Войти в аккаунт
Хотите наслаждаться полной версией, а также получить неограниченный доступ ко всем материалам?

Жизнь и Политика России

Сообщество 7730 участников
Заявка на добавление в друзья

Почему великое поколение шестидесятников проиграло и коммунизм, и демократию

Утопия 60

http://expert.ru/russian_reporter/2015/03/utopiya-60/media/preview/#anchor-1" rel="nofollow">next  http://expert.ru/russian_reporter/2015/03/utopiya-60/media/preview/" rel="nofollow">перейти в фотогалерею

Шестидесятники — представители самого плодотворного советского поколения. Именно оно придумало львиную долю того, чем мы пользуемся и гордимся сегодня, — от водородной бомбы до советской киноклассики. Между 1956 и 1968 годами у нашей страны был шанс на успешную модернизацию, а у ее лучших людей — настоящая большая утопия. Тогда казалось, что можно примирить коммунистический эксперимент и индивидуальное творчество, «все для блага человека» и общее благо. Как произошел трагический разрыв между этими понятиями? Когда шестидесятники проиграли свои идеалы и с чем остаемся мы?

Нет искусства шестидесятников, и нет определенного признака, который бы его объединял, — говорит режиссер Марлен Хуциев, автор одного из главных шестидесятнических фильмов «Застава Ильича» («Мне двадцать лет»). — Если взять Вознесенского, разве он похож на Евтушенко или Ахмадулину? Они все очень разные, их невозможно объединить в одно направление. Другое дело, что тогда возникли условия, благоприятные для существования разных художников. То, что они были разные, и было общим — такой вот парадокс.

Впрочем, из дня сегодняшнего шестидесятничество на первый взгляд кажется эпохой цельной. У нее даже есть четкие хронологические границы: 25 февраля 1956 года на ХХ съезде КПСС Никита Хрущев зачитал доклад, раз­облачающий культ личности Сталина, — для многих это стало обещанием свободы и началом эры «социализма с человеческим лицом», а 20–21 августа 1968 года советские танки вошли в Прагу, задавив демократические реформы в Чехословакии.

На самом же деле 60-е были эпохой, полной внутренних противоречий. И ее уникальность как раз состояла в этом «единстве противоположностей»: коммунизма и индивидуализма, тонкого вкуса и откровенного мещанства, естественнонаучной и гуманитарной картин мира, урбанизации и стремления к природе, демократии и технократии — из этих оппозиций, образующих диалектические единства, и состояла шестидесятническая утопия.

Позже, когда эта утопия развалилась, рассыпались и оппозиции, превратившись в зоны конфликтов 70-х, 80-х, 90-х и нулевых, став болевыми точками и неврозами современного общества. Именно шестидесятники подарили нам сегодняшнюю жизнь — со всеми ее трудностями, противоречиями, войнами и надеждами.

Коммунизм — индивидуализм

Единство общественного и личного, характерное для 60-х, сменилось противостоянием и даже конфликтом. Начиная с 70-х личное пришло в противоречие с государственным

— Для нас коммунизм — мир свободы и творчества, — сказал во второй половине 90-х Борис Стругацкий. В 1961 году, когда КПСС приняла Программу строительства коммунизма, большинство советских интеллигентов не видели никакого противоречия между коммунизмом и индивидуализмом. И даже в 1972 году, уже после разгрома Пражской весны и утраты шестидесятнических иллюзий, Андрей Вознесенский писал: «Даже если — как исключение // вас растаптывает толпа, // в человеческом // назначении // девяносто процентов добра».

По сути, в своей программе партия пообещала советским людям очередную утопию: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме».

— Программу партии обсуждали на кухнях, — рассказывает вице-президент Академии сельхознаук Лев Эрнст. — Но вокруг меня никто не верил, что коммунизм через двадцать лет будет. И я тогда считал, что нельзя устанавливать сроки для наступления коммунизма.

Идеология 60-х представляет разительный контраст с идеологией самопожертвования и государственной сверхцентрализации, характерной для сталинизма. Идея мирного коммунистического строительства обращается к личному интересу: «все во имя человека, для блага человека».

В результате новых подходов в хозяйственной политике в 1965–1970 годах наметился самый мощный экономический рост за 30 лет: в среднем темпы роста составили 8,5% в год. У населения образовались колоссальные накопления — более $100 млрд по официальному курсу. Тогдашний премьер Алексей Косыгин в 1966 году так доказывал Брежневу на заседании Политбюро необходимость строить завод: «Когда-нибудь эта денежная масса лавиной обрушится и раздавит всех… Нас в первую очередь! Чтобы изъять из кубышек эти миллиарды, надо выбросить на внутренний рынок не ювелирные изделия и импортный ширпотреб, как сегодня, а нечто более весомое. Этим “более весомым” и будет наш новый отечественный автомобиль, созданный на основе западных технологий!»

«Ну что ж, Алексей Николаевич, убедил! — ответил тогда Брежнев. — Дай указание своим подчиненным— председателю КГБ и министру Внешторга, чтобы они выяснили, в какой стране можно дешевле приобрести завод… Даем тебе полгода».

Таким образом, именно экономические соображения, то есть угроза инфляции, и создали основание для потребительского бума, который с неизбежностью привел к индивидуализации быта советского человека.

Ключевой тезис Программы КПСС: «Коммунизм — это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников». Это позволило продвинутым марксистам вроде Мераба Мамардашвили переосмыслить ортодоксальный марксизм-ленинизм: «В философии свободой называется внутренняя необходимость. Необходимость самого себя».

Население начало переселяться из коммуналок в отдельные квартиры с кухнями и кухонными разговорами: сюда можно было смело звать друзей, собственноручно формируя себе круг общения. А 14 марта 1967 года вводится пяти­дневная рабочая неделя с двумя выходными, и у советского человека появляется наконец личный досуг.

Но парадоксальным образом государственная забота об автономной жизни человека приводит к росту коллективизма, фактически к стихийному коммунизму.

— Шестидесятничество запомнилось высоким накалом дружеских отношений, — вспоминает правозащитник, участник диссидентского движения Борис Золотухин. — Это был апофеоз дружбы. У нас не было иной возможности получить информацию — только общаясь друг с другом, мы могли что-то узнать.

После сталинских репрессий, когда без опасности для своей жизни и свободы близкими друзьями можно было считать всего несколько человек, дружеские компании времен оттепели были поистине огромными — по 40–50 человек. При всех внутренних разногласиях и противоречиях общество было очень консолидированным: все общались со всеми, и даже Хрущев спорил с деятелями культуры, а те ему отвечали.

Самым мощным ударом по этому стилю жизни и по самому режиму стал разгром Пражской весны. Советская интеллигенция была вынуждена как-то соотнестись с этим событием, занять какую-то позицию по отношению к нему. И тут выяснилось, что единой позиции у нее нет.

Ввод советских войск в Чехословакию, которая занимала тогда первое место в мире по числу коммунистов на тысячу жителей, консолидировал ряды диссидентов-запад­н­иков вроде Андрея Амальрика, Натальи Горбаневской или Ларисы Богораз. Марксисты-романтики вроде Александра Зиновьева и Роя Медведева утверж­дали, что руководство партии отклонилось от «подлинных» Маркса и Ленина. Националисты-почвен­ники вроде Игоря Шафаревича и Александра Солженицына выступили не только против марксизма, но и вообще против всего модернизационного западнического проекта.

Утопия разложилась на официозный коллективизм и разные формы нелегального индивидуализма, более или менее радикального. Уже в начале 80-х во всех вузах страны на занятиях по истории КПСС читалась особая лекция, которая объясняла, почему, в силу каких «субъективных и объективных» причин коммунизм так и не был построен в намеченный срок. Острой, почти аллергической реакцией на этот недостроенный коммунизм стал тотальный индивидуализм 90-х, который принял вовсе не те утопические формы свободы творчества, о которых мечтали шестидесятники.

Вкус — мещанство

Потребительский бум в 60-е породил утопию личного вкуса: вещь должна была служить эстетике и практике коммунизма, а не безудержному «вещизму». В застойные 70-е потребление сдерживалось только дефицитом, но не вкусом

— Это было начало эпохи потребления, — вспоминает писатель Сергей Хрущев, сын Никиты Хрущева. — Появилась какая-то уверенность в будущем. Был рост рождаемости: в год от трех до пяти миллионов человек. Но глобального потребления не было — каждый новый сорт колбасы был открытием. Появление в магазинах чешских шпикачек, возможность купить мяса и приготовить шашлык — вот потребление тех лет. Когда вдруг вы обнаруживаете, что в Крым можно доехать на машине, а до этого ведь были только проселочные дороги.

Рубеж 50-х и 60-х был уникальной эпохой веселого потребления, своеобразного потребительского драйва. В эту короткую эпоху вещь была одновременно утилитарной и символичной. Она была знаком коммунистической утопии, и охотились за ней так же, как если бы это была вещь из самого Города Солнца, придуманного Томмазо Кампанеллой.

Именно поэтому шестидесятничество сочетало в себе борьбу с мещанством и «вещизмом» и потребительский бум начала 60-х, стремление к простоте и функциональности и небывалый для советского времени подъем промышленного дизайна.

На рубеже 50-х и 60-х появляется понятие советского «вкуса» как отражения социалистической культуры и понятие «красоты», которое было подчеркнуто рукотворным: красивым можно было не родиться, а стать благодаря одежде, прическе и макияжу.

Вкус — это простота и пропорциональность. Характерно, что первые звезды советского подиума — Регина Збарская, Мила Романовская, Галина Миловская — были обыч­ными женщинами за 30, а в дома моделей принимали манекенщиц с самыми разными фигурами, вплоть до 60-го размера.

60-е — это эпоха любви ко всему новому. Тогдашний потребитель в каком-то смысле чувствовал драйв первооткрывателя. Новые вещи «добывали» с тем же энтузиазмом, что и полезные ископаемые: важно было стать первым. Этот драйв как бы снимал с предмета мещанский, «вещистский» налет и наделял его символической ценностью.

— Многие говорят, что первые джинсы появились у кого-то там… Это все вранье. Первые джинсы в Ленинграде, по крайней мере белые, были у меня! — заявляет поэт Анатолий Найман. — В 1964 году. Настоящие. Американские.

Вещами мерялись, как рекордами.

— У Высоцкого тогда уже был голубой «Мерседес», первый в Москве, — говорит режиссер Александр Митта. — Потом такой же появился у Никиты Михалкова, еще более голубой.

В эстетической системе 60-х была раздвоенность, которая позже, при распаде шестидесятнической утопии, стала конфликтом, невротизировавшим общество 90-х и нулевых. Предметы вызывали двойственные чувства: ими гордились и в то же время их стеснялись.

— У меня был потрясающий песочный пиджак мелкого вельвета от сестры Набокова — привезли кому-то, оказался мал, — вспоминает Анатолий Найман. И он же рассказывает: — Евтушенко был щеголь. Мы идем как-то страшной зимней московской улицей, а он — из ресторана, в какой-то шубе не нашей, шикарной, расстегнутой. Навстречу ему папаша в ватном пальто и мальчик. Евтушенко расставил руки и громко сказал: «Вот мой народ!» И вдруг этот папаша в ватнике остановил его и спрашивает: «Ты, парень, из какого цирка?»

Во многом мещанство 60-х было синонимом комфорта: вера в утопию боролась с ним как с тем, что держит ее в настоящем, не давая устремиться в светлое будущее. Но парадокс в том, что одежда и мебель 60-х, за которыми охотились и которые, как в пьесе Виктора Розова «В поисках радости», рубили шашкой в приступе пролетарского гнева, были как раз не комфортными. Они были футуристическими.

60-е — время помешательства на всем искусственном, от тканей до меха и волос: в моду входили парики и шиньоны, волосы красили во все цвета спектра, причем как с помощью специальных красок, так и подручными средствами вроде перекиси водорода или чернил, разведенных в воде.

Тогда же в моду вошли геометрические силуэты, серебристые платья, похожие на скафандры, короткие трапециевидные пальто веселых цветов и абстрактные узоры а-ля Пикассо — визуальный футуризм, скопированный советской бытовой культурой 60-х у Кристиана Диора и других западных дизайнеров.

При этом модные синтетические ткани кололись, прилипали к телу и заставляли своего обладателя потеть в любую погоду; модные остроносые шпильки деформировали женскую стопу, застревали в ребристых ступенях эскалаторов и пробивали дырки в асфальте; за модными низкими журнальными столиками было неудобно сидеть. Но все эти вещи обладали не утилитарной, а символической ценностью — как материальные признаки утопии, которая вот-вот станет явью.

Но уже в середине и особенно в конце 60-х, когда эта утопия начала рушиться и перестала обеспечивать сферу советского потребления символическим капиталом, мещанство набрало небывалую силу, потому что футуристические вещи, накопленные советскими гражданами в стремлении приблизить будущее, стали просто вещами. В начале 90-х, когда на короткий срок своеобразной географической утопией для нас стал Запад, «вещизм» нового русского человека вновь стал символическим и первооткрывательским, но еще быстрее — с крушением веры в очередную утопию — превратился в обыкновенное челночество.

— У меня не было шока от конца 60-х, — говорит Александр Митта. — Настоящий шок наступил позже, когда выяснилось, что для многих поздний застой 80-х с его тупым потребительским мещанством — накопить на машину, купить дачу и т. д.— оказался привлекательнее драйва, внутренней свободы, творческих поисков и, да, бытовой неустроенности 60-х.

Физики — лирики

В 60-е между естественнонаучной и гуманитарной картинами мира не было конфликтов: обе они были элементами единой утопии нового человека. Уйдя в профессию или в диссидентство, и физики, и лирики потеряли влияние на общество

Образ гармоничной личности, которого требовала шестидесятническая утопия, определили два стихотворения Бориса Слуцкого: «Физики и лирики» и «Лирики и физики». В них человек-физик с логарифмами и формулами противопоставлялся человеку-лирику с рифмой и строкой, но всем было ясно, что никакого противопоставления на самом деле нет.

Житель Утопии — умный, веселый, позитивный, работающий на благо цивилизации, на ее будущее. Таким героем не мог стать партработник (официоз, сталинизм), колхозник (необразованность, приземленность), пролетарий (то же, что и колхозник), служащий (человек из настоящего). На титул нового человека претендовала только интеллигенция — инженерная, научная и творческая.

— Противопоставления не было, — вспоминает Михаил Маров, инженер и астроном, запускавший в начале 60-х первые аппараты на Венеру. — Если это были разумные физики, то они уважали лириков. И считали приобщение к лирике составной частью своего мировоззрения. Я абсолютно ассоциирую себя с шестидесятниками. И поэтому сильно переживаю смерть Андрея Вознесенского. Мне была близка поэзия и его, и Рождественского, и Евтушенко. Бегал в Политех… Это входило в понятие «интеллигентность».

А Вознесенский в 60-х писал: «Женщина стоит у циклотрона — // стройно, // слушает замагниченно, // свет сквозь нее струится, // красный, как земляничинка, // в кончике ее мизинца…»

Физики интересовались гуманитарными проблемами, причем не только поэзией, но и социальными идеями, лирики вдохновлялись научно-технической утопией. Появившиеся после 1953 года философы и социологи во многом приняли научно-инженерное мировоззрение: мир можно и нужно менять, причем по науке, по проекту.

Символами времени стали фильмы «Девять дней одного года» и книга Стругацких «Понедельник начинается в субботу»: «“А чем вы занимаетесь?” — спросил я. “Как и вся наука, — сказал горбоносый. — Счастьем человеческим”».

Надо сказать, что «свободный физик» сделал в 50–60-е столько, что и сейчас трудно поверить. Из 19 российских Нобелевских лауреатов десять получили свои премии в 1956–1965 годах: из них двое — литераторы (Михаил Шолохов и Борис Пастернак), а остальные — физики и химики. В 1954-м в Обнинске построили первую в мире атомную электростанцию. В 1957-м — синхрофазотрон в только что созданном международном Объединенном институте ядерных исследований в Дубне, который и сегодня является крупнейшим научным центром.

В 1957-м СССР запустил в космос спутник, а уже в 1961-м — Гагарин со своим «Поехали!». В 1955-м, после «письма трехсот», началось создание генетических и биохимических лабораторий, и хотя академик Лысенко в 1961-м еще вернулся, в международных журналах уже появились работы наших генетиков.

Гармоничный человек будущего трудился в лаборатории, играл на гитаре, вел диспуты об обитаемости Вселенной в кафе «Интеграл»1новосибирского Академгородка, посещал в Москве спектакли театра на Таганке и «Современника», вечера поэзии в Политехническом музее. Последнее, кстати, хорошо показывает, как создавался миф. Вот что говорит Марлен Хуциев:

— Что касается поэтических вечеров в Политехническом, то это я случайным образом возродил традицию. И массовый характер такие вечера приобрели именно после той сцены в «Заставе Ильича». До этого поэты шестидесятых по отдельности выступали на разных площадках. Я просто собрал их вместе. И уже после начались их выступления на стадионах.

Логическим продолжением симбиоза физиков с лириками стала общественная деятельность крупных ученых, прежде всего Андрея Сахарова, в 1966-м подписавшего коллективное письмо об опасности возрождения культа Сталина. Наряду с учеными — Капицей, Арцимовичем, Таммом — среди «подписантов» были писатели: Катаев, Некрасов, Паустовский.

— У меня не было намерения что-то кардинально поменять в стране, — говорит Михаил Маров. — Многое из тех принципов, на которых строился социализм, меня удовлетворяло. И я думал, что нужно немножечко отходить от консервативных концепций. И поборником такого направления был очень уважаемый не только мной, но многими людьми Андрей Дмитриевич Сахаров, который как раз говорил о социализме с человеческим лицом.

«Еще не стал реальностью научный метод руководства политикой, экономикой, искусством, образованием и военным делом», — писал Андрей Сахаров в своей первой общественно-политической статье «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе». Дело было в 1968 году, в самый разгар Пражской весны, когда советские танки еще не вошли в Чехословакию. В апреле Сахаров еще рассчитывал на обсуждение своих идей с руководством страны и обществом, но к августу столичная интеллигенция уже не надеялась на равноправное участие в жизни страны. Коммунизм с человеческим лицом не получился.

Вот что говорит один из главных диссидентов страны Сергей Ковалев:

— Мне приходилось не раз слышать от своих коллег: «Ты же понимаешь, что ты состоявшийся ученый, и понимаешь, что такое профессионализм. Что ты лезешь в политику, где ты дилетант? Ты же презираешь дилетантизм». Мне кажется, что это неискреннее суждение. Было стремление заслужить право на самоуважение. Вот и все. Самые неглупые из нас отлично понимали, что все наши поступки и заявления носят характер совсем не политический. Это характер нравственной несовместимости… Меня посадили в самый разгар работы. Десять лет лагеря и ссылки. Потом меня выселили из Москвы. А что такое перерыв на 13 лет в науке?

Уйдя в диссидентство или сугубый профессионализм, шестидесятники фактически лишились возможности отстаивать свои идеалы в дискуссии с властью. Временный всплеск активности ученых и писателей в перестройку был исключительно диссидентским, антисоветским. Шестидесятники лишь помогли номенклатуре разрушить СССР, но позитивной прогрессистской коммунистической утопии уже не было. Физики и лирики — два полушария гармоничной личности — разошлись в разные стороны, и в пространстве между ними образовалась идейная пустота 90-х.

Город — целина

В 60-е урбанизация и единство с природой были частью одной социальной реальности. Сегодня на месте утопии остались бетонные джунгли, стихийные дачи, туризм и дауншифтинг

Столетиями человек бежал от дикой природы к комфорту. Из пещеры — в избу, из избы — в квартиру с газом, электричеством, водопроводом и унитазом. Шестидесятники оказались первым поколением, в котором массово произошло и обратное движение.

40,3% городов СССР были построены после 1945 года. При этом пик строительства пришелся именно на 60-е годы. Бурный рост урбанистической среды создал новый имидж советской культуры: ее крестьянско-поселковый облик начал стираться и обретать городские черты. Даже деревня начала урбанизироваться благодаря хозяйственной моде на крупные агропромышленные комплексы.

Весной 1959 года триста студентов-физиков из МГУ поехали в Северный Казахстан строить дома, телятники и курятники. Так началось движение стройотрядов, которое захватило практически все вузы страны. Целина (непаханая земля) стала еще одним словом — символом эпохи.

— На волне патриотического движения по освоению целины на восток с песнями и плясками шли комсомольские поезда. Главный лозунг — «Все на целину!» — вспоминает актер Игорь Кваша. — И мы подумали: а почему бы не создать свой комсомольский театр там?

Решалась государственная задача — освоить новые земли, повысить урожайность. Молодежный драйв был частью государственного проекта. Многих это отпугивало. Тогда в среде ученых родилась мода на другую форму бегства к природе — туризм и экспедиции.

Под рюкзаки становились все: и те, кто должен был это делать по долгу службы (например, геологи), и те, чья работа этого совершенно не требовала. К примеру, физик, нобелевский лауреат Игорь Тамм был заядлым альпинистом (говорят, ему принадлежит афоризм: «Альпинизм — это не самый лучший способ перезимовать лето», который потом широко вошел в оборот с вырезанной частицей «не»).

Походно-экспедиционное движение захлестнуло страну. В каждом вагоне поезда или электрички можно было встретить бодрых парней с подругами в ковбойках и кедах. Это была субкультура брезента: куртки-штормовки, рюкзаки, палатки. В отличие от современной синтетики, все это безбожно промокало даже при средненьком дожде. Но все равно брезент казался привлекательнее железобетона «мещанских» квартир.

— Сейчас уезжают в Таиланд или на юг Индии, а тогда можно было взять палатку и гитару и рвануть дикарем на море, в лес или еще куда-нибудь. Для ученых это был естественный образ жизни, — вспоминает Александр Митта.

В 60-х явных противоречий между городом и природой не было. Герой с рюкзаком штурмовал горные перевалы, переправлялся через реки и вскрывал тесаком банку тушенки. Потом он возвращался домой, мылся, брился, надевал свитер и отправлялся в свою лабораторию штурмовать атомное ядро или живую клетку. «Уход в поле» был лишен пафоса, поскольку подразумевал возвращение.

Но постепенно и этот образ переставал быть бесконф­ликтным. В фильме Киры Муратовой «Короткие встречи» главный герой, которого играет Высоцкий, тот самый странник с гитарой, мотающийся туда-сюда, свободный, независимый, презирающий карьеру и материальные блага, оказывается меж двух героинь: одна — простая деревенская девушка, которая пешком уходит в город за какой-то неведомой ей самой «другой» жизнью, вторая — городская райкомовская чиновница, которая контролирует сдачу в эксплуатацию новых хрущевок и которую от всего этого тошнит. И выясняется, что по-настоящему духовный, полноценный человек (герой Высоцкого) может быть собой только в неокультуренных местах, вдали от общества, не вписанным в социум. Все остальное его ломает.

К началу 70-х внутренний туризм начал приобретать черты внутренней эмиграции. Авторская песня постоянно балансировала на грани подполья и одобрения: слеты бардов то поддерживались, то запрещались.

— Я и мои друзья ходили в походы, — рассказывает адвокат Борис Золотухин. — Это была возможность уйти от пропаганды. Иллюзия полной свободы — скрыться в герметичном кругу друзей. И потом, в Москве западные радиостанции глушили, а в лесу «Спидола» все прекрасно брала…

Сейчас попытки бежать от благоустроенной, но и конф­ликтной городской среды называются по-другому. И если бы в 60-е кто-нибудь сказал стройотрядовцу, геологу или туристу-воднику, что тот занимается дауншифтингом, то в ответ, скорее всего, получил бы по морде. А зря.

Демократия — технократия

Правление в утопии 60-х опиралось на народ, но править должны были культурно и научно оснащенные прогрессоры. С гибелью идеи прогресса возник ложный выбор между властью толпы и сильной рукой

«При демократическом управлении согласно жела­ниям большинства был бы остановлен прогресс, так как прогрессивное начало сосредоточено в небольшом количестве людей… Поэтому демократический принцип управления людьми только тогда и действует, когда он связан с обманом одних другими». Этот афоризм нобелевского лауреата Петра Капицы образца 1960 года здорово иллюстрирует демократическую утопию 60-х — ее логическую оснащенность, иронию, а также необходимость непротиворечивого соединения «власти народа» и «власти знающих».

На определенных направлениях прогресс, прямо по Капице, и был остановлен демократическим путем — в перестройку. Почему?

— Никита [Хрущев], выпив, стал в очень резкой форме обвинять писателей в том, что они плохо помогают партии в строительстве коммунизма. А когда Маргарита Алигер попробовала с ним не согласиться, он, потеряв всякий контроль над собой, орал как резаный: «Вы вообще не понимаете, в каком положении страна. Мы селедку на золото покупаем, а вы тут пишете. Что вы пишете?» — вспоминает Игорь Кваша.

Но на самом деле 1963 год, когда интеллигенция начала опасаться возвращения к сталинизму, был временем, когда государство было еще близко к народу, а страна не была еще «этой страной».

— Это был такой розовый период отношений с властью, — вспоминает Александр Митта. — Нам нужно было показать и народу, и власти, что мы делаем жизненно важные вещи.

— До 1964 года я жил в семье руководителя государства, и у нас были постоянные разговоры о политике, — говорит Сергей Хрущев, сын тогдашнего генсека. — Реформы подразумевали демократизацию экономики и политической жизни. Не сама собой появилась относительная свобода волеизъявления, относительная, но немыслимая еще в сталинское время… Люди жили своей жизнью, но без реформации этого всплеска никогда бы не произошло.

С ним не соглашается Марлен Хуциев:

— На самом деле оттепель началась раньше, сразу после смерти Сталина, еще до XX съезда. А когда этот съезд проходил, я уже снимал «Весну на Заречной улице». Это потом оттепель стали приписывать Хрущеву.

СССР к началу хрущевской оттепели имел большой потенциал, накопленный внутренней энергетикой и свободой малых групп, семинаров, кружков, причем не только в физике, инженерии, литературе, но даже в социальных науках (Московский методологический кружок работал на философском факультете МГУ уже с 1952 года). И поэтические чтения в Политехническом музее, и семинары у Ландау, и обсуждения продвинутой логики на примере «Капитала» Маркса были связаны общей стилистикой и общей утопией. Ее можно назвать «демократической», но сутью была не просто свобода мнений, а свобода обоснованного творческого высказывания. За глупость и бесталанность можно было получить, и очень жестко.

И разве не могут политические обсуждения и управленческие решения быть организованы столь же свободно, научно и эффективно, как математический или философский семинар? Ничто, казалось, не мешало двигаться в этом направлении. Но…

«Нами управляют жлобы и враги культуры. Они никогда не будут с нами. Они всегда будут против нас. <…> И если для нас коммунизм — это мир свободы и творчества, то для них коммунизм — это общество, где население немедленно и с наслаждением исполняет все предписания партии и правительства» — так описывал Борис Стругацкий контекст создания «Трудно быть богом». В 1963 году, когда романы Стругацких публиковались почти без цензуры, едва ли не ключевыми героями стали прогрессоры, агенты коммунизма на планете, где правит дикое Средневековье. Это можно понять и как обсуждение роли интеллигенции в СССР: насколько можно вмешиваться в дела дикарей, чтобы не навредить, а помочь им постепенно двигаться к прогрессу?

Когда же в конце 60-х выяснилось, что СССР не экспериментальное государство, строящее коммунизм, а просто империя безо всяких высоких целей, интеллигенция ушла во внутреннюю эмиграцию. «Если выпало в Империи родиться, // Лучше жить в глухой провинции у моря», — писал Иосиф Бродский.

Впрочем, в разочаровании в СССР «агрессивность» империи сыграла, возможно, не большую роль, чем другой фактор: партийная элита перешла в стадию затвердевания и уже сама не хотела строить коммунизм, и уж точно никого не пускала «наверх». Были отменены сталинские нормы кадровой ротации — в высших органах партии на 1/4 и в областных и районных на 1/3. Тем самым были созданы условия для застоя 70–80-х и формирования класса партийно-советской бюрократии — номенклатуры. Войти во власть технократам становилось все сложнее, да и в науке и в культуре прекращались ротация и движение. Как в анекдоте про Шостаковича из книги Михаила Ардова: «Во время войны Дмитрий Дмитриевич был в Куйбышеве, там он увидел и запомнил такое замечательное объявление: “С 1 октября открытая столовая здесь закрывается. Здесь открывается закрытая столовая”». С 70-х годов СССР начал становиться «закрытой столовой».

Те союзы, которые иногда складывались у шестидесятников с номенклатурой в последующие годы, оказывались трагическими. Участники V съезда Союза кинематографистов, который состоялся 13 мая 1986 года, впоследствии извинялись за революционное свержение «ретроградов» и классиков советского кино Льва Кулиджанова и Сергея Бондарчука. А авторы письма в поддержку Ельцина в октябре 1993-го впоследствии вряд ли могли гордиться стилем и содержанием этого послания, оправдывавшего расстрел Белого дома: «Слава Богу, армия и правоохранительные органы оказались с народом». С началом же первой чеченской войны смысл диссидентства снова стал советским: шестидесятники порвали с властью навсегда.

Они были элитой огромной страны в эпоху ее исто­рического шанса. Но именно их «технократизм» и «элитаризм» вступили в противоречие сначала с авторитаризмом партийной номенклатуры (и проиграли), а потом, в 1993-м, с реальными желаниями масс (и тоже проиг­рали). Мечта в очередной раз не выдержала столкновения с реальностью.

Фото: Marc Garanger/CORBIS/FOTOSA.RU; RUSSIAN LOOK; GAMMA/EYEDEA/EAT NEWS; Time & Life Pictures/GETTY IMAGES/FOTOBANK; Dean Conger/CORBIS/FOTOSA.RU; Dean Conger/CORBIS; РИА НОВОСТИ

 

Рождение, расцвет и распад шестидесятнической утопии: факты и стихи Андрея Вознесенского

25/02/1956

Начало оттепели: на ХХ съезде КПСС прозвучал доклад Никиты Хрущева «О культе личности и его последствиях».

…Все выгорело начисто.
Милиции полно.
Все — кончено!
Все — начато!
Айда в кино!

12/04/1961

Триумф советской космической программы: Юрий Гагарин стал первым человеком, совершившим полет в космос.

Живет у нас сосед Букашкин,
в кальсонах цвета промокашки.
Но, как воздушные шары,
над ним горят 
                        Антимиры!

09/1965–02/1966

Судебный процесс над писателями Андреем Синявским и Юлием Даниэлем: их обвинили в публикации за границей произведений, «порочащих советский государственный и общественный строй», и антисоветской пропаганде.

И снится мрачный сон Тарасу.
Кусищем воющего мяса
сквозь толпы, улицы,
гримасы,
сквозь жизнь, под барабанный вой,
сквозь строй ведут его, сквозь строй!

Ведут под коллективный вой:
«Кто плохо бьет — самих сквозь строй».

20–21/08/1968

Разгром Пражской весны: в столицу Чехословакии введены войска стран Варшавского договора; самый большой контингент выделил СССР. Чешский «социализм с человеческим лицом» раздавлен советскими танками.

Пока думали очевидцы:
Принимать его или как? —
Век мой, в сущности, осуществился
И стоит как кирпич в веках.

25/12/1979

В Афганистан введены советские войска.

Охота сдохнуть, глядя на эпоху…
В которой честен только выпивоха, 
Когда земля растащена по крохам, 
Охота сдохнуть, прежде чем все сдохнут.

22/01/1980

Андрей Сахаров арестован, вместе с женой Еленой Боннэр без суда сослан в Горький и лишен большинства званий.

Мы трубадуры от слова «дуры».
Вы были правы, нас растоптавши.
Вы заселили все кубатуры.
Пространство — ваше. Но время — наше.

19/07–3/08/1980.

В Москве прошли ХХII летние Олимпийские игры.

Все резче и красней
Белки моих друзей.
И зреет, сроки скрыв,
Национальный взрыв.

26/04/1986

На Чернобыльской АЭС произошла крупная авария, следствием которой стала масштабная экологическая катастрофа.

Ядерная зима, ядерная зима…
Наука это явление лишь год как узнала сама.
Превратится в сосульку
победившая сторона.

26/03/1989

В СССР проходят первые в истории парламентские выборы, на которых голосующие выбирали из нескольких кандидатов в депутаты.

Наши Марии — беременные от Берии.
Стал весь народ — как Христос коллективный.
Мы, некрещеные дети Империи,
Веру нащупываем от противного.

19/08/1991

Августовский путч: чтобы не допустить развала СССР, группа заговорщиков из руководства ЦК КПСС и правительства образовала Государственный комитет по чрезвычайному положению, отстранила от власти Михаила Горбачева и ввела в Москву войска.

Панка пятнистая, зайчики пяток.
Где тебя кружит? Выбила ль визу?
Страны какие приводишь в порядок,
ОМОНА Лиза?

11/12/1994

Начало первой чеченской войны: в целях «обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности» на территорию Чеченской Республики введены подразделения Минобороны и МВД.

солнце черное и красное
нега нега негативная
река река кареглазая
снега снега негасимые

02/2001

Рождение русской блогосферы: в интернете появились первые русскоязычные пользователи блог-сервиса LiveJournal.com.

Тебя не сберегли. 
Я в душу соберу
Седьмую часть земли
С названьем кратким — ru…

25/10/2003

В аэропорту Новосибирска по обвинению в уклонении от уплаты налогов и хищениях арестован предприниматель Михаил Ходорковский.

Деньги пахнут будущим,
Тем, на что их тратим — 
Для детсада булочкой 
Или же терактом.

Пахнут волей, Господи,
Иногда тюрягою.
Чем их больше копите — 
Больше их теряете.

09/2008

В Россию пришел мировой финансовый кризис.

Превратится в дырку бублик,
Все иное не стерпя.
А потом меня не будет.
Без меня. И без Тебя.

 
Источник: expert.ru
{{ rating.votes_against }} {{ rating.rating }} {{ rating.votes_for }}

Комментировать

осталось 1800 символов
Свернуть комментарии

Все комментарии (58)

владимир кашеваров

комментирует материал 03.01.2015 #

комунисты выродились в 54 г их место заняли реалебитированые враги народа выпущеные хрущёвым из лагерей??????????????

no avatar
Андрей Смирнов

отвечает владимир кашеваров на комментарий 03.01.2015 #

Шестидесятники- великое поколение?!!
Не смешите!!!

no avatar
вася лаков

отвечает Андрей Смирнов на комментарий 03.01.2015 #

Шестидесятники появислись ещё в 20х вместе со спецпайками и привелегитями партноменклатуры...

Великий пролетарско-марксистско- ленинисок-трцкистский поэт В.В Маяковский ещё тогда заметил:

О дряни-

от самовара разморясь:
«Товарищ Надя!
К празднику прибавка —
24 тыщи.
Тариф.
Эх,
40 и заведу я себе
тихоокеанские галифища,
чтоб из штанов
выглядывать
как коралловый риф!»
А Надя:
«И мне с эмблемами платья.
Без серпа и молота не покажешься в свете!
В чем
сегодня
50 буду фигурять я
на балу в Реввоенсовете?!»
На стенке Маркс.
Рамочка а́ла.
На «Известиях» лежа, котенок греется.
А из-под потолочка
верещала
оголтелая канареица.
Маркс со стенки смотрел, смотрел...
И вдруг
60 разинул рот,
да как заорет:
«Опутали революцию обывательщины нити.
75
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее


головы канарейкам

сверните —

чтоб коммунизм

канарейками не был побит!»

Как в воду глядел- слабоват оказался коммунизм супротив канареек, джинсов жвачек да айфонов........

no avatar
Гарри Химик

отвечает вася лаков на комментарий 03.01.2015 #

СКАЗКА О КРАСНОЙ ШАПОЧКЕ
Жил да был на свете кадет.
В красную шапочку кадет был одет.
Кроме этой шапочки, доставшейся кадету,
ни черта́ в нем красного не было и нету.
Услышит кадет — революция где-то,
шапочка сейчас же на голове кадета.
Жили припеваючи за кадетом кадет,
и отец кадета и кадетов дед.
Поднялся однажды пребольшущий ветер,
в клочья шапчонку изорвал на кадете.
И остался он черный. А видевшие это
волки революции сцапали кадета.
Известно, какая у волков диета.
Вместе с манжетами сожрали кадета.
Когда будете делать политику, дети,
не забудьте сказочку об этом кадете.
[1917] В.В.Маяковский

no avatar
Николай Московский

комментирует материал 03.01.2015 #

Главный герой шестидесятников - дон Румата. Глубоко презирающий "ватников и прочую быдломассу". Вот поэтому они и провалились.

no avatar
валентин мочалов

комментирует материал 03.01.2015 #

Главные идеологи шестидесятничества так сильно любили икру с водочкой, что как оказалось это и есть их главные права челове-ка и свобода, за которую они и боролись. Особенно ярко это проявилось в период слома социализма в СССР и развала мировой социалисстической системы. Шестидесятники плавно трансформировались в пятую колонну, которая всё за туже икру и крабы под водочку, готова разрушить Россию и всё для этого делает. А то, что идеологи шестидесятников примазы ваются к достижениям науки и культуры и произаодства 60-х, так в этом их заслуги никогда не было и нет. Это подтверждает-ся тем, что сейчас они максимально имеют те свободы и права человека за которые они так боролись в рестаранах Русь и на кухнях, что за 20 с лишним лет. от их стараний культура, наука и производство пришло в окончательный упадок и деградацию.
С новыми достижениями господа пятая колонна !!

no avatar
Однажды Где-то за окном

комментирует материал 03.01.2015 #

Ничего великого в шестидесятниках не было. Потому и проваливаться было нечему.

no avatar
Илья Марченко

отвечает Однажды Где-то за окном на комментарий 03.01.2015 #

"Если взять Вознесенского, разве он похож на Евтушенко"
Похож, конечно, ещё добавить и Рождественского=три брата.

no avatar
Гарри Химик

отвечает Илья Марченко на комментарий 03.01.2015 #

Да...уж...и робота Тождественского к шестидесятникам...только не хватало...
А Вы "Северную надбавку " Е.Евтушенко (ЦЕН)...читали...?
Прочитайте,а потом пообщаемся...
"... А правда, товарищ начальник,
в Америке -- пиво в железных банках!"
"Это для тех,
у кого есть валюта в банках..."
"А будет у нас "Жигулевское",
которое не разбивается!"
"Не все, товарищи, сразу...
Промышленность развивается".
И тогда возникает
северная тоска по пиву,
по русскому -
с кружечкой,
с воблочкой
--пиву..."

no avatar
Сергей Кторов

комментирует материал 03.01.2015 #

Потому, что они подумали, что демократия - это и впрямь, власть народа...)) Они слишком верили в слова....

no avatar
АНУ НАХ

комментирует материал 03.01.2015 #

Потому что в головах был КОМУ НИЗОМ.
А надо было думать КОМУ ВЕРХОМ.

no avatar
Тикси Кит

отвечает АНУ НАХ на комментарий 03.01.2015 #

О ваших сексуальных фантазиях в другом месте, пожалуйста.

no avatar
Александр Виноградов

отвечает Тикси Кит на комментарий 03.01.2015 #

Это не сексуальные фантазии.
Это он цитирует идеологические закладки, внедрённые представителями неназываемой нации.
Много было тогда таких брехунов.
Пресловутая "кнопка низа" работала надёжно, и дело не ограничивалось "армянским радио".

no avatar
Илья Марченко

комментирует материал 03.01.2015 #

Это от безбожия всё: строить идеальную страну ВОПРЕКИ Богу=сатанизм.
Как только ушло поколение верующих строителей (тех, кто до пяти лет веру с молоком матери всосал) и пришло поколение неверующих (ни в Бога, ни в лучшую жизнь - это же всё одно), так всё и рухнуло (ещё по инерции катились, а потом и скатились).

no avatar
Наталья Соболева

комментирует материал 03.01.2015 #

Почему?
А много Вы знаете как из промышленности вымывали талантливых руководителей?
Кто об этом знает?
Я сама не задумывалась, пока с одним не столкнулась.
Так что Тухачевские промышленности существовали. Для чего делалось?
Для последующих 1990-х.
Вот прошло после Сталина 40 лет - совершенно новое поколение. Можно стало быть вторгаться.
40 лет,
40 лет...
Для ждущих вечность - это не много...
Только они и сами меняются.
осознают ли?...

no avatar
Гарри Химик

отвечает Наталья Соболева на комментарий 03.01.2015 #

Кстати.., а Вам известно, что частную собственность отнюдь
не Сталин , а именн Хрущёв отменил.., в то время, когда каждый
второй снаряд , каждая граната были изготовлены частными артелями
металлистов, многие из которых были эвакуированы с Запада и за Урал...
а Тухачевский тогда...-это Сердюков ...сегодня...???

no avatar
Наталья Соболева

отвечает Гарри Химик на комментарий 04.01.2015 #

Маловероятно.
Тухачевский - даже не знаю кто сегодня. Нет знакомых военных, чтобы сказать с кем можно провести аналогию.
Но были ж в 1991-х, когда все меняли и армию ликвидировали.

no avatar
Гарри Химик

отвечает Наталья Соболева на комментарий 04.01.2015 #

Тухачевский, как маршал проиграл всё , что мог, а в "польском походе" не просто
проиграл,но и десятки тысяч красноармейцев положил..., а его реформа РККА могла
привести к полной потере боеспособности армии. за что его и "к стенке" поставил тов.Сталин...
Пердюков-Табуреткин...-ничем не лучше, но пока что жив...и свободен... Пока...свободен...!!!

no avatar
Наталья Соболева

отвечает Гарри Химик на комментарий 04.01.2015 #

Кто знает, почему?
Ведь не секрет, что перед войной убирали людей, которые могли противостоять вторжению.
А на это были надежды о смене сласти в стране.
И только поведение большинства войск вторжения показало, что истинный враз хитрее , нежели кажется.

no avatar
Гарри Химик

отвечает Наталья Соболева на комментарий 04.01.2015 #

Всё не так, совсем не так...!
И сегодня пора убирать и стрелять навальных,немцовых,касьянвых,грефов,
чубайсов и иже с ними, а через лет сорок, после выигранной войны скажут
новолибералы 2100, что типо...репрессии в 2015 г. были..."государственников" садили...

no avatar
Тикси Кит

комментирует материал 03.01.2015 #

Ну и брехня!!!!!
Так,
во-первых, "всё проиграли" из-за гордыни;
во-вторых, самое алчное и бесчестное, самое разрушительное, поколение. Не создавшее ни чего но все разрушившие с причинением колоссального вреда стране и пользы врагам страны.

no avatar
Людмила Ермилова

комментирует материал 03.01.2015 #

Прошу прощения - текст прочесть не успела. Потом прочту...
Но название задело за живое. Я, правда, не из шестидесятников, а из семидесятников. Вернее, сочувствовавших кое-кому из них. А вернее, одному Зиновьеву. Да и тот всегда подчеркивал: "Я не диссидент".
Мое непосредственное впечатление: в семидесятых в этой среде преобладали стукачи и те, кто загодя знал, что свалит из страны. Были даже такие, кто старался вести себя поскандальнее, чтобы его выслали. Председатели всяких правозащитных комитетов менялись как перчатки. Одного вышлют - другой занимает его место.
Самиздат проникал через выездных. А кто был выездным? Родственники высших партайгеноссен.
Анекдоты распространялись через стукачей. Для меня их длинный язык был как метка: травит без оглядки антисоветские анекдоты - значит, стукач.
КГБ, слишком рьяно внедряя своих людей в инакомыслящую среду, стало нести диссидентство в массы.
В каком-то самиздате даже был намек, что диссидентство окрепло с легкой руки Андропова.
Но в шестидесятых все было, наверное, по-другому. Шестидесятники искренне мечтали о "социализме с человеческим лицом". Смельчаки и бессребренники. Уважаю...

no avatar
Елена Канунникова

комментирует материал 03.01.2015 #

Когда-то было услышать выражение: "гнилая интеллигенция "? чтобы сейчас понять, т.к раньше отказывалась понимать..а и сейчас.. что делать ?

no avatar
Марк-II Казимировский

комментирует материал 03.01.2015 #

Спасибо!

no avatar
Гарри Химик

отвечает Марк-II Казимировский на комментарий 03.01.2015 #

Давненько Вас было не видать...,где побывали...?

no avatar
Марк-II Казимировский

отвечает Гарри Химик на комментарий 09.01.2015 #

Да нет, на месте сижу. Просто комментировать реже стал...))

no avatar
Гарри Химик

отвечает Марк-II Казимировский на комментарий 10.01.2015 #

А мне вот "на старости лет" пришлось начать много ездить..,
причём по таким интересным местам России, где я раньше
почти и не бывал..., хотя и живу рядом...http://maxpark.com/community/5862/content/3206767

no avatar
Ира & Ирина

комментирует материал 03.01.2015 #

Потому что предатели. Начали свой путь с малого предательства и предательством большим закончили. Я имею ввиду 20 съезд.

no avatar
Александр Виноградов

отвечает Ира & Ирина на комментарий 03.01.2015 #

20 съезд, думаю, Вы напрасно зацепили. Пресловутый доклад Хрущёва был прочитан уже после закрытия, и толком тогда не опубликован.
Именно Хрущёв был предателем. Предателем своих как-бы-товарищей и предателем Родины.

no avatar
Ира & Ирина

отвечает Александр Виноградов на комментарий 03.01.2015 #

Всех шестидесятников, с Хрущевым вместе, объединяет одно - ненависить к Сталину.

no avatar
Александр Виноградов

отвечает Ира & Ирина на комментарий 03.01.2015 #

Это - "символ веры" молодых барышень, смутно знающих (или совсем не знающих) предмет обсуждения.
Ненависть к конкретному человеку может быть лишь внушена путём зомбирования (или НЛП, если угодно), и не может быть выработана путём сознательного размышления.
А по сути - никого эта "ненависть" к Сталину. Эта стая неспособна к объединению. Они способны лишь к ненависти, и в лучшем случае - к объединению против кого-то.
"Девочки, против кого будем сегодня дружить?"
Нагляделся я на таких "девочек"...

no avatar
Sulo Karelin

комментирует материал 03.01.2015 #

Оказывается без шестидесятников не летали бы в космос наши спутники и космонавты, не создали бы первый атомоход - ледокол, не было бы хороших фильмов, развитой промышленности, не стало бы совхозов. Тогда почему сейчас, после участия всех шестидесятников, перечисленных в статье, в свержении социализма, в распаде СССР, в прихватизации, в создании и установлении авторитарного режима ЕБН-изма, никто из них не хочет принять вину на себя? В успехах социализма не видно стараний русофобов шестидесятников, но в развале страны, устроенном Ельциным, имевшем националистический характер, как происходившее в 2014 на Украине, диаспоры диссидентов всюду на видных местах, на митингах и собраниях, во всех СМИ первые скрипки, в очередях за наградами, почётными званиями и прочими чиновничьими постами и льготами. Что напишут Чубайс и Немцов с друзьями о своём вкладе в развал СССР и крушение социализма, через 20 - 30 лет?

no avatar
Александр Виноградов

отвечает Sulo Karelin на комментарий 03.01.2015 #

С.П.Королёв, создатель космических ракет и И.В.Курчатов, создатель ядерного оружия не были "шестидесятниками". Все заделы будущих побед были созданы в 50-е и ранее, а "шестидесятники" примазались к тем победам.
"Шестидесятники" - это в первую очередь гуманитарии, точнее - писатели-"обличители" (на самом деле - очернители) и поэты.

no avatar
Гарри Химик

отвечает Александр Виноградов на комментарий 03.01.2015 #

Дети оттепели...?

no avatar
Александр Виноградов

отвечает Гарри Химик на комментарий 03.01.2015 #

Дети, конечно, дети. Или, как говаривали раньше - нЕдоросли.
Да и с "оттепелью" - тоже стоило бы разобраться, что это за общественное явление такое...
На Севере была такая поговорка - весной увидим, кто где .... (гадил).
Дело заключалось в том, что зимой вечера и ночи тёмные и холодные, а общественных туалетов в деревне не было...
Вот, в оттепель и вылезали всякие "подснежники".
Хрущёвская "оттепель" повлекла выявление "подснежников" другого рода.
"Дети Арбата", "дети оттепели"...
"Онижедети" - из того же помёта, если пользоваться терминологией ветеринаров.

no avatar
Sulo Karelin

отвечает Александр Виноградов на комментарий 03.01.2015 #

То есть, шестидесятники обыкновенные шоу мены в современном понимании этого явления, где личная выгода всегда на первом месте?

no avatar
Александр Виноградов

отвечает Sulo Karelin на комментарий 03.01.2015 #

Я бы не был так категоричен. Разные "шестидесятники" были.
Писатели-поэты-режиссёры - это одно. А шоумены - другое. Да и артисты были разные. Кто-то "нёс разумное, доброе вечное" на полном серьёзе, в меру своего понимания сути вещей.
Разное было понимание - да и слава богу. Единомыслие губительно почти всегда, даже если дело касается самых прогрессивных мыслей и идей.
И как раз фанаты личной выгоды стали главными проповедниками либерализма.
Хотя в ту пору были разные "шестидесятники" - и либерасты, как сейчас бы сказали, и сторонники других взглядов и идей.
В.М.Шукшин, к примеру, никак не мог быть отнесён к этим либерастам.
И Е.А. Евтушенко, до некоторого момента был очень даже иным.
"...Я словно вол, в эпоху впрягся.
Перенапрягся, валит с ног.
Искавший общий выход в братстве,
Как никогда, я одинок".

Такое пишут, только искренне веря в "Человек человеку - друг, товарищ и брат".

no avatar
Sulo Karelin

отвечает Александр Виноградов на комментарий 03.01.2015 #

Танки идут по Праге
в закатной крови рассвета.
Танки идут по правде,
которая не газета.
Танки идут по соблазнам
жить не во власти штампов.
Танки идут по солдатам,
сидящим внутри этих танков.
Боже мой, как это гнусно!
Боже — какое паденье!
Танки по Яну Гусу.
Пушкину и Петефи.
Страх — это хамства основа.
Охотнорядские хари,
вы — это помесь Ноздрева
и человека в футляре.
Совесть и честь вы попрали.
Чудищем едет брюхастым
в танках–футлярах по Праге
страх, бронированный хамством.
Что разбираться в мотивах
моторизованной плетки?
Чуешь, наивный Манилов,
хватку Ноздрева на глотке?
Танки идут по склепам,
по тем, что еще не родились.
Четки чиновничьих скрепок
в гусеницы превратились.
Разве я враг России?
Разве я не счастливым
в танки другие, родные,
тыкался носом сопливым?
Чем же мне жить, как прежде,
если, как будто рубанки,
танки идут по надежде,
что это — родные танки?
Прежде чем я подохну,
как — мне не важно — прозван,
я обращаюсь к потомку
только с единственной просьбой.
Пусть надо мной — без рыданий
просто напишут, по правде:
«Русский писатель. Раздавлен
русскими танками в Праге».
23 августа 1968
Евгений Евтушенко

no avatar
Гарри Химик

отвечает Александр Виноградов на комментарий 03.01.2015 #

Его "наивный либерализм" более всего проявился в 1962г.,
когда он написал "Наследники Сталина"...http://ev-evt.net/stihi/n/nasledniki.php

"...Безмолвствовал мрамор. Безмолвно мерцало стекло.
Безмолвно стоял караул, на ветру бронзовея.
А гроб чуть дымился. Дыханье из гроба текло,
когда выносили его из дверей мавзолея.

Хотел он запомнить всех тех, кто его выносил -
рязанских и курских молоденьких новобранцев,
чтоб как-нибудь после набраться для вылазки сил,
и встать из земли, и до них, неразумных, добраться....

...Мы сеяли честно. Мы честно варили металл,
и честно шагали мы, строясь в солдатские цепи.
А он нас боялся. Он, верящий в цель, не считал,
что средства должны быть достойны величия цели....

...Нет, Сталин не сдался. Считает он смерть поправимостью.
Мы вынесли из мавзолея его.
Но как из наследников Сталина Сталина вынести?...

...Велела не быть успокоенным Родина мне.
Пусть мне говорят: «Успокойся...» — спокойным я быть не сумею.
Покуда наследники Сталина живы ещё на земле,
мне будет казаться, что Сталин ещё в мавзолее..."

no avatar
Александр Виноградов

отвечает Гарри Химик на комментарий 03.01.2015 #

"Наивный либерализм", "проявился"...
До чего же любим мы клеить ярлыки!
Человек живой, мятущийся, ищущий - это не агитка.
Да, "секретный доклад" Хрущёва сильно покорёжил мироощущение многих.
Тем и примечательны были эти акции - "оттепель" с "перестройкой" - что удар наносился с той тыльной стороны, откуда ждали лишь поддержки. Первый секретарь ЦК КПСС, или позднее - Генеральный секретарь - оказались то ли безответственными болтунами, то ли предателями.
И в который раз вспоминаю слова А.Зиновьева: "Целились в коммунизм, а попали в Россию.

Напомню ещё раз всем "обличителям", что коммунистическая идея, вызревавшая на протяжении, как минимум, четырёх веков, была воспринята, реализована до какого-то определённого уровня и развита именно в России, и это было не случайно. Именно нравственный код русского человека совпал с главным нравственным посылом коммунистической идеи.
А шавки, тявкающие - на Россию, на коммунистическую идею были всегда...
..."Мы - волки! Свободное племя!"

no avatar
Гарри Химик

отвечает Александр Виноградов на комментарий 03.01.2015 #

Секретный доклад Хрущёва...-это 1956 год,
а "Наследники Сталина " -это 1962 год...,
хотя художественная ценность ....определённым образом
в стихе есть.., да и написано искренне с верой, что Сталин тиран...
А начтот А.Зиновьева.., так их много было..., но Вами выделенная фраза иного автора,
по фамилии Зиновьев...-Григорий Евсеевич Зиновьев (настоящая фамилия — Радомысльский, фамилия матери — Апфельбаум, в качестве еврейских имён в различных источниках указываются первое имя Евсей и Овсей, второе имя Герш, Гершен, Гершон и Гирш, отчество Аронович...)-из плеядыы старых большевиков ленинского набора...
Справедливо расстрелян Сталиным , вместе с Каменевым,Рыковым и Бухариным...

no avatar
Александр Виноградов

отвечает Гарри Химик на комментарий 03.01.2015 #

Нет, здесь Вы неправы. "Целились в коммунизм, а попали в Россию" сказано именно Александром Александровичем Зиновьевым. См., например, https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

no avatar
Олег Зоин

комментирует материал 03.01.2015 #

"25 февраля 1956 года на ХХ съезде КПСС Никита Хрущев зачитал доклад, раз­облачающий культ личности Сталина, — для многих это стало обещанием свободы и началом эры «социализма с человеческим лицом»..."
Что же так забывчивы? По доброте душевной?.. Опять подгонка ватника по фигуре?..А подавление венгерского восстания в октябре-ноябре 56-го?..
Я тогда твёрдо понял, что не может быть никогда и нигде "социализма с человеческим лицом" - гитдеровский нацизм, и сталинский интернацизм равно тотально преступны и НЕИСПРАВИМЫ!..
И вижу теперь, по прошествии почти 60 лет, как я тогда был прав в оценках, хотя бы жизнь прожил порядочного цивилизованного человека... :)))

no avatar
Arkady Malafy

комментирует материал 03.01.2015 #

Ну, здравствуйте, что это за "великое поколение шестидесятников"?
Кухонные интеллигенствующие тусовщики, которым вечно какой-то "свободы" не хватало. Шендеровичи шестидесятых годов.

no avatar
Юрий Суханов

комментирует материал 03.01.2015 #

Почему великое поколение шестидесятников проиграло и коммунизм, и демократию?

Демократия - идеологическое прикрытие библейской доктрины, измышления социальных паразитов о справедливом жизнеустройстве.

Коммунизм - идеологическое прикрытие библейской доктрины, ещё более хитрые и подлые измышления социальных паразитов о справедливом жизнеустройстве.

Все "измы" безплодны!





Если кто-то стоит на ваших головах, то это говорит не о его уме, а безнравственности.

no avatar
Александр Виноградов

отвечает Юрий Суханов на комментарий 03.01.2015 #

Неспособность к абстрактному мышлению и к понятийному мышлению - характерная особенность примитивного, хуторского ума.
Нам бы чё попрошше", да "нет большего щасья чем когда у соседа корова сдохнет".
Спрашивается, чего ради такой хуторянин тычет в клавиатуру жирными пальцами - ему же нет никакого дела до "высоких материй"?
Тут - два варианта. Либо человек, воспитанный в советское время, чувствует нынешнюю свою ущербность и пытается найти оправдание и поддержку, либо - просто отрабатывает свои 39 серебреников...
И тот, и другой варианты вызывают - в лучшем случае сочувствие.

no avatar
Бадерин Евгений

комментирует материал 03.01.2015 #

"Шестидесятники" - это нынешние либерасты болотные. И коммунизм они не проиграли - они его победили.

no avatar
souslin

комментирует материал 03.01.2015 #

Эпоха 60-десятников - это эпоха начала развития всяческого рода паразитизма, то ли в колхозе воровство, то ли спецпайки номенклатуры, блат и проч. В одной известной интермедии А.Райкина, кажется, осмеивался блат: "Хочешь квартиру иди в ЖКО работать, хочешь стенку, иди грузчиком в мебельный....". Не было только: - хочешь деньги, иди в банк работать. С тех пор произошла эволюция паразитизма, и, действительно, иные банковские работники могут иметь много денег. Могли ли представить 60-десятники, к чему приведет ихнее дисиденство с эволюцией в либерал-демократию? Ах, какой дух свободы на Украине! Халява кончилась, придется работать, на паразитов, ха, ха...

no avatar
×
Заявите о себе всем пользователям Макспарка!

Заказав эту услугу, Вас смогут все увидеть в блоке "Макспаркеры рекомендуют" - тем самым Вы быстро найдете новых друзей, единомышленников, читателей, партнеров.

Оплата данного размещения производится при помощи Ставок. Каждая купленная ставка позволяет на 1 час разместить рекламу в специальном блоке в правой колонке. В блок попадают три объявления с наибольшим количеством неизрасходованных ставок. По истечении периода в 1 час показа объявления, у него списывается 1 ставка.

Сейчас для мгновенного попадания в этот блок нужно купить 1 ставку.

Цена 10.00 MP
Цена 40.00 MP
Цена 70.00 MP
Цена 120.00 MP
Оплата

К оплате 10.00 MP. У вас на счете 0 MP. Пополнить счет

Войти как пользователь
email
{{ err }}
Password
{{ err }}
captcha
{{ err }}
Обычная pегистрация

Зарегистрированы в Newsland или Maxpark? Войти

email
{{ errors.email_error }}
password
{{ errors.password_error }}
password
{{ errors.confirm_password_error }}
{{ errors.first_name_error }}
{{ errors.last_name_error }}
{{ errors.sex_error }}
{{ errors.birth_date_error }}
{{ errors.agree_to_terms_error }}
Восстановление пароля
email
{{ errors.email }}
Восстановление пароля
Выбор аккаунта

Указанные регистрационные данные повторяются на сайтах Newsland.com и Maxpark.com