Политолог предсказал будущее Лукашенко: может уйти до Нового года

На модерации Отложенный

Ситуация в Белоруссии тупиковая. Лукашенко постепенно утрачивает власть, но не хочет ее отдавать. Напротив - старается вести себя как полноправный глава государства. Чего стоят его последние намерения приобрести нефтяное месторождение в России и организовать производство вакцины в Минске... «Но по сути - он просто испуганный политик, которому некуда отступать, он как бы сам фиксирует себя в качестве загнанного зверя», - говорит генеральный директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков.

- В принципе, Лукашенко не был готов к тому, перед чем его поставила судьба. Он ведь вначале повел себя довольно мягко, еще весной не стал устраивать республиканский локдаун, вводить чрезвычайное положение. Видимо, надеялся, что народ его и так переизберет, - полагает политолог.- А потом вдруг испугался и начал делать глупые вещи, вроде ареста оппозиционных кандидатов, «наездов» на Россию с претензией о подготовке «белмайдана» (и тут же «переобуваясь» в воздухе - отказываться от своих слов), в итоге зачем-то нарисовал себе 82%... Дальнейшие маскарады с ношением оружия, попытка напугать оппозицию тем, что она «без рук останется» - всё это выдает страх человека, который решил бороться за власть до последнего, но явно не готов к этому.

- На митингах в эти выходные в Минске полиция стреляла в воздух. Не произойдет ли со стороны силовиков переход к более жестоким мерам?

- Полагаю, скоро полицейские начнут стрелять на поражение. В этом смысле самые важные страницы в истории Белоруссии, и одновременно самые страшные, пока еще не перевернуты. Шансов на мирный исход все меньше, в это значит, что вариант развития событий, при котором прольется кровь, очень вероятен.

- Илья, ситуация может серьезно ухудшиться? Уже сейчас ее нельзя назвать мирной, есть жертвы с обеих сторон. 

- Митингующим брошен вызов. Лукашенко делает грозные заявления, что он «пленных не берет» и собирается бить врага в его же квартирах, а это уже очень мощный посыл. Законы не работают? Власть устраивает террор? Лукашенко развязывает гражданскую войну, в надежде, что смута поможет ему дольше удерживать власть? Мы же знаем, что признаками гражданской войны являются втянутость гражданского населения и вызванные этим человеческие потери.

- Есть ли достоверные оценки, сколько людей уже погибло?

- Все считают по-разному. Кто - от ста погибших, а кто - от тысячи, но это уже война. Сейчас власть в свои руки берут силовики, а Лукашенко как бы выступает их рупором. Но он загнал себя в угол («Дальше - всё, нам отступать некуда!»). У него активизируется триггер «всё ради выживания». Затем он дает силовым структурам карт-бланш, чтобы они лишили этих рук оппозицию, и, по его словам, приемлемо всё.

- А что такое это «всё» - физическое устранение?

- Безусловно. При этом смута и монополия на сдерживание оппозиции - козырь для Лукашенко. В таком состоянии есть оправдание максимально долго откладывать референдум об изменении Конституции и как следствие - создании Союзного государства.

- Кто может обыграть Лукашенко? Кто-то из его собственного окружения? Москва или Вашингтон?

- Да, прежде всего те самые силовики, заложниками которых Лукашенко может стать. Уже сейчас идут какие-то смотрины внутри Белоруссии, приезжают посланцы из России, Китая, США и Европы, ведут переговоры внутри правительства. Думаю, что Лукашенко в них формально участвует. Недаром глава МИД Лавров заявил, что Лукашенко готовится проводить реальную, а не бутафорскую реформу Конституции. Значит сценарий, по которому Лукашенко может запустить проект Союзного Государства, обсуждается полным ходом.

- Что за Союз получит Россия? С тлеющим очагом гражданского противостояния?

 

- Кремль не будет идти на такие договоренности, не понимая, что он берет ситуацию под свой контроль и с гарантиями. Поэтому сейчас задача тех, кто готовит пророссийский сценарий, - усмирить оппозицию, зачистить страну. И вот тут может случиться самое нехорошее, о чем не хочется говорить.

- Но говорить все же приходится. Люди на улицы по-прежнему выходят и вряд ли просто так уйдут оттуда. А это значит, что конфликт будет, само собой ничего не рассосется.

- До финала еще далеко, у обеих сторон много возможностей. У оппозиции - договориться с каким-то блоком из числа силовиков, переманить на свою сторону армию или отдельные ее фрагменты. Такое вполне возможно, так как внутри элит тоже есть серьезный раскол, не все хотят объединения с Россией.

- Кто меньше всего заинтересован в союзе с нашей страной?

- Во-первых, бизнес, который боится поглощения российскими госкорпорациями. Во-вторых, те, кто изначально был ориентирован не на Россию. Они понимают, что их будут зачищать, так что эти группы и кланы - потенциальные союзники оппозиции или даже ее возможные лидеры. Про шансы силовиков мы уже говорили. Но есть лакуны и для самого Лукашенко, который в проигрышной для себя ситуации умудряется играть и выигрывать. Пока понемногу, но он может и поднять ставки - например, договорившись с Путиным. Пока что Кремль не играет по-крупному, поддерживая Лукашенко лишь на словах и пытаясь нащупать твердую почву для реализации своих интересов. Игра Лукашенко очень похожа на игру Януковича, которая стала фактором гражданской войны на востоке Украины. Если России придется прийти на помощь Лукашенко своей военной силой (и не частными военными компаниями и добровольцами, а регулярной армией), для нас это будет самый негативный сценарий. Думаю, что такого развития событий никто бы не хотел.

- Есть позитивный сценарий исхода? Пока что все выглядит и звучит, скорее, тревожно. 

- Такой сценарий есть, причем для России он самый приемлемый. Ведь весь белорусский протест с самого начала - пророссийский. Недаром Лукашенко обвинял вначале «кремлевских кукловодов». Но потом он стал более национальным и проевропейским, однако к России у белорусов отношение нейтральное или даже хорошее. У нас нет факторов, которые были в Украине в 2014 году, нет русофобии со стороны белорусов, проблем с русским языком, никто не присоединяет Крым, нет разбивки на Восток и Запад. Фактически - проблема лишь в Лукашенко. И пока что мы его лишь признаём, но не поддерживаем. Если Лукашенко все-таки уйдет, Россия может сыграть свою партию - и сделать это успешно. С силовиками мы всегда договоримся, а временное правительство вполне сможет обеспечить мирный, бескровный переход власти.

- Какие ваши прогнозы на ближайший месяц? Протест будет нарастать?

- Всё будет зависеть от действий Лукашенко, а предсказать их нельзя. Скорее всего, эскалация станет нарастать, какой-то катарсис все же произойдет. После этого каждому придется принимать решение, на чьей он стороне, - отсидеться уже не получится. И вот тут есть надежда, что ситуация разрешится мирным путем. Кто надо - договорится в кулуарах, силовики на некоторое время станут «теневым правительством», контролирующим передачу власти, а сам Лукашенко предпочтет не держаться до последнего, а все-таки мирно уйти на покой. Время на этот исход - до Нового года.

Читайте также: Белорусской оппозиции посоветовали "тактику салями"

 

Автор: ЕЛЕНА СОКОЛОВА