных восков, абстракция, с ВСТРОЕННЫМИ свечками, он нм говорил:
- Типо поджигаешь, и на РАЗ.
Мы смеялись, но мужик уныло свой "шедевр" пытался вштырить "буржуям".
Хе, много весёлого было на Арбате в конце 80-х, начале 90-х.
Одна "Группа риска" того стоила. Они выступали у театра Вахтангова. Мне нравилось...
https://www.youtube.com/watch?v=gCMMBS_WbDE
Видео уже позже конца 80-х.
Это конечно не для тупых дебилов-комиссаров. Быдло - оно под маской ворованной - быдло мерзкое. Во всех ипостасях.
А миллионы за его картины - курам на смех (никто из народа даже 5 копеек не даст).
Обычное отмывание денег или уход от налогов...