Почему поляки не хотели воевать против Германии?

На модерации Отложенный

 

Историк Сергей Цветков напомнил про позицию и действия эмигрантского правительства Польши на предмет неизбежного противостояния Польши с СССР.
Исходные посылки:
- бороться против Германии вредно, т.к. это означает помощь СССР, а ослабление Германии не в интересах Польши;
- англосоветский конфликт неизбежен и надо делать ставку на него, чтобы выступить против СССР на стороне англо-саксов.

Ну и немного статистики.
___

1 октября 1943 года в АК была прислана инструкция лондонского правительства, которая содержала в себе следующие положения на случай несанкционированного вступления советских войск на территорию Польши в пределах границ Второй Речи Посполитой:

«Польское правительство направляет протест Объединённым нациям против нарушения польского суверенитета — вследствие вступления Советов на территорию Польши без согласования с польским правительством — одновременно заявляя, что страна с Советами взаимодействовать не будет. Правительство одновременно предостерегает, что в случае ареста представителей подпольного движения и каких-либо репрессий против польских граждан подпольные организации перейдут к самообороне».

14 октября 1943 года генерал Тадеуш Бур-Коморовский при рассмотрении вопроса о возможности восстания на оккупированной немцами территории заметил на заседании руководства политического подполья, подчинявшегося лондонскому правительству:

«Мы не можем допустить до восстания в то время, когда Германия все ещё держит Восточный фронт и защищает нас с той стороны. В данном случае ослабление Германии как раз не в наших интересах. Кроме того, я вижу угрозу в лице России… Чем дальше находится русская армия, тем лучше для нас. Из этого вытекает логическое заключение, что мы не можем вызвать восстание против Германии до тех пор, пока она держит русский фронт, а тем самым и русских вдали от нас. Кроме того, мы должны быть подготовлены к тому, чтобы оказать вооружённое сопротивление русским войскам, выступающим на территорию Польши».

В условия неотвратимого советского продвижения на Запад печатный орган главнокомандования АК в передовой статье «На что мы рассчитываем?» от 16 марта 1944 года отмечал:"1. Прежде всего на собственные вооружённые силы … 2. На то, что англосаксонско-советский конфликт неизбежен… Мы на это рассчитываем. Мы на это делаем ставку".

5 августа 1944 года, когда 2-я танковая армия вела тяжёлые бои у Окунева с танковыми частями вермахта, в Лондон из восставшего города поступила телеграмма Делегатуры (тайный высший орган административной власти в оккупированной Польше, образованный в 1940 году), в которой политическое руководство АК обвиняло Красную Армию в том, что она якобы специально не предпринимает ничего для того, чтобы занять столицу, в то время как «немцы уже второй день усиленно бомбардируют город с самолётов».

Текст телеграммы попал на страницы польских эмигрантских, а затем английских газет и в прессу нейтральных стран. Версию подхватила и всячески стала раздувать печать гитлеровской Германии, были подключены издававшиеся немцами газеты в оккупированных странах.

2 октября 1944 года в штабе корпуса Баха-Залевского в Ожарове был подписан акт капитуляции участников Варшавского восстания. 3 октября радио АК «Błyskawica» передавало:

«Немцы собираются эвакуировать население героического города и защитить его от нападения большевиков… Помните, что немецкие войска некоторое время будут щитом, охраняющим наши семьи от нападения большевиков».

P.S.
Кто подавлял восстание в Варшаве?

По состоянию на 5 августа 1944 года в распоряжении Хайнца Райнефарта (с августа по ноябрь 1944 года командовал боевой группой СС «Рейнефарт» в составе войск Бах-Зелевского) были следующие силы:

«Зондерполк СС „Дирлевангер“»: 881 человек;
608-й охранный полк вермахта: 618 человек;
два батальона 111-го азербайджанского полка вермахта: 682 человек;
сводный полк штурмовой бригады СС «РОНА»: 1700 человек;
отряды «СС» и полиции из Вартеланда: 2740 человек;

Всего: 6621 человек. Командиру был также подчинён бронепоезд вермахта. 11 августа 1944 года в состав группировки вошёл 302-й отдельный танковый батальон радиоуправляемых машин (24 штурмовых орудий StuG IV , 64 самоходных мин Borgward IV. С 12 августа 1944 года Эрих фон дем Бах командовал почти всеми гитлеровскими силами в левобережной Варшаве.

В подавлении восстания принимали участие военные подразделения коллаборационистов:

сводный полк штурмовой бригады СС «РОНА» под командованием майора И.Д. Фролова (1700 человек, 4 танка Т-34-76, 1 САУ и 2 гаубицы);
1-й и 2-й батальоны 1-го Восточно-мусульманского полка СС (800 офицеров, унтер-офицеров и рядовых);
два батальона 111-го азербайджанского полка вермахта;
5-й Кубанский казачий полк (командир — полковник Бондаренко)
3-й Казачий кавалерийский батальон 57-го охранного полка;
69-й казачий батальон 3-й кавалерийской бригады Казачьего Стана;
572-й Казачий батальон;
209-й Казачий полицейский батальон
полицейские части и отряды СС, сформированные из украинцев Галиции, и «Украинский легион самообороны» (31 Schutzmannschafts батальон СД), которые впоследствии вошли в состав дивизии.
13-й Белорусский полицейский батальон при СД (Weissruthenische-Polizei(SD)-Bataillon № 13).

Активное участие в подавлении восстания принимали казаки-коллаборационисты из Казачьего стана. Подразделение казаков во главе с хорунжим И. Аникиным получило задание захватить штаб Бур-Коморовского. Всего казаки по собственным данным захватили около 5 тысяч повстанцев. За проявленное усердие немецкое командование наградило многих казаков и офицеров Железными крестами.