«Начинать говорить о жизни и смерти нужно как можно раньше»

На модерации Отложенный Обсуждение темы подростковых суицидов после текста «Новой газеты». 

После расследования «Новой газеты» о «группах смерти» — закрытых группах «ВКонтакте», в которых подростков якобы подталкивают к суициду, тему подростковых самоубийств начали активно обсуждать. У многих появился страх — и вопросы о том, когда ребенку нужна помощь и как ее оказывать. Благотворительный фонд «Нужна помощь» и информационный портал «Такие дела» в понедельник, 1 июня, провели круглый стол «Подростковые самоубийства в России». В обсуждении участвовали социолог Любовь Борусяк, руководитель службы психологического консультирования студентов ВШЭ Ирина Макарова, психолог-педагог Татьяна Кириллова и директор благотворительного фонда «Твоя Территория» Екатерина Федорова. Дождь послушал их разговор и выбрал главное.

  • Россия давно входит в число стран с высоким уровнем подростковых суицидов. То же самое было в СССР. Но в последнее годы число случаев суицида уменьшается. По данным Росстата, всего в 2015 году произошло меньше 25 тысяч самоубийств — это самый низкий показатель за последние 50 лет. В 2005 году, например, их было 46 тысяч, в 2012 году — около 30 тысяч. При этом основной группой риска остаются пожилые люди и люди с тяжелыми заболеваниями. Согласно международной классификации Всемирной организации здравоохранения, уровень подростковых суицидов считается высоким, если на 100 тысяч жителей приходится 20 таких случаев. В России сейчас средний уровень: 17 случаев на 100 тысяч человек.
  • Суициды чаще совершают парни, чем девушки. Основные причины — наркомания и отличия от сверстников. Ко второй категории относятся как ЛГБТ-подростки, так и те, кто, например, считает себя некрасивым или не соответствующим каким-то стандартам. Такие подростки сталкиваются с давлением и насилием. 
  • Главная проблема в условно благополучных семьях — дефицит общения, но не со сверстниками, а с родителями. Но это не объясняет все случаи — о каждом из них надо говорить отдельно. 
  • Подростки обычно не держат душевную боль в себе, а так или иначе дают о ней знать. Родители могут заметить, что ребенок ведет себя не так, как раньше, у него резко меняется настроение, снижается успеваемость. Если подросток интересуется темой суицида в интернете — это значит, что он нуждается в поддержке.  
  • Во многих семьях не принято говорить о серьезных вещах. Но размышления о суициде — это размышления о жизни и смерти вообще. Ребенок задается вопросами — зачем я, нужен ли я, любят ли меня. Начинать обсуждать такие вещи нужно как можно раньше. Это помогает построить доверительные отношения с детьми.
  • Часто родители слишком сильно переживают за своих детей, и это ухудшает общение с ними. Страх понятен — но ребенку стоит объяснять, с чем он связан. Важно, чтобы это был диалог на равных, а не с позиции «родитель-ребенок». С другой стороны, часто дети, у которых появляются суицидальные мысли, не говорят об этом родителям, чтобы не обременять их. 
  • Подростки часто думают, что родители ничего не понимают в их проблемах, не доверяют им и уходят, например, в закрытые группы в соцсетях.
  • Нужно, чтобы подросток умел проверять информацию, понимал, откуда она появилась, и относился к ней критически. Разбираться в этом должны сами родители. 
  • У подростков нет понимания, к кому можно обратиться со своей проблемой. Не все знают о телефонах доверия, не всегда хорошо работает система психологического сопровождения в школах. К тому же они часто не готовы идти к психологам, потому что боятся, что кто-то из сверстников об этом узнает. Во многих отдаленных регионах системы психологической помощи нет вообще. Поэтому важно распространять информацию о телефонах доверия и онлайн-службах. Есть, например, фонд «Твоя территория», который общается с подростками и молодыми людьми через анонимный чат по модели телефона доверия. Психологи рекомендуют обращаться именно в благотворительные организации и звонить по телефонам доверия.