Госпродажа. Власть начинает приватизацию остатков госсобственности

На модерации Отложенный

 

Российское правительство начало самую масштабную за последние 20 лет приватизацию федеральных государственных унитарных предприятий. Уже до конца 2021 года ФГУПов не останется. Часть ликвидируют или преобразуют в акционерные общества. А те, которые оставят в госсобственности, станут федеральными государственными учреждениями. Вы это раньше слышали? Да, мы тоже. Так обещали уже не раз. После этого самое вкусное «пилили», а остальное оставили на потом. Начинается новая распродажа?

 

Согласно поручению зампреда правительства Дмитрия Григоренко уже до 15 декабря Минфин должен «представить предложения о прекращении специального права (золотой акции) РФ». Например, доля иностранных собственников Сбербанка – 45%. Как вы думаете, разве им не хочется заиметь контроль над банком, да так, чтобы у государства не осталось особых средств управления? Значительная часть государственных акций, находящихся в федеральной госсобственности, будет передана в «вертикально интегрированные структуры (как правило, крупнейшие добывающие холдинги), госкорпорации, а также собственность субъектов РФ». По масштабам эффекта для реального сектора экономики новая инициатива по приватизации не имеет себе равных. И её сроки весьма сжаты: все решения Минфин, Минэкономразвития, Росимущество и Росреестр должны принять уже до конца 2020 года.

 

Вышли на торги

 

Первые ласточки новой волны приватизации госсобственности потянулись ещё в конце прошлого года. На совещании под началом первого вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова рассматривалась возможность продажи 50% акций Россельхозбанка, Государственной транспортной лизинговой компании и Российских ипподромов, 25% РЖД, «ДОМ.РФ», «Росагролизинга», ГЛОНАССа и «Росгеологии», а также 10–15% акций Объединённой зерновой компании, «РусГидро». 

 

А из уставных капиталов «Продинторга» и Новороссийского морского торгового порта было предложено выйти полностью. В текущем году впервые почти за пять лет была проведена приватизация крупной госкомпании – продано свыше 17% акций «Совкомфлота». Разве не стоят эти активы нескольких процентов доверия власти? Только вот не выйдет ли, что такие резкие действия снизят доверие не на 2–5%, а на один-другой десяток процентов! Помните, сколько сомнений появилось после обнародования цены продажи госпакета прибыльного алмазодобытчика «Алроса» в прошлом году?

 

Год назад Госдума приняла закон, по которому предполагалось избавиться от ФГУПов до 2025 года. Однако теперь срок решили сократить? С чем это связано? С тем, что пандемия коронавируса катализировала экономический кризис и тощающий бюджет решено пополнить за счёт продажи государственных активов? Или же с тем, что у кого-то из лоббистов возникло желание решить вопрос с выкупом при высоком рейтинге доверия к текущей власти? Забавно, что одним из пунктов поступившего поручения стала срочная инвентаризация ФГУПов, 

 

поскольку их количество до сих пор достоверно не установлено. По данным Росимущества, ФГУПов в стране насчитывается 626, по данным Росстата – 760, а по данным ФНС – 792 единицы. Понимаете, каков уровень контроля за госсобственностью?

 

Продадут под шумок

 

А может быть, нет ничего страшного в том, что часть предприятий перейдёт в частные руки? Так, Счётная палата провела исследования работы ФГУПов, согласно которым 90% госкомпаний в РФ находится в так называемой серой зоне и приносит фактическую выгоду лишь своим руководителям, самовольно завышающим себе зарплату, несмотря на убыточность самих предприятий. При этом в отчёты для правительства включаются данные только о 10 крупнейших госкомпаниях – деятельность остальных остаётся практически бесконтрольной. ФГУПы разворовывают собственность даже под носом у президента, всплыло хищение 1,2 млрд рублей при реконструкции резиденции Владимира Путина в Ново-Огарёве. За ремонт отвечали ФГУП «Атэкс» ФСО и ФГУП «Ремонтно-строительное управление» Управления делами президента РФ.

 

Однако исследование Счётной палаты, появившееся как-то очень вовремя, наводит на мысль о том, что таким образом общественность пытаются убедить в необходимости приватизации ФГУПов.

Вот и чиновники уверяют: проданы будут только неэффективные предприятия! Однако мы помним предыдущие волны приватизации и понимаем, что самый большой интерес будут вызывать как раз те активы, которые хорошо работают. Как, например, сейчас собираются продать крымский винзавод «Массандра», по сути, национальное достояние. В результате всемирно известное предприятие будет приносить прибыль новому владельцу. Если вообще сохранится – не исключено, что будущий хозяин вырубит виноградники и пустит прибрежную землю под застройку.

 

Сейчас сообщается, что правительственная комиссия отберёт ФГУПы, которые будет решено приватизировать. Вначале они преобразуются в акционерные общества со 100-процентным участием государства, а затем большая часть их акций будет продана. Не нужно быть провидцем, чтобы предугадать: на обоих этих манёврах могут хорошо заработать барыши те госслужащие, которые будут определять – что продавать, а что нет.

 

Не зря один из тех, кто активно выступает за новую волну приватизации, – российский «алюминиевый король» Олег Дерипаска. 

 

«В Китае доля госсектора в 3 раза меньше, чем в России. Пора и нам задуматься о масштабной честной приватизации. Это позволит повысить эффективность экономики и ускорить темпы её роста», – считает он. Что ж, насчёт возможности проведения в нынешней России «честной приватизации», которая-де «повысит эффективность», Дерипаска по опыту 90-х знает хорошо… 

 

Налетай – подешевело

 

Кстати, программа приватизации не ограничивается ФГУПами. Уже подписано распоряжение о приватизации до 2022 года более 90 объектов. В их числе аэропорты Элисты, Магнитогорска, Грозного, Сахалинская энергетическая компания, НИИ «Тест» и предприятие «Севмормонтаж» в Санкт-Петербурге, ПО «Восход» в Хабаровском крае, особое конструкторско-технологическое бюро «Омега» в Великом Новгороде, СКБ «Виброприбор» в Таганроге, НПП «Эталон» в Омске, издательства «Дальпресс», «Кавказская здравница», «Высшая школа», «Советская Кубань», Челябинский дом печати и т.д.

 

Тем временем Минфин подготовил законопроект, разрешающий приватизацию без предварительного включения в федеральный прогнозный план. Как уточняется в пояснительной записке, речь идёт об объектах стоимостью менее 100 млн рублей и движимом имуществе. Проект закона, как сказано в официальном документе, «направлен на ускорение темпов приватизации».

 

Тем временем

 

В Госдуму внесён законопроект, упрощающий приватизацию объектов культурного наследия. Такие поправки в закон о приватизации государственной и муниципальной собственности и Земельный кодекс РФ предложил глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов. Сейчас по закону разрешена приватизация лишь тех объектов, которые требуют реконструкции из-за неудовлетворительного состояния. Законопроект от верхней палаты парламента сделает возможным приватизировать и объекты культурного наследия, находящиеся в отличном состоянии, да ещё и вместе с прилегающей к ним землёй.

 

Президент «Опоры России» (лоббистское объединение малого и среднего бизнеса) Александр Калинин радостно заявляет, что приватизация исторических зданий однозначно востребована и поможет вести туристический бизнес. Член экспертного совета при Госдуме Николай Калмыков возражает – мол, чрезмерно упрощать эту процедуру и запускать массовую продажу объектов культурного наследия несколько неосмотрительно. Ведь есть риск, что при переходе в собственность исторических памятников доступ к ним граждан будет ограничен. Как напоминает Калмыков, собственники европейских замков и шале зачастую вовсе не всегда горят желанием водить туда исторические экскурсии. А в наших реалиях проданные частникам дворцы превратятся скорее не в объекты турбизнеса, а в закрытые имения. Поэтому вместо продажи объектов культурного наследия лучше ввести другие формы – концессии, совместную с государством эксплуатацию и т.д.

 

Игорь Дмитриев