Запад просят не беспокоиться: в России бунта не будет

На модерации Отложенный

Почему в России, несмотря на сложную экономическую ситуацию, уровень политического недовольства стал даже ниже, чем в период относительного благополучия и высоких цен на нефть? Западные политологи и журналисты постоянно задаются этим вопросом, но в попытке на него ответить, попадают в ловушку ими же самими созданных стереотипов и штампов.

Россияне не будут бунтовать против власти, потому что видят внешнего врага

Очередная статья в Stratfor на эту тему предлагает посмотреть на сложившуюся ситуацию с точки зрения самих россиян. Идея здравая, но то, что следует дальше невольно наводит на мысль, что автор в своих познаниях недалеко ушел от убеждения, что по Москве бегают медведи.

«Россияне гордятся тем, что им приходится страдать (довольно интересная черта, которая характерна и для других славянских культур, но почти не представлена у других народов)», — пишет автор.

За исключением нескольких столь же ценных замечаний относительно специфики российского менталитета, идея статьи сводится к конспирологической версии о том, что во всем виновата невидимая рука силовых структур. Достойным аргументам достойная логика. Спорить сложно.

После прочтения этого текста «Экономика сегодня» обратилась с вопросом о том, почему россияне не хотят бунтовать к политологу Сергею Черняховскому.

«Они делают вывод о наличии кризиса исходя из того, что есть вполне естественные экономические проблемы. снижение уровня жизни, девальвация рубля и так далее. Но где-то, допустим, в 1942-43 годах тоже было «снижение уровня жизни», были потеряны производственные мощности и сельскохозяйственные территории.

Страна жила с карточной системой.

Но никто же не говорит, что был кризис. Кризис это нечто порожденное противоречивостью развития, неправильным управлением и так далее. Но если тебя ограбили – это не кризис, и если по тебе нанесли удар – это тоже не кризис. Если называть вещи своими именами, против России ведется необъявленная война. В прямом виде на Украине есть агрессия. Есть экономическая война, есть информационная война.

И подавляющее большинство людей это понимают. Конечно, этому сопутствует неэффективность внутреннего экономического управления, и если бы некоторые министры, аффилированные с бизнес-структурами, могли поступиться интересами этих структур, многие экономические проблемы были бы решены. Есть при этом агрессия извне, которая выражается в попытке ущемления суверенитета, лишения территориальной целостности и так далее. Естественно, что для основной части общества становится определяющим желание выстоять и упрямство в стиле: этим вы нас не задавите.

Точно так же, как в 1942-43 годах никого не смутили ни карточки, ни реальный черный рынок, ни проблемы с продовольствием. Потому что это борьба и война. В России понимают, что главный враг существует вовне.

Есть, конечно, и внутренние враги, те, кто призывают к тому, чтобы не тратить на оборону, проще говоря, призывают встать на колени и тогда нам дадут похлебку и мы будем сыты. В такой ситуации, конечно, люди массово на бунт не пойдут. Те, кто зовет к бунту всем своим видом и предысторией льют воду только на мельницу Путина. Если Касьянов или ныне покойный Немцов говорят, что надо быть за Порошенко против Путина, то многие адекватные люди уже только поэтому готовы быть за Путина, помня о прежних «достижениях» этих товарищей», — уверен он.