Одержимый вселенской причинностью
На модерации
Отложенный
Альберт Эйнштейн, «Мир, каким я его вижу»
Цитаты из книги
Какой странный выпал нам, смертным, жребий! Каждый из нас тут краткий гость. С какой целью мы не знаем, хотя думаем иногда, что ощущаем ее. Но без глубокого размышления знаем, что существуем для других людей, – знаем это из повседневной жизни. Прежде всего для тех, от улыбки и благополучия которых зависит наше собственное счастье, а затем для многих, незнакомых нам, к судьбе которых мы привязаны узами симпатии. Ежедневно, сто раз в день, я напоминаю себе, что в основе моей внутренней и внешней жизни лежит труд многих людей, живых и мертвых, и что я должен отдать той же мерой, что я получил и продолжаю получать…
Я думаю, что главные человеческие ценности – это не политические декларации, а творчество мыслящих и чувствующих личностей…
Когда человека излишне почитают, это, на мой взгляд, никогда не оправдано. Конечно, природа наделяет своих отпрысков дарами в разной мере. Однако, благодарение Богу, на свете много одаренных людей, и я совершенно убежден, что большинство из них живут скромно и обходятся без наград. И мне кажется вопиющей несправедливостью и даже дурновкусием безудержно восхищаться немногими избранными, приписывать им сверхчеловеческие качества ума и характера. Такой была моя судьба, и контраст между тем, как оценивала мои достижения и способности широкая публика, и реальным положением дел попросту нелеп…
Подлинная ценность человека в первую очередь определяется мерой и смыслом, в каких он сумел отрешиться от своего «я»…
Самое прекрасное, что только может выпасть нам на долю, – это тайна. Стремление разгадать ее стоит у колыбели подлинного искусства и подлинной науки. Тот, кто не знает этого чувства, утратил любопытство, неспособен больше удивляться, все равно что мертвый, все равно что задутая свеча…
Культура в своих высочайших проявлениях – тепличное растение, которое растет только в определенных условиях и цвести будет далеко не везде. Да и там, чтобы расцвести, ему нужен определенный уровень благосостояния, который позволит ничтожной доле населения трудиться над тем, что не связано непосредственно с поддержанием жизни. Кроме того, ему нужна моральная традиция уважения к культурным ценностям и достижениям, из почтения к которой классы, производящие продукцию, необходимую для жизнедеятельности, снабжают этот класс средствами к существованию…
Что касается человеческой свободы в философском смысле, в это я определенно не верю.
Все действуют не только под принуждением внешних сил, но и сообразно с внутренней необходимостью…
Изобретательский гений человека за последние сто лет подарил нам столько благ, что если бы политическая организация поспевала за техническим прогрессом, жизнь стала бы счастливой и беззаботной. Но пока что все эти достижения, стоившие немалых трудов, в руках нашего поколения – все равно что бритва в руках трехлетнего ребенка…
По мне, человек, который находит удовольствие в том, чтобы маршировать в строю под звуки оркестра, уже достоин презрения. Головной мозг достался ему по ошибке – спинного было бы довольно. Эту болезнь цивилизации следует искоренить со всей возможной поспешностью. Героизм по приказу, бессмысленная жестокость, все эти гибельные глупости, творимые во имя патриотизма, – как же я их ненавижу! Война представляется мне мерзостью и злом, я бы лучше дал разрезать себя на мелкие кусочки, чем участвовал в столь отвратительном начинании…
Я совершенно убежден, что никакие богатства в мире не продвинут человечество по пути прогресса, даже если попадут в руки самого преданного борца за гуманность. Примеры великих характеров и чистых душ – вот единственное, что способно породить светлые идеи и благородные дела. А деньги лишь тешат самолюбие и всегда вводят владельцев в искушение использовать их во зло. Разве можно представить себе денежные мешки Карнеги в руках Моисея или Ганди?..
Среди самых глубоких научных умов едва ли найдешь человека, лишенного своего особого религиозного чувства. Однако это чувство отличается от религии профана. Для последнего Бог – существо, на чью благосклонность он уповает и чьего наказания страшится, сублимация чувства, подобного любви ребенка к отцу – существу, с которым он в определенной степени в родстве, – пусть даже это чувство сильно окрашено благоговением. Но ученый одержим чувством вселенской причинности. Будущее для него до последней мелочи столь же определенно и неизбежно, сколь и прошлое. В морали нет ничего божественного, это исключительно человеческое изобретение. Религиозное чувство ученого приобретает форму восторга и восхищения гармонией законов Природы: ведь за ними стоит разум, по сравнению с величием которого любые систематические размышления и действия человеческого существа – всего лишь смутное отражение…
Комментарии
Альберт Эйнштейн создал атомную бомбу.
США использовали его труд для уничтожения тысяч людей.
Эйнштейн не создавал атомной бомбы, он только, по просьбе научных коллег, написал письмо президенту США о необходимости проведения работ в этом направлении, чем и стимулировал начало этих работ.
Опять пустое брюхо урчит? Не пойму, в чём же по твоему смысл жизни человека? Кроме учёных, на шее у бюджета висят ещё учителя с врачами. Или ты и их готов прогнать от кормушки, чтоб тебе больше досталось?
производства и по сути является вкладом в прогресс. Вот вы куда вкладываете свои личные деньги не скажете, небось дальше жратвы и шмоток дело не идёт или я не прав?
Маркс, конечно не Эйнштейн, но ошибка уж больно вредной оказалась.
Да ещё наши вроде собираются новый коллайдер построить чтобы переплюнуть Швейцарский, как видите указки одной явно не хватит.
Пусть сначала теоретики между собой договорятся.
Это же как минимум не скромно...
Эйнштейн имел представления своего времени, а наука не стоит на месте и выправляет ошибки допущенные кем бы то ни было.
Наука тем и отличается от религии, что в ней отсутствует догматизм.
Некоторые научные гипотезы давно окаменели превратившись в догмы. Большой Взрыв, Чёрные Дыры (которые Вы разоблачаете, кстати) и т.п.
Вот недавно прочитал: "независимость скорости света от скорости источника света не отменяет правила векторного сложения скоростей." Как это понимать? От векторного сложения скоростей один шаг до школьной истины: "гипотенуза всегда больше любого из катетов". А один из катетов - скорость света! Одной догмой стало меньше? Или одним парадоксом больше?
Околонаучные гипотезы о Большом Взрыве и Чёрных Дырах кое-кому выгодно превратить в догму, посуольку на этом материале можно получать научные дивиденты в виде написания неких математически построенных работ, носящих фантастический характер, но публикуемых в научных журналах.
Что же касается правил векторного сложения скоростей, то это происходит при помощи тензорной алгебры и осуществляется без проблем, связанных с гипотенузой. Там нет парадоксов.