Вопрос демонополизации экспорта СПГ остается открытым

На модерации Отложенный

Владимир Путин велел «Роснефти» направить на подконтрольный «Газпрому» завод СПГ на Сахалине газ с ее Сахалина-1, в результате конкурирующий СПГ-проект нефтекомпании на Дальнем Востоке может затянуться, пишет Коммерсант. 

Газ, добываемый на проекте Сахалин-1 будет поступать на завод по сжижению газа проекта Сахалин-2, контролирующим акционером которого является «Газпром». Такое поручение Роснефти и партнерам нефтяной компании по проекту дал Владимир Путин. Акционерами Сахалин-1 являются Роснефть (20%), ExxonMobil (30%), Sodeco (30%) и ONGC (20%). Акционерами Сахалин-2 являются Газпром (50% плюс 1 акция), Shell (27.5%), Mitsui (12.5%) и Mitsubishi (10%).

 Такое развитие событий не выгодно «Роснефти», которая в рамках сотрудничества с американской ExxonMobil рассматривала возможность строительства завода по производству СПГ на Дальнем Востоке. Инвестиции в строительство завода с первоначальной мощностью в 5 млн тонн СПГ в год с последующим расширением до 10 млн тонн в год, составят порядка $15 млрд. Ресурсной базой для завода должны были стать шельфовые месторождения Сахалин-1 – Чайво, Одопта и Аркутун-Даги с запасами газа 485 млрд м3. «Роснефть» и ExxonMobil рассчитывают запустить завод к 2018 году, однако очевидно, что отсутствие готовой к разработке ресурсной базы приведет как минимум к переносу запуска проекта, так как партнерам придется опираться на шельфовые месторождения Охотского Моря в качестве ресурсной базы. Учитывая это, вероятно, что «Роснефть» и ExxonMobil вовсе откажутся от идеи строительства завода СПГ на Дальнем Востоке.

 «Газпром» рассматривает возможность расширения мощностей существующего завода СПГ в рамках проекта Сахалин-2 с текущей мощностью 10 млн тонн СПГ в год.

Запасы газа проекта составляют около 600 млрд м3. Использование ресурсной базы Сахалин-1 теоретически позволяет удвоить мощности завода Газпрома, Shell и японских партнеров.

 Негативом для «Роснефти» могут стать невыгодные условия, на которых газ будет поставляться на завод «Газпрома». Однако, учитывая, что «Газпром» будет зависеть от поставок сырья «Роснефти», и что оно в дальнейшем пойдет на экспорт возможно цена закупки будет высокой. Также возможно, что «Газпром» будет выступать в роли агента «Роснефти», экспортируя СПГ за агентский сбор и плату за сжижение газа. 

В целом, вопрос демонополизации экспорта СПГ остается открытым. Его насущность диктуется, как необходимостью обеспечить рынками сбыта сырье с проекта Ямал-СПГ НОВАТЭКа и Total, так и вероятностью возникновения переизбытка предложения газа на внутреннем рынке после ввода шельфовых месторождений «Роснефти». НОВАТЭК фактически имеет возможность экспортировать СПГ, используя «Газпром» в качестве агента, а «Роснефть» будет поставлять газ на завод «Газпрома» для сжижения и дальнейшего экспорта. То есть уже сложилась ситуация в которой независимые игроки получили возможность поставлять газ на экспорт. Если есть вероятность того что право экспортировать СПГ останется за «Газпромом», то наверняка это будет лишь номинальной преградой для независимых игроков, которые получат возможность использовать «Газпром» в качестве агента поставляя сырье на зарубежные рынки.