Операция ВКС в Сирии: Россия обрела стратегию и опыт дистанционной войны

На модерации Отложенный

Операция Воздушно-космических сил (ВКС) России против международных террористических группировок “Исламское государство” и “Джебхат ан-Нусра” (обе запрещены в РФ и ряде стран мира) на территории Сирии в военном отношении является стратегически важной.

Владимир Путин вручает награды участникам ВКС РФ в Сирии

Учитывая скрытную передислокацию личного состава, вооружения и военной техники, средств управления, материальных запасов на дальние расстояния, то эту операцию следует признать уникальной. Со времени ввода ограниченного контингента советских войск в Афганистан операций такого масштаба не проводилось.

Именно скрытность и скоротечность передислокации российских войск обеспечили внезапность и эффективность авиаударов по позициям террористов. При этом применение Вооруженных сил (ВС) РФ в Сирии изменило военно-политическую обстановку во всем Ближневосточном регионе.

Вооруженное противостояние продолжается в Сирии с марта 2011 года. В его результате, по данным ООН, погибли более 220 тысяч человек. Россия с 30 сентября 2015 года по просьбе президента САР Башара Асада об оказании военной помощи начала наносить авиационные удары по объектам террористов в Сирии.

При поддержке Москвы Дамаску удалось переломить ситуацию в войне и перейти в наступление на ключевых направлениях. В марте 2016 года президент РФ Владимир Путин принял решение о выводе большей части российской группировки ВКС в связи с успешным выполнением задач.

При этом Россия не отказалась от взятых обязательств по поставке сирийскому правительству вооружения и военной техники, а также обучения военных специалистов; по-прежнему действуют авиабаза Хмеймим и пункт материально-технического обеспечения ВМФ России в Тартусе. Противовоздушную оборону (ПВО) группировки ВС РФ в САР обеспечивают зенитные ракетные комплексы С-400 и “Панцирь”. Кроме этого, в Сирии работает российский Центр по примирению враждующих сторон.

vks

“Стратегия длинной руки”

В логистической схеме, разработанной ВС РФ, задействованы воздушные, морские и наземные транспортные средства. По словам заместителя министра обороны РФ генерала армии Дмитрия Булгакова, бесперебойная система доставки грузов для группировки ВКС России в Сирии получила высокую оценку специалистов НАТО, назвавших ее “сирийским экспрессом”. Он отметил, что только за 2015 год на российскую военную базу было доставлено более 200 тысяч тонн грузов.

На авиационной базе Хмеймим развернуты все необходимые объекты инфраструктуры, включающие в частности склады вооружения и горюче-смазочных материалов (ГСМ).

Уникальность российской операции заключается и в грамотно выстроенном управлении разнородной группировкой как непосредственно на театре военных действий, так и из Национального центра управления обороной РФ.

Еще один аспект успешного проведения стратегической операции против террористов в Сирии — отлаженное взаимодействие с вооруженными силами САР, что во многом заслуга российских военных советников, роль которых еще предстоит по достоинству оценить. Как и роль военной науки, так как подобную операцию невозможно спланировать и провести без серьезной научной базы.

Разумеется, грамотное планирование и реализация планов на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях было подкреплено наличием хорошо обученного личного состава, умеющего применять находящиеся на вооружении ВС РФ новейшие образцы оружия. К примеру, крылатые авиационные ракеты Х-101, морские “Калибр”, другие образцы высокоточного оружия и современные средства его доставки.

По оценке генерала армии Петра Дейнекина, бывшего главнокомандующим Военно-воздушными силами (ВВС) России в 1991-1998 годах, в ходе операции ВКС России в Сирии “на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях отработана надежная система управления, согласованы вопросы взаимодействия видов российских ВС и сирийской армии; военные действия имеют стратегический пространственный размах”.

Он отметил, что надводные и подводные силы ВМФ России наносили ракетные удары из акваторий Каспийского и Средиземного морей, а стратегические ракетоносцы дальней авиации — с больших удалений от объектов поражения.

“Применение высокоточных крылатых ракет морского и воздушного базирования продемонстрировало умение и готовность России к внезапному применению современного оружия первого удара”, — заявил генерал армии.

По его словам, дальняя авиация успешно применила высокоточные крылатые ракеты с двух направлений. Западная часть была организована с выходом в Атлантику вокруг Шотландии и нанесением удара со стороны Гибралтара. Вторая группа стратегических воздушных кораблей дальней авиации применяла высокоточные дальнобойные ракеты с востока, с территории России. В дальнейшем необходимость в применении дорогостоящего высокоточного оружия типа дальнобойных авиационных ракет с самолетов Ту-160 и Ту-95 отпала.

“А что касается дальних бомбардировщиков Ту-22М3, то они работали обычными средствами поражения. Как говорят, какие цели, такие и бомбы. Вместе с тем, надо отметить высокую точность их применения”, — подчеркнул Дейнекин.

Он также отметил, что для организации разведки целей и контроля результатов ударов впервые проводится массовое применение беспилотников, используются данные всех видов разведки, включая космическую, что обеспечивает командованию своевременное принятие адекватных решений в реальном масштабе времени. По его словам, районы базирования российских войск надежно прикрыты современными комплексами противовоздушной обороны (ПВО), а ударные группы в воздухе — фронтовыми истребителями.

“В Сирии проведены испытания перспективных видов оружия и авиационной техники; освоен новый театр военных действий, летным и руководящим составом приобретен уникальный опыт, а плановая замена повышает уровень боевой подготовки личного состава. Еще раз подтвержден вывод о том, что руководить крупной операцией должен общевойсковой командующий, которому в оперативном отношении подчинены авиация и силы флота”, — добавил Дейнекин.

Он также считает, что использование ВКС России в августе 2016 года иранской авиабазы Хамадан в качестве аэродрома подскока при нанесении ударов по боевикам в Сирии послужило бесценным опытом для российских летчиков и повысило эффективность борьбы с международными террористами.

По его мнению, в целом боевой опыт, полученный российскими военными в САР, будет однозначно внедрен в учебно-боевую подготовку.

“Война в Сирии на протяжении года демонстрировала всему миру, что важнейшим проявлением военной мощи любого государства является господство в воздухе. И наши Воздушно-космические силы показали себя как мощное дальнобойное средство решения стратегических задач”, — заключил генерал армии.

Благодаря ударам российской авиагруппы в Сирии удалось в корне переломить ситуацию. Были совершены более 15 тысяч боевых вылетов, в результате которых нанесен существенный урон объектам террористической инфраструктуры. Уничтожены тысячи опорных пунктов, складов с боеприпасами, оружием, боевой техникой, материальными средствами, ГСМ и взрывчатыми веществами.

Кроме того, было уничтожено более 200 объектов нефтедобычи, перекачки и переработки топлива, а также свыше двух тысяч средств доставки нефтепродуктов для контрабандной продажи в Турцию. ВКС России помогли уничтожить в Сирии около 28 тысяч боевиков, среди которых было более 2 тысяч бандитов, выходцев из России, в том числе 17 полевых командиров.

Президент России Владимир Путин в марте 2016 года оценил затраты на военную операцию в САР примерно в 33 миллиарда рублей. По его словам, эта сумма уже была заложена в бюджет российского военного ведомства 2015 года на проведение учений и боевую подготовку. Верховный главнокомандующий тогда пояснил, что государство перенаправило ресурсы на обеспечение группировки в Сирии, поскольку более эффективного способа подготовки и оттачивания мастерства военных, чем реальные боевые действия, еще никто не придумал.

Сумма, озвученная президентом РФ, была подтверждена расчетами зарубежных экспертов. Международная деловая газета The Financial Times через месяц после начала российской военной операции в САР писала, что Москва может себе ее позволить. Опрошенные изданием аналитики отметили, что она гораздо дешевле, чем военные операции США, кроме того, у России достаточно средств на военные расходы.

По их оценке, стоимость всей операции, даже если бы Россия продолжала наносить авиаудары одинаковыми темпами на протяжении всего текущего года, составила бы около 3% средств, заложенных на национальную оборону в 2016 году. В законе о бюджете на текущий год расходы по статье “Национальная оборона” предусмотрены в объеме более триллиона рублей. Обозначенные 33 миллиарда и составляют около 3% этих расходов.

Боевое крещение ВКС России

В соответствии с указом президента РФ 1 августа 2015 года к выполнению поставленных задач приступил новый вид Вооруженных сил (ВС) России — Воздушно-космические силы, сформированные путем слияния ВВС и Войск воздушно-космической обороны. Создание нового вида ВС было обусловлено необходимостью объединения под единым командованием всех сил и средств, отвечающих за обеспечение безопасности России в воздушно-космическом пространстве.

“ВКС стали самым мощным видом ВС. Мы своевременно получаем новейшие образцы вооружений и военной техники. Благодаря этому именно ВКС с успехом ломают хребет международному терроризму в САР”, — заявил главнокомандующий ВКС России генерал-полковник Виктор Бондарев.

Операция ВКС России в Сирии показала, что они способны быстро создавать боеспособные группировки в любой точке планеты. Авиация ВКС способна надежно поражать любого противника, вести длительные боевые действия с максимальным боевым напряжением, а также быстро возвращаться на аэродромы постоянного базирования.

Участниками операции против международных террористов стали экипажи бомбардировщиков дальней авиации Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3, истребителей-бомбардировщиков Су-34, многоцелевых истребителей Су-30СМ, фронтовых бомбардировщиков Су-24, штурмовиков Су-25, военно-транспортных самолетов Ил-76, воздушных танкеров Ил-78, ударных и транспортных вертолетов армейской авиации.

Российская стратегическая авиация впервые была задействована в небе над Сирией 17 ноября 2016 года — самолеты Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3 нанесли массированный ракетно-бомбовый удар по позициям и объектам террористов. Этот день стал историческим для российской военной авиации и ВС РФ в целом: стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС, никогда до этого не применявшиеся на войне, получили боевое крещение.

Россия в ходе операции ВКС в Сирии испытала ряд новейших образцов вооружений, в частности беспилотники на водородном топливе, которое позволяет увеличить время полета.

“Беспилотники на этом новом топливе могут гораздо дольше выполнять задачи, которые от них ждут: вести разведку, обрабатывать информацию. Это позволит более качественно, более быстро выполнять задачи, которые мы выполняем по борьбе с международным терроризмом”, — считает первый заместитель председателя комитета Госдумы шестого созыва по обороне Андрей Красов.

По его мнению, это большое достижение России, так как изначально страна “отставала в разработке беспилотных летательных аппаратов”. “Но сейчас, с появлением этого беспилотника, мы начинаем догонять, у нас уже даже появляется то, чего нет за рубежом”, — отметил он.

Министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу доложил Путину, что в результате авиаударов ВКС, наносимых по международным террористам на территории САР в течении пяти месяцев, с 30 сентября 2015 года, достигнут существенный перелом: удалось остановить или полностью прекратить ресурсное обеспечение запрещенных в России и ряде стран мира террористических формирований.

“Всего за это время совершено более девяти тысяч вылетов… Перекрыты основные пути доставки углеводородов в Турцию и основные пути доставки оружия и боеприпасов боевикам”, — сказал Шойгу в ходе доклада.

Он уточнил, что авиация ВКС России на тот момент уничтожила 209 объектов нефтедобычи, переработки, перекачки топлива, 2912 средств доставки нефтепродуктов. Глава военного ведомства РФ добавил, что с помощью российской авиации сирийские войска освободили 400 населенных пунктов и более 10 тысяч квадратных километров территории.

Участники операции ВКС России в Сирии, размещаются на авиационной базе Хмеймим в районе Латакии, которая полностью обеспечивается материально-техническим обеспечением из РФ. Для охраны и обороны базы привлечена батальонная тактическая группа морской пехоты со средствами усиления.

К слову, по мнению начальника штаба группировки ВС РФ в САР генерал-майора Геннадия Жидко, на авиабазе Хмеймим лучше всего видно, как сильно изменилась российская армия, и какую огромную пользу России принесли эти изменения.

“Все эти годы, что мы тренировались на полигонах, изучали новую технику, поднимались по тревоге в рамках внезапных проверок, принесли свои плоды. Наши Вооруженные силы стали сильными и современными, а военная профессия вновь стала одной из самых почетных в обществе”, — сказал Жидко.

Потенциал флота в борьбе с террором

“Весь мир наглядно убедился в боевой мощи наших Воздушно-космических сил, Черноморского флота (ЧФ) и Каспийской флотилии (КФл), которые нанесли сокрушительный удар по “Исламскому государству” и другим террористическим группировкам. Такое стало возможным благодаря интенсивной боевой подготовке, качественному обновлению и технической модернизации российской армии и ВМФ”, — сказал главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Королев в ходе встречи президента РФ Владимира Путина с офицерами в Кремле 21 апреля 2016 года.

Корабли ВМФ России впервые приняли боевое участие в военной операции в САР 7 октября 2015 года. Ракетный корабль (РК) проекта 11661К “Дагестан” и малые ракетные корабли (МРК) проекта 2163 “Град Свияжск”, “Великий Устюг” и “Углич” из акватории Каспийского моря ударили 26 крылатыми ракетами “Калибр-НК” по 11 объектам международных террористов в Сирии и полностью их уничтожили.

Боевое применение крылатых ракет большой дальности “Калибр-ПЛ” из-под воды впервые было проведено 8 декабря 2015 года. Пуск из акватории Средиземного моря произвела дизель-электрическая подводная лодка (ДЭПЛ) ЧФ “Ростов-на-Дону” проекта 636.3 “Варшавянка”, поразив все назначенные цели. Ракетный удар, нанесенный из подводного положения, стал неожиданностью не только для террористов, но и для всего мирового сообщества, по достоинству оценившего возможности “Варшавянки”, вооруженной “Калибром”.

Группировка кораблей РФ, в том числе ударных, в Средиземном море участвует в обеспечении противовоздушной обороны (ПВО) контингента российских войск в Сирии. Она же обеспечивает доставку материальных средств.

Усиление ПВО в районе сирийской Латакии осуществляли гвардейские ракетные крейсеры (ГРКР) проекта 1164 “Москва” ЧФ и “Варяг” Тихоокеанского флота (ТОФ), оснащенные системой ПВО “Форт”, аналогичной сухопутной С-300.

“Главное командование ВМФ будет в ближайшей перспективе поддерживать требуемый уровень присутствия боевых кораблей в Мировом океане… на гарантированном уровне эффективности будет поддерживаться и численный состав Средиземноморской группировки кораблей”, — сказал главком ВМФ.

Он также сообщил, что “в береговых войсках свыше 700 морских пехотинцев будут подготовлены для несения службы в составе групп антитеррора на боевых кораблях в дальней морской зоне”.

Демонстрация оружия и боевой опыт

“Пока российское оружие имеет хорошую рекламу именно благодаря тому, что оно действует довольно эффективно. А поскольку существует реклама — условно назовем это рекламой, лучше сказать демонстрация действия — это лишний раз подтверждает правильный выбор российской техники со стороны тех стран, которые уже ранее проявляли интерес, но еще были довольно осторожны, поскольку привыкли раньше к западным образцам”, — сказал генеральный директор АО “Рособоронэкспорт” Анатолий Исайкин, отвечая на вопрос, насколько действия авиагруппы РФ в САР могут повлиять на работу российского спецэкспортера.

В “Рособоронэкспорте” также заявляли, что операция в Сирии заметно повысила интерес к системам вооружения, которые там применялись, и в настоящее время фактически формируется пакет новых заявок. В частности, был отмечен повышенный интерес к самолетам Су-35 и вертолетной технике”.

Первый зампред комитета ГД шестого созыва по обороне Сергей Жигарев, в свою очередь, считает, что операция РФ в Сирии стала для российской армии очень серьезным экзаменом, который принес свои плоды.

“Достаточно большое количество летчиков получили и получают боевой опыт, потому что учения учениями, а это действия в реальных боевых условиях. Мы тем самым продемонстрировали всему миру возможности нашей армии”, — сказал он.

Президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов также отметил, что действия ВКС России в Сирии значительно ослабили потенциал террористической группировки ИГ.

“Мы наблюдали за последний год динамику нарастания до глобальных масштабов террористической деятельности. Мы видели, что ИГ ставило глобальные цели. Сегодня благодаря деятельности российских ВКС мы видим, что потенциал ИГ составляет не более 30% от того, каким он был год назад. Подтверждением этого является то, что если год назад такие страны антитеррористической коалиции, как США, Турция, Саудовская Аравия, не вели активных военных действий в Сирии, то сегодня в результате того, что потенциал ИГ, “Джебхат ан-Нусры” и других террористических структур стал более низким, они ведут активные действия, в том числе против правительственных сил Сирии”, — пояснил он.

Ранее пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков ранее заявил, что Россия продолжает борьбу с террористами в Сирии и оказывает поддержку антитеррористической деятельности армии САР. “Москва продолжает операцию ВКС в поддержку антитеррористической деятельности вооруженных сил Сирии. Это, наверное, главное — продолжается борьба с террористами”, — сказал Песков журналистам, отвечая на вопрос о дальнейших действиях Москвы в вопросе сирийского урегулирования в связи с угрожающей риторикой США.

Михаил Севастьянов