✿ღ✿СУДЬБА МАРИНЫ✿ღ✿

На модерации Отложенный



             Чуть ли не каждый день знаменитый режиссер приходил к дому, где Ладынина снимала квартиру, сидел у двери и ждал, когда она пойдет гулять с ребенком. А дождавшись, умолял простить и выйти за него замуж.

Посмотрев фильм «Богатая невеста», я стала поклонницей Марины Ладыниной. Как же хороша была ее Маринка Лукаш! Как задорно пела: «А ну-ка, девушки! А ну, красавицы!» Марина Алексеевна была абсолютно органична в каждой своей роли. Ее ничуть не портили ни платок свинарки Глаши, повязанный на деревенский манер, ни безразмерный комбинезон, в котором трактористка Марьяна Бажан ставила производственные рекорды. А как выразительны были ее лирические героини — Варя Панкова, договорившаяся встретиться с любимым на Каменном мосту в шесть часов вечера после войны, или Наташа, вдохновившая милого сердцу друга на грандиозную ораторию «Сказание о земле Сибирской», или кубанская казачка Галина Пересветова! Познакомиться с Ладыниной и лично высказать ей слова восхищения стало пределом мечтаний. И такая возможность представилась.



Мой добрый знакомый был вхож в дом Марины Алексеевны и ее мужа Ивана Александровича Пырьева. Рабочий по профессии, он время от времени что-то у них ремонтировал, помогал по хозяйству. И однажды договорился, что Ладынина меня примет. Они с Пырьевым жили в четырехкомнатной квартире на двадцать четвертом этаже высотки на Котельнической набережной, туда я и отправилась с подружкой. Встретив нас в большой комнате, Марина Алексеевна первым делом спросила, чем мы занимаемся. 

Я рассказала, что в совершенстве владею французским языком. Окончила иняз, преподавала в коле рабочей молодежи, потом служила на таможне и во Внешпосылторге, а теперь работаю переводчицей в посольстве. Ладынина оказалась очень простой в общении, и наш непринужденный разговор получился неожиданно долгим. Но вдруг мимо открытой двери по коридору прошел Пырьев в ярко-красном шелковом халате. Нас он как будто не заметил. Марина Алексеевна, что-то рассказывавшая о себе, резко осеклась и стала прощаться: «Девочки, вы звоните, заходите». Мы еще не знали, что ее отношения с мужем трещат по швам.

Они прожили вместе больше двадцати лет. Не будет преувеличением сказать, что именно Пырьев сделал из Ладыниной звезду. Известный режиссер дал ей главные роли в девяти своих фильмах, за пять из них актриса удостоилась Сталинской премии. Многие считают, что роковой для супругов стала картина «Испытание верности», где Марина Алексеевна сыграла обманутую жену. По сюжету муж бросает ее, но она с достоинством выдерживает удары судьбы. В жизни Пырьева и Ладыниной все получилось иначе.


 
Когда Иван Александрович готовился к съемкам, Госкино издало распоряжение, согласно которому режиссерам категорически запрещалось снимать в своих фильмах... собственных жен. Таким образом роль Ольги Калмыковой уходила от Ладыниной и вполне могла достаться молодой артистке Кларе Румяновой, чьи кинопробы оказались удачными. Однако в итоге все равно снималась Марина Алексеевна, и причиной тому стала одна некрасивая история, которую обсуждал весь «Мосфильм».

Не секрет, что Иван Александрович, несмотря на постоянное присутствие жены, имел обыкновение влюбляться в своих актрис, не избежала такой участи и Клара. Но когда режиссер недвусмысленно дал понять, что ждет ответных чувств от Румяновой, иначе просто не сможет с ней работать, та в резкой форме его отшила, не задумываясь о последствиях. Уязвленный Пырьев пошел к председателю Госкино, выложил перед ним на стол фотопробы Ладыниной и Румяновой, причем карточки Клары отобрал самые неудачные, и поставил вопрос ребром: «Вы действительно хотите, чтобы я снимал эту дурнушку? Если да, то за качество фильма не отвечаю».

Несмотря на приказ, роль незамедлительно отдали Ладыниной. А актерская карьера Румяновой в результате сложилась не так удачно, как могла бы. Никто не отваживался приглашать строптивую актрису, не угодившую всесильному Пырьеву. Она была талантливой, но так уж вышло, что едва ли не вершиной ее актерского мастерства стал Заяц из мультфильма «Ну, погоди!», которого она озвучивала.

Естественно, случившееся не осталось тайной для Марины Алексеевны. В ее отношениях с Пырьевым появилась серьезная трещина. А углубилась она, когда Иван Александрович, приступивший к экранизации «Идиота», утвердил на Настасью Филипповну Юлию Борисову, а жене, которая просила его об этой работе, коротко сказал: «Не подходишь по возрасту, слишком старая». Можно только представить, насколько обидно было слышать подобное. За «Идиотом» последовали «Белые ночи». Поиски актрисы на роль Настеньки вывели Ивана Александровича на студентку вгиковской мастерской Михаила Ромма Людмилу Марченко, к тому моменту уже успевшую сыграть в «Отчем доме» у Льва Кулиджанова. Верный себе Пырьев влюбился в нее и утвердил без проб.

Я была знакома с сестрой Николая Гриценко Лилией, однажды побывала на вечере романса в Октябрьском зале, в котором та участвовала, дождалась ее после выступления, наговорила комплиментов. Лиля была тронута, пригласила в гости. Так и подружились. Я жила на Арбате неподалеку от общежития Театра Вахтангова, где одну из квартир занимали Николай Олимпиевич с матерью. Лиля иногда просила навестить их, отнести продукты, помочь прибраться. Она тогда ушла от Бориса Равенских к красавцу-актеру Александру Шворину, снимала комнату, но роман с Сашей долго не продлился.

 

Позже Лиля купила двухкомнатный кооператив у метро «Аэропорт». Там я и познакомилась с Марченко. Они были соседками, и Люся (ей квартиру приобрел Пырьев) часто заглядывала к Лиле на огонек. Так что историю ее взаимоотношений с именитым режиссером я слышала, что называется, из первых уст. Марченко не любила Ивана Александровича, он ей годился в деды. Но Пырьев проявлял настойчивость, опекал и даже выражал намерение развестись с Ладыниной и жениться на ней. Люся обещала подумать над предложением и все тянула время. Зная о мстительности режиссера, она боялась отказом испортить отношения с ним. Но чуть ли не с первого дня съемок у нее начался роман с Олегом Стриженовым, партнером по фильму «Белые ночи». Вот кого Марченко любила безмерно! Олег был женат, Людмилу это не смущало: в планах на будущее она отводила ему главное место. Но как это часто случается в кино, только завершились съемки — окончился и их с Олегом роман. Стриженов порвал с Люсей несмотря на ее беременность. Сохранять в такой ситуации ребенка она не захотела. Аборт, сделанный на дому, оказался роковым, рожать после этого Марченко больше не могла.

Свое горе Людмила глушила старым проверенным способом — алкоголем. Потом вышла замуж и вскоре развелась, затем еще раз. Второй супруг оказался страшным ревнивцем, впрочем Люся признавалась, что поводы для этого давала. Однажды во время семейной ссоры он набросился на жену и изрезал ей лицо. Так в двадцать шесть лет Марченко потеряла любимую профессию. Врачи сделали все что могли, но даже тонны косметики не спасали. Едва включались софиты, шрамы отчетливо проступали сквозь грим.

Когда мы познакомились, Люся была замужем в четвертый раз — за художником-графиком, иллюстратором Сергеем Соколовым, который прекрасно к ней относился. Марченко старалась держаться, выпивала гораздо меньше, чем прежде. За столом у Лили она могла позволить себе пару рюмок, шутя при этом: «Только не говорите мужу. Если я выпью рюмку, когда он работает, недоволен — мешаю. А когда он отдыхает и я выпиваю — опять ругается. Мол, пользуюсь моментом». Своего художника Людмила пережила лишь на несколько месяцев. Она ушла, когда ей исполнилось всего пятьдесят шесть...

И Ладынина, и Марченко служили в Театре киноактера, так что волей-неволей пересекались. Марина Алексеевна относилась к ней по-доброму, сочувствовала. Ведь причиной ее развода с Пырьевым была не Люся, что бы по этому поводу ни говорили. Да и после Люси он не оставался в одиночестве. Начал снимать картину «Наш общий друг» и закрутил роман с Натальей Фатеевой.

Начался раздел жилплощади. Марина Алексеевна спросила сына, уже взрослого человека:

— Андрей, с кем ты хочешь остаться?

— Мне все равно!

— Если все равно, оставайся с отцом, — обиделась она.

Скажи он, что хочет жить с матерью, возможно, им двоим и оставили бы ту четырехкомнатную квартиру. Все-таки Марина Алексеевна была народной артисткой СССР. Но Андрей переехал с Пырьевым в трехкомнатную квартиру на Смоленскую улицу. А Марина Алексеевна перебралась в «двушку» на пятом этаже в том же доме на Котельнической. Она сразу же возненавидела ее, и не без оснований. Комнаты были смежно-изолированными, одна вообще крошечная, при этом кругом — сплошные двери. Кухонька маленькая, двоим уже не развернуться. Но больше всего угнетало отсутствие солнца: все окна выходили во двор высотки, не покидало ощущение, что ты находишься в каменном мешке. Ладынина постоянно твердила: «Буду меняться!» Но так и не собралась.


 
Так вот, Иван Александрович подал заявление в суд с просьбой развести его с Ладыниной после того, как в его руки попало письмо Марины Алексеевны в Центральный комитет партии, где она просила наказать мужа за аморальное поведение. Уверена, не ознакомься он с этой бумагой, они бы пережили кризис и остались вместе. И еще считаю, что сама Ладынина никогда бы не додумалась сочинить подобный донос.

Дело, видимо, было так. Марина Алексеевна дружила с Ниной Аджубей, матерью Алексея Аджубея, зятя Хрущева. Та была высококлассной портнихой, у которой обшивалась вся московская элита. Ладынина делилась с подругой всем, что происходило в семье. Вот Нина и посоветовала вернуть мужа с помощью ЦК. Под ее влиянием Марина Алексеевна составила текст, но с его отправкой медлила. Все сомневалась: стоит ли? Как мне рассказал ее сын Андрей Ладынин, мать скомкала письмо и выбросила в мусорное ведро. А домработница, служившая в их доме много лет и симпатизировавшая Пырьеву, вытащила его и передала хозяину. Иван Александрович прочитал, собрал чемоданчик и ушел от жены навсегда...

В тот тяжелый период я находилась рядом с Мариной Алексеевной. Пырьев подал документы на развод. Судебное заседание несколько раз переносилось. Ладынина просила отложить решение, надеясь, что муж одумается: она по-прежнему его любила. Но Иван Александрович, что называется, закусил удила. С третьего раза их развели. Я сопровождала Ладынину на то заседание, она попросила в зал не заходить, подождать в коридоре. Через час вышла вся красная. По дороге домой рассказала о том, что ей только что пришлось вытерпеть: «Представляешь, Иван вызвал в качестве свидетельницы нашу домработницу. Что она несла! Убеждала судью, что все партнеры по фильмам становились моими любовниками. Как такое могло прийти ей в голову?! Иван же постоянно находился рядом!»
 
Новое жилище вгоняло Марину Алексеевну в депрессию, она не переносила одиночества, и я старалась быть с ней каждую свободную минуту, выслушивая рассказы о прошлом.

Ладынина родилась в деревне Скотинино Смоленской области, откуда ее крестьянская семья переехала в Красноярский край. Название Скотинино резало слух, так что со временем актриса стала говорить в интервью и на встречах со зрителями, что родилась в сибирском Ачинске. Она была старшей дочерью в семье, помимо нее росли две сестры и брат. Ладынина безумно любила отца. Он был простым человеком с тремя классами церковно-приходской школы, но ее подружки называли его лордом за такт и безупречные манеры. Когда они приходили к Марине в гости, Алексей Дмитриевич всех встречал, принимал пальто, вешал и возвращался к своим делам. Когда же девочки уходили, помогал одеться. Он был хорошим, добрым человеком, очень любил дочь. А вот с матерью отношения у нее не складывались.

Мария Наумовна отличалась жестоким нравом. Марина с детства пристрастилась к книгам и как-то, зачитавшись, забыла подоить корову. Мать вернулась домой, увидела, что дочь свои обязанности не выполнила, схватила табуретку и принялась лупить ею девочку. Та выскочила на улицу в чем была, а случилось это зимой в сибирские морозы. Мимо дома проезжал обоз с сеном, Марина прицепилась к одним саням и поехала неизвестно куда. Потом, почувствовав, что замерзает, перепугалась и побежала назад. Она была упорной, с характером, вот ей и доставалось от матери больше всех.

А однажды совсем маленькой провалилась в выгребную яму. Так и утонула бы, но на счастье рядом оказался местный житель. Он вытащил ее и сказал: «Не расстраивайся, это хороший знак. Будешь счастливой!»

Ладынина была способной ученицей, когда заболевал кто-то из учителей, ее просили подменить, а по вечерам Марина подрабатывала суфлером в местном Доме культуры, где обитал народный театр. Иногда и на сцену выходила — ведь подсказывая из будки текст, выучила все роли наизусть. Там ее однажды и заметил заезжий столичный актер. Его вердикт был однозначным: «Вам нужно поступать в театральный». Звезды сошлись: за отличную учебу девушку премировали путевкой в Москву. Мать была уверена, что дочь попробует поступить в университет, но та с первого раза прошла в ГИТИС.

Студенткой Марина вышла замуж за своего однокашника, будущего народного артиста, звезду Малого театра Ивана Александровича Любезнова. Но очень быстро поняла: скоропалительный студенческий брак — ошибка. Оба совсем не были к нему готовы. Любезнов Марину страстно любил, но ревновал к каждому столбу, на ровном месте мог устроить сцену. Этот союз был обречен, хотя формально еще какое-то время длился.

 


По окончании ГИТИСа Ладынину приняли во МХАТ. Сам Владимир Иванович Немирович-Данченко привечал Марину, не раз подчеркивая: «Вы наша актриса».

В одной компании она познакомилась с сотрудником итальянского посольства. Это была любовь с первого взгляда. Поклонник сразу же предложил выйти за него замуж и уехать в Италию. Но времена были строгими, иностранный контингент круглосуточно находился под колпаком у компетентных органов. Марину Алексеевну вызвали на Лубянку и предложили:

— Хотите и дальше поддерживать отношения с вашим любовником — должны будете информировать нас о каждом его шаге, разговорах, связях.

Ладынина возмутилась:

— Стучать?! Никогда!

Ее предупредили:

— Откажетесь сотрудничать, сломаем вам жизнь! Больше не будете играть ни в театре, ни в кино!


 
Чуть ли не на следующий день ее вызвали в первый отдел МХАТа и предложили уволиться по собственному желанию. Григорий Рошаль, у которого она в тот момент проходила пробы, вдруг заявил: «С Ладыниной невозможно работать, у актрисы очень тяжелый характер». Юрий Завадский, бывший совершенно не в курсе подоплеки разворачивавшейся драмы, пригласил Марину Алексеевну поехать с ним в Ростов, где он организовывал новую театральную студию. Ладынина уже собрала чемодан, как ее снова вызвали по известному адресу: «Мы знаем о предложении Завадского, но вы никуда не поедете, если не передумаете!» Марина Алексеевна говорила: «Завадский до конца жизни не знал, почему я отказалась с ним работать. Я давала подписку о неразглашении того, о чем говорилось на Лубянке». А фактически спас ее Пырьев, что Ладынина никогда и не отрицала.

Она любила вспоминать, как познакомилась с Иваном Александровичем, утверждала, что сама судьба привела их друг к другу. Впервые они встретились в гостях у общих знакомых, сидели за столом, весь вечер разговаривали, из дома вышли вместе. На улице Марина увидела, что ее троллейбус вот-вот отправится с остановки, побежала и успела вскочить на подножку. Пырьев бросился следом, но двери захлопнулись прямо перед его носом. «Значит, не судьба», — развел руками Иван Александрович. И тут водитель открыл двери, чтобы подобрать опоздавшего пассажира. Пырьев проводил Марину до дома.

Он приступал к работе над картиной «Богатая невеста» и тут же предложил главную роль новой знакомой. Ему, разумеется, тоже разъяснили, что снимать эту актрису нельзя, поскольку она запятнала честное имя советской гражданки связью с иностранцем. Но авторитет режиссера после картины «Партийный билет» был настолько велик, а его преданность власти так безусловна, что кандидатуру Ладыниной как единственно возможной Маринки Лукаш пробить все-таки удалось. 


 
Конечно же, истинная причина его настойчивости крылась в том, что он влюбился в Ладынину. «Ты не только актриса, которую я намерен снимать во всех своих фильмах, — говорил он. — Ты — моя женщина! Я это чувствую». Пырьев был женат на Аде Войцик, у них рос сын Эрик. Но в киноэкспедиции в Киеве Иван Александрович поселился с Ладыниной в одном номере, благо в студийной гостинице правила были не слишком строгими. Разумеется, Ада, проинформированная об этом, тут же примчалась к мужу. Свидетели их встречи утверждали, что ей удалось застукать влюбленную парочку прямо на месте преступления. Ада скандала не устраивала, лишь предупредила Ладынину: «На чужом несчастье счастья не построишь, он тебя тоже когда-нибудь бросит!» Войцик возвратилась в Москву, а Пырьев остался в Киеве доснимать фильм. Роман с Ладыниной продолжился. Сообщать Ивану Александровичу о своей беременности Марина Алексеевна не стала: не хотела на него давить. А тот, вернувшись в Москву, помирился с женой.

Чиновникам «Богатая невеста» не понравилась, но картину затребовали на госдачу и там во время просмотра зритель номер один от души посмеялся. Это и решило участь фильма. И не только его — Марину Алексеевну приняли в штат «Мосфильма». Живот Ладынина умело скрывала под свободным платьем. Однажды она столкнулась с Пырьевым на студии в очереди у кассы. Марина получила довольно крупную сумму. Иван Александрович, стоявший позади, страшно удивился: «Почему ей так много заплатили?» А актрисе помимо обычной зарплаты начислили еще и декретные.

Из роддома ее забирал... Любезнов. «Ванька тогда пообещал:

— Буду любить тебя и твоего сына, никогда словом не попрекну, что ребенок не от меня, только вернись, — рассказывала Марина Алексеевна.

— Нельзя дважды войти в одну и ту же реку, — ответила она и без всякой задней мысли добавила: — На мне что, свет клином сошелся? Вон моя сестра Валентина свободна, женись на ней».

Все чуть с ума не посходили, когда Любезнов так и поступил. В Малом театре были уверены, что он пошел на этот шаг, чтобы быть поближе к Марине. Он любил ее до конца жизни. Но вот отношения самих сестер складывались непросто.

Марина Алексеевна сделала все от нее зависящее, чтобы вытащить семью из Сибири. Там остался лишь брат, наотрез отказавшийся от переезда. Валентина нигде не работала, просто была женой знаменитого артиста, но когда в Москву приехал отец Алексей Дмитриевич и попросился к дочери пожить, та его не пустила, сказав, что ей и без того сложно ухаживать за мужем, растить сына, еще одного человека она не потянет. Марину это страшно возмутило. Человек горячий, она поехала к сестре и только та открыла дверь, без предупреждения врезала ей по лицу. А потом, пока Валентина была жива, ни разу не переступала порога ее дома. В итоге родители поселились у Марины. Жили то в квартире на Котельнической, то на даче под Москвой, которую ей оставил Пырьев.


 
История семьи Любезновых трагична. Сын Михаил пошел по стопам отца — стал актером, тоже служил в Малом театре. Зрители помнят его по фильму «Здравствуйте, я ваша тетя!», где он сыграл племянника Донны Розы. Михаил полюбил женщину с ребенком, но Валя, считавшая, что та ему не пара, устраивала скандалы. Михаил все-таки на ней женился. Страдая от того, что мать не принимает его избранницу, все больше выпивал. Он ушел рано, покончив с собой. В чем была причина такого решения, теперь уж и не узнать. Потеряв единственного сына, его мать начала таять на глазах и вскоре отправилась следом за ним. А позже, в лихие девяностые, пропал без вести внук Любезновых. Странная история, в которой больше вопросов, чем ответов. Вроде бы он затеял какой-то бизнес и попал в поле зрения криминальных структур, предложивших свою крышу. То ли он от их услуг опрометчиво отказался, то ли кому-то задолжал... Факт остается фактом: однажды он исчез и больше не появился. Скорее всего, был убит.

В последние годы своей жизни Иван Александрович Любезнов стал самым близким для Ладыниной человеком. Марина Алексеевна часто заезжала к нему в гости, накрывала стол, кормила его. Как-то раз пошутила:

— Ванька, нам надо снова пожениться!


 
— Марина, мне осталось недолго, слышу, как Валентина меня зовет, — грустно ответил он и вскоре действительно умер... Но я забежала далеко вперед.

Когда слухи о том, что Ладынина родила сына именно от него, дошли до Пырьева, он все-таки оставил жену. Но оказалось, что Марина вовсе не торопится броситься к нему в объятия. Чуть ли не каждый день знаменитый режиссер приходил к дому, где Ладынина снимала квартиру, сидел у двери и ждал, когда она пойдет гулять с ребенком.

А дождавшись, умолял простить и выйти за него замуж. И она сдалась. Стали жить вместе. Но официально расписались, это мне рассказывала сама Ладынина, когда Андрею уже исполнилось пятнадцать лет. Друзья настаивали: «Марина, ты постоянно ездишь на гастроли, летаешь. Мало ли что с тобой может случиться! У сына должен быть отец!» Фамилию Андрею решили не менять — уж если столько лет он был Ладыниным, пусть им и остается.

Марина была сумасшедшей матерью, про таких говорят: «еврейская мама». Она сделала все от нее зависящее, чтобы у Андрея и сына Пырьева от Ады Войцик сложились братские отношения, нередко вывозила их вместе на отдых к морю. Эрик не держал на нее зла, несмотря на то что Марина разлучила его отца с матерью.

Но изумительные отношения с сыном были у Ладыниной лишь до тех пор, пока у того не наступил переходный возраст: «Однажды вернулась домой и вижу — сидит чужой ребенок. Он вдруг перестал быть ласковым, видно в нем все-таки проявился жесткий отцовский характер». Ни Марина, ни Пырьев не знали, что Андрей поступает во ВГИК на режиссерский факультет. «Позвонила в учебную часть, чтобы узнать, прошел ли сын одних моих знакомых, они хотели, чтобы я за него попросила, — рассказывала Ладынина, — а меня спрашивают:

— Почему вы не интересуетесь сыном?

— А что с моим сыном?

— Его принял в свою мастерскую Григорий Михайлович Козинцев.

Я так и села».

Ладынина считала сына талантливым, но в другом виде искусства. Тот прекрасно рисовал, и ей казалось, что Андрею надо стать художником. Он снял всего шесть фильмов, в основном детективных, самый известный — «Версия полковника Зорина» с Всеволодом Санаевым в главной роли. Марина Алексеевна их смотрела и всегда страшно критиковала, сравнивая с картинами отца, сына это, конечно же, обижало, хотя он и старался не показывать вида. Но Ладынин занимался не только кино, еще он ставил детские спектакли, для чего требуется особый дар, которым Андрей, вне всякого сомнения, обладал. Он никогда не обращался к родителям за помощью, не просил о протекции, всего добиваясь самостоятельно. Очень сблизился с Эриком, который тоже пошел по отцовским стопам. Правда, не разделял его пристрастия к спиртному.


 
Судьба Эрика сложилась трагически. Этому посвятил повесть «Дом кино» писатель, сценарист Владлен Кагарлицкий. Еще Эйзенштейн снял его в роли Ивана Грозного в детстве. Он выглядел на экране очень убедительно. После этого Иван Александрович посчитал, что Эрик должен связать свою жизнь с кино. Но актерских способностей взрослый сын не обнаруживал, стал учиться на операторском факультете ВГИКа, тоже не потянул. Отец сделал все, чтобы Эрика не отчислили, а перевели на режиссерский. Постановщиком Эрик не стал, работал вторым режиссером, в основном у своего друга Владимира Скуйбина, автора популярного фильма «На графских развалинах» по повести Аркадия Гайдара. (В скобках замечу, что Нина, жена Владимира, которого сразил тяжелый недуг, впоследствии вышла замуж за Эльдара Рязанова.) А еще занимался дубляжом зарубежных фильмов. 

Женился Эрик на манекенщице, они, что называется, нашли друг друга — оба сильно увлекались алкоголем. Когда жена Эрика потеряла работу, ее выслали в Яхрому, в колонию-поселение. В советском Уголовном кодексе была статья, наказывавшая тунеядцев. Пырьев не стал вступаться, считал, что таким образом сын наконец-то избавится от дурного влияния. Дочь Эрика Машу взяла на воспитание Ада Войцик. Однажды Эрик поехал на свидание к жене, повез не только продукты, но и двадцать рублей — немалые по тем временам деньги. Зэчки про это прознали, отняли, а за то, что сильно сопротивлялась, изнасиловали. Бедная женщина не выдержала унижений, покончила с собой... Похоронив жену, Эрик пустился во все тяжкие. 


 
Он был заядлым бильярдистом, играл на деньги. Проигравшись, шел просить в долг у отца. Тот приходил в бешенство, но Эрика всегда спасала Лионелла, она довольно часто выплачивала его долги. Марина Алексеевна тоже не оставалась в стороне. Она любила и жалела Эрика, но тот слетел с катушек и проиграл две с половиной тысячи рублей — гигантскую сумму. Три тысячи стоил автомобиль. Отец обещал погасить долг, если сын возьмется за ум. Эрик не в первый раз поклялся изменить жизнь и пропал. Иван Александрович уж и не рад был, что сильно пропесочил сына, волновался за него. Вскоре Эрик обнаружился в Боткинской больнице, серьезный диагноз не оставлял шансов на выздоровление. Ему исполнилось всего тридцать девять, когда его не стало...

Судьба была благосклоннее к Андрею. В первый раз он женился в институте на красавице-актрисе Людмиле Шляхтур, известной по картинам «Место встречи изменить нельзя» и «Тени исчезают в полдень». В то время Пырьева уже связывали серьезные отношения с Лионеллой Скирдой. Оставаться с отцом и его пассией в одной квартире он не захотел. Встал вопрос о покупке кооператива. По словам Марины Алексеевны, это был единственный раз, когда Пырьев позвонил ей после развода: «Давай сложимся и купим Андрею однокомнатную квартиру». Требуемой суммы у Ладыниной не оказалось, и тогда она разрезала свою каракулевую шубу на воротники. Я ходила с ними в комиссионку: если бы сдала шубу целиком, получила бы меньше. Когда Андрей заработал первые постановочные, он полностью отдал матери долг. Со Шляхтур Ладынин прожил совсем немного. Потом у нее было еще несколько мужей. Судьбу Шляхтур, которая взяла фамилию Давыдова в одном из браков, никак не назовешь счастливой, хотя она сыграла несколько заметных ролей, в том числе Наталью в сериале «Тени исчезают в полдень». У Людмилы не было детей, что она воспринимала как трагедию. На этом фоне развилась депрессия, она часто попадала в клиники. В конце концов актриса покончила с собой...

Второй женой Андрея стала Светлана — биолог, кандидат наук. С ней он прожил всю жизнь.

Пырьев ушел из жизни в феврале 1968-го. Он вернулся со съемок «Братьев Карамазовых», лег спать и не проснулся. В ту ночь Ладынина увидела его во сне: Иван Александрович бежал к распахнутому окну оглядываясь, пытался что-то крикнуть, но голос срывался. На следующий день утром она работала на озвучании в тон-студии «Мосфильма», у общих знакомых спросила:



— Как там Иван?

— Разве вы не знаете? Сегодня ночью он умер.

Вот такая была между ними связь! Врачи, проводившие вскрытие, констатировали у Пырьева шесть перенесенных на ногах инфарктов.

Похороны на Новодевичьем кладбище оплатил Союз кинематографистов, одним из основателей которого был Иван Александрович. У него самого, постоянно снимавшего кино и получавшего немалые гонорары, на момент смерти на сберкнижке лежало всего пятнадцать рублей. Марина Алексеевна не раз говорила мне, что муж был равнодушен к материальным благам, ему хватало одной пары обуви и двух костюмов. Зато Лионелла Скирда оказалась дамой с запросами, она постоянно покупала драгоценности, благо Пырьев не ограничивал ее в тратах. Любила ли она Ивана Александровича? Я была знакома с Ниной Веселовской, известной зрителям по роли Даши в «Хождениях по мукам». 

Вместе со Скирдой они служили в Театре Станиславского. Нина рассказывала: «Выходим после спектакля, Лионелла видит, как в отдалении маячит фигура Пырьева, который пришел ее встречать, и тяжко вздыхает: «Как же мне не хочется к нему ехать!» Так что не было там никакой любви! Но вот же ирония судьбы — как и Марченко, она всю жизнь любила Олега Стриженова.

В Театре киноактера много судачили о том, что Марина ничего не получила из наследства Пырьева, хотя столько лет была его женой, а досталось все Скирде, которая прожила с ним в официальном браке около года.

«Братьев Карамазовых» доснимали Кирилл Лавров и Михаил Ульянов. Марина Алексеевна рассказывала, что они вовсю пользовались наработками Пырьева, у которого был расписан каждый кадр. Тем не менее Лавров с Ульяновым хотели снять фамилию Ивана Александровича с титров последней серии и поделить гонорар между собой. Андрей, Эрик и Лионелла судились с ними. По-моему, дело они выиграли, потому что Марина Алексеевна с гордостью заявила: «Видите, когда нужно, Андрей способен добиться многого!»

В отличие от Скирды у Ладыниной не было дорогих украшений. Как-то прижало с деньгами, и она понесла в ломбард свое кольцо. Приемщик, узнавший народную артистку, удивленно воскликнул: «Не ожидал, что вы носите такое дешевое!» Единственной ценной вещью в квартире была антикварная кровать из красного дерева, она купила ее у Лидии Андреевны Руслановой, с которой дружила. Был еще приличный фарфоровый сервиз, серебряные вилки-ложки. И все.

 

Многие утверждали, что после развода Пырьев дал негласное указание не снимать бывшую жену. Андрей считал это полной ерундой: актриса сама отказывалась, потому что не хотела играть возрастные роли. Она и пенсию-то свою оформила лишь в семьдесят лет, все никак не могла смириться со статусом пенсионерки. Несколько раз Ладынину приглашал в свои фильмы Николай Губенко. Когда она посмотрела «И жизнь, и слезы, и любовь», очень расстроилась, что не согласилась на роль. Марина Алексеевна не раз говорила: «Я все делаю себе во вред», но продолжала отвергать предложения, о чем позже снова жалела. Такой характер!..

Ладынина всю жизнь конкурировала с Любовью Орловой. И вот на каком-то приеме во время Московского кинофестиваля две звезды оказались рядом. Орлова не без ехидства поинтересовалась:

— Ой, что-то вас совсем не видно, куда же вы пропали?

Марина Алексеевна не растерялась.

— Как, разве вы не знаете? Я снималась в Голливуде! — «умыла» коллегу.

Она мечтала о театре. Николай Охлопков, главный режиссер «Маяковки», посмотрев «Испытание верности», захотел перенести фильм на сцену и задействовать в спектакле Ладынину. Она загорелась идеей, но Пырьев не поддержал. И в Театре киноактера у Марины Алексеевны не пошло. У нее не складывались отношения с главным режиссером Львом Рудником. Труппа была расколота на два лагеря: один возглавляла Лидия Николаевна Смирнова, любовница Рудника, чувствовавшая себя настоящей царицей, в другом вместе с Татьяной Конюховой и Зинаидой Кириенко оказалась Ладынина. Смирнова, непревзойденный мастер интриги, при поддержке главрежа убирала конкуренток. В результате Ладынина играла всего два спектакля — «Русские люди» и «Варвары». Рудник с радостью закрыл бы и их, если бы не мешки писем от поклонников, которые требовали, чтобы Ладынина чаще появлялась на сцене. Эти постановки были и в репертуаре Театра Леси Украинки — Марину Алексеевну приглашали в Киев. Но там она не смогла бы зарабатывать столько, сколько здесь ей платили за концерты, особенно проходившие на стадионах. В таких случаях Ладынина могла получить сорок пять рублей за вечер, хотя обычная ее ставка составляла пятнадцать.

К выступлениям Марина Алексеевна относилась очень серьезно. Готовясь, записывала себя на магнитофон, бесконечно прослушивала и что-то исправляла. Я свидетель того, как она репетировала ночи напролет. Обожала поэзию, особенно Серебряный век, Сергея Есенина. Не могла жить без стихов. Превосходно пела романсы, а чтобы добиться высокого уровня вокала, за огромные деньги брала уроки у педагога, который занимался с Тамарой Синявской. Перед зрителями в залах и на трибунах выкладывалась полностью. И все равно на достойную жизнь не хватало. 

Марина Алексеевна содержала мать, которая одно время жила с ней. Характер Марии Наумовны с годами лишь ухудшился. Она не ужилась с семьей сына в Сибири и с дочерью Клавдией в Калинине, вот и обосновалась у Марины в Москве. Летом Ладыниной было полегче — мать жила на даче в Красной Пахре, которую они построили еще с Пырьевым. Хороший двухэтажный дом, туда даже телефон провели. Мы с Мариной Алексеевной ее навещали, завозили продукты. Зимой было сложно. Помню, Ладынина позвала подружек Тоню Максимову и Зину Кириенко на пельмени. Она сама их лепила, это было ее фирменное блюдо. Только хотели сесть за стол, как в комнату ворвалась Мария Наумовна и стала нас выгонять. Что оставалось делать? Сложили пельмени в кастрюлю и всей компанией отправились к Тоне. Несмотря на такие эпизоды, Марина мать не бросала, ухаживала за ней, когда та болела, если уезжала на гастроли, нанимала сиделок.

А вот траты на дачу оказались ей не по силам. Ладынина спрашивала сына, будет ли он там жить, но Андрей сказал, что нет, ему это не нужно. И после смерти родителей Марина довольно дешево продала дом.

Конечно, Ладынина была очень непрактичной. В посольстве мне платили чеками, на них я покупала ткани в валютной «Березке», из которых она шила концертные платья. Помню, Надежда Чередниченко завидовала: «Марина Алексеевна, какой у вас гардероб! Откуда вы берете такие материалы?» Но потом замечательная портниха Нина Аджубей постарела и уже не могла работать как прежде. А Ладынина все продолжала шить у нее, не хотела обижать. Правда, и не носила эти наряды. Привезет, кинет в шкаф и забудет. Марина продала свою «Волгу», купила «Москвич», но сама не водила — держала шофера. Приедет домой, отпустит его, посидит немного и вдруг засобирается: «Съезжу-ка я к Руслановой». Берет такси, пробудет у Лидии Андреевны час и возвращается снова на такси. Она не считала деньги, поступала как хотела. Андрей возмущался: «Куда у матери все уходит?!»

Когда Ладынина еще жила с Пырьевым и Андрюшка был маленьким, у них служила домработница Доня. После развода она пришла и предложила: «Марина Алексеевна, буду работать у вас бесплатно!» Но потом Марина жаловалась: «Доня влетает мне в копеечку! Покупаю туфли себе и ей, сумку — тоже». Но у них были хорошие отношения, которыми Ладынина дорожила, и после Дони уже никого не брала. 


 
Замуж Ладынина не стремилась, видно всех мужчин мерила по Пырьеву, но никто сравнения не выдерживал. Поклонники возникали. Причем, как правило, намного ее моложе. Выглядела Марина Алексеевна прекрасно. На гастролях закрутился роман с солистом ансамбля «Орэра». Но в серьезные отношения это не вылилось. За ней ухаживал Александр Шуров из эстрадного дуэта Шуров и Рыкунин. Он был влюблен в Марину, предлагал руку, но она отказала. Время от времени повторяла: «Некогда мне создавать семью!» И действительно, постоянно была в разъездах. Приезжала, кидала чемодан, стирала одежду и снова уезжала. Да и ее непростой характер давал о себе знать: ну не смогла бы она подчинить себя мужчине, уже привыкнув единолично принимать все решения.

Но одинокой Ладынина себя не чувствовала. Сорок лет она дружила с женой известного сценариста Любочкой Большинцовой, с супругой одного из братьев Васильевых — режиссеров фильма «Чапаев» — Еленой Ивановной, с Людмилой Целиковской и многими другими. Правда, со временем старые друзья начали уходить, а их место вскоре заняла дама с весьма сомнительной репутацией.

Я одно время жила у Марины. Работала тогда переводчиком в гостинице «Космос». Однажды уходила в ночную смену, и тут раздался звонок в дверь. Открываю — стоит молодая женщина. Представилась Ириной Седенковой, поклонницей Марины Алексеевны из Нижнего Новгорода. Я побежала на службу, а нежданная гостья осталась. О чем уж они беседовали, не знаю.

Я бы никогда не оставила Ладынину, но в моей семье случилось несчастье — погиб племянник. Сестра растила его одна, сын был для нее светом в окошке, смыслом жизни. Пришлось переехать к ней, поддерживать, оберегать.

Когда через несколько месяцев заехала навестить Марину Алексеевну, там уже хозяйничала Седенкова. Она отрезала Ладынину от всех ее знакомых, контролировала каждый телефонный звонок. И постоянно намекала, что неплохо бы ее прописать. В советские времена такое было возможно при оформлении опекунства.

Целеустремленная дамочка! Раз навязалась сопровождать Марину Алексеевну к стоматологу. Тот жил на улице Горького в роскошной квартире, доставшейся ему от отца, персонального врача Сталина. И Седенкова решила прибрать его к рукам. Стала постоянно приезжать, навязчиво предлагать помощь по дому. Он даже звонил Марине Алексеевне жаловаться: «Так раскомандовалась! Выгоняет из дома моих друзей. А когда я попросил ее уйти, набросилась и порвала рубашку».



Седенкова, поняв, что ничего у нее с доктором не получится, усилила давление на Ладынину. А если та предпринимала попытку от нее избавиться, вылезала на карниз и грозилась выброситься из окна. Бедная Марина так пугалась, что в очередной раз оставляла Седенкову у себя.

И все же это так ей надоело, что она попросила меня Ирину выгнать. Конечно, логичнее было бы вмешаться в ситуацию Андрею, но Ладынина не разрешала посвящать сына в свои неприятности. У того хватало проблем, он крайне мало снимал, а значит, не зарабатывал на жизнь и на семью. Мать его по этому поводу пилила, что не улучшало их отношений. Не могу сказать, что они были плохими, но и не слишком теплыми. О том, чтобы жить вместе, и речи не шло. У Марины Алексеевны был не самый легкий характер, она привыкла распоряжаться своей жизнью сама. Когда Ладынина стала получать президентскую надбавку к пенсии, которую выхлопотала для нее Наина Иосифовна Ельцина, до конца жизни помогала сыну: «Ну как я могу не дать ему денег?!» 

Так что в тот раз приехала я с приятелем и исполнила ее просьбу — выгнала Седенкову, потом поменяла замки. Но уже через неделю, когда позвонила Ладыниной справиться о самочувствии, услышала: «Я лежу, а Ирина сидит у меня в ногах, я ее простила». Оказалось, та проникла в квартиру обманом. Пришла с подругой, которая и позвонила в дверь. Марина Алексеевна заглянула в глазок, увидела, что это не Ирина, и открыла, а та выскочила из-за спины звонившей и бросилась в ноги. Все предупреждали Ладынину, что домработница — мало того что аферистка, так еще и человек с отклонениями, но она ее жалела.


 
Что произошло в квартире Ладыниной пятого марта 2003 года, никто точно не знает. Насколько мне известно, Седенкова целый день отсутствовала, а вечером нашла Марину Алексеевну на полу в ванной без сознания. Скорая отвезла ее не в Кремлевку, где актриса состояла на учете, а в ближайшую больницу, там диагностировали перелом шейки бедра. Марине Алексеевне исполнилось девяносто четыре — ни один хирург не взял на себя ответственность отправить человека в таком возрасте под общий наркоз на операционный стол. Через пять дней, не приходя в сознание, она скончалась. 

Прощались с Ладыниной в Доме кино. Благодаря хлопотам Наины Иосифовны было получено разрешение похоронить Марину Алексеевну на Новодевичьем кладбище. Она вообще опекала Ладынину в конце жизни. На свои деньги покупала ей путевки в подмосковные санатории, и та проводила там месяца по три, жила как королева на всем готовом. Ну и Седенкова с ней. На юбилей «Кубанских казаков» всем дожившим создателям фильма спонсоры подарили по «Волге». Ирина сказала, что машина Марине не нужна, лучше отдайте деньгами. На что они были истрачены, можно только догадываться.

После похорон Андрей пригласил помянуть мать, угощение в квартире на Котельнической набережной вызвалась обеспечить Седенкова, Андрей дал ей денег. Когда все собрались, на столе стояли лишь несколько бутылок водки и винегрет. Наина Иосифовна попросила своего шофера спуститься в гастроном, он купил колбасы, сыру, закусок. Хватились — нет вилок. Пришлось одалживать у соседей. Я сказала Свете, жене Андрея: «Забери платье из розового панбархата, который я выписывала для Марины Алексеевны из Парижа». Но его тоже не нашлось. Андрей спросил меня:

— Что ты хочешь взять на память о маме?

— Кассеты, на которые она записывала стихи и романсы.

Мы их так и не обнаружили, Седенкова все успела вывезти. Слава богу, квартира досталась внуку Ивану, на которого Ладынина успела оформить дарственную. Он к тому времени окончил истфак МГУ, преподавал.


Когда после смерти Ладыниной Седенкова начала раздавать интервью, называя себя родственницей актрисы, и появились публикации, где утверждалось, что Иван якобы отнимал у бабушки пенсию, я не выдержала, связалась с журналистами и рассказала все про эту аферистку. Я-то знала, как все было на самом деле.

В 2011 году не стало Андрея. Я просила Светлану: «Добейся, чтобы сына похоронили рядом с отцом». Но могилой на Новодевичьем распоряжается Лионелла Ивановна. Света не захотела к ней обращаться. На то, чтобы захоронить Андрея с матерью, тоже требовалось специальное разрешение, но Света и тут не стала хлопотать. Так что лежит Андрей рядом с родителями Марины Алексеевны на Ваганьковском... То место получала еще сама Ладынина, московские власти не могли отказать известной артистке в просьбе выделить кладбищенский участок.

На память о Ладыниной у меня осталась федоскинская шкатулка с ее портретом. Это был любимый снимок Марины Алексеевны. Она вспоминала, что фотограф явился к ней домой рано, она еще спала. Времени на то, чтобы одеться во что-то парадное и привести себя в порядок, у нее не было. Ладынина надела пальто, шляпку, и он ее щелкнул. Получился портрет изумительной красоты. Иначе и быть не могло.

Рогнеда Яценко