Чайна глэм

Излишне говорить о том, что, предположим, случись иностранцу, пробухавшему побывавшему, скажем,  в деревне Барвиха, что на Рублёво-Успенском, вдруг придёт в голову утверждать, что он повидал Россию, и что у него в целом сложилось мнение о стране, то у моих соотечественников подобное может вызвать целый спектр чувств, самым безобидным из которых будет, наверное, сожаление близким персонажа в связи с его умственной неполноценностью. Собственно, это касается многих моментов нашей жизни, но так уж устроен человек, что он зачастую склонен к неоправданным обобщениям на основе поверхностных знаний, причём, - тут я могу и ошибаться, - между вторыми и первыми почти всегда можно наблюдать прямую корреляцию.

Я в апреле получил предложение, от которого не нашёл в себе сил отказаться – провести десять дней в Китае, хотя, конечно, не совсем в Китае: в самой его южной части, на острове Хайнань. Самой южной, ну, это – если не придираться, и не считать какие-нибудь совсем экзотические клочки над поверхностью Южно-Китайского моря. Старожилы местности, где я преимущественно обитаю, как водится, не смогли припомнить (порой кажется, что единственное их предназначение – не припоминать) столь же скверной весны, как нынешняя, и вот тут, на майские, одна турфирма по каким-то своим соображениям экстренно сливала отель 5* первой линии в тропиках за четверть цены; спрашивается, кто бы смог устоять на моём месте? Немного озадачивала длительность перелёта – 9 часов туда и 11 обратно, однако оказалось, что бутылка коньяка способна по-релятивистски сжимать её до вполне привычных 2 с половиной.

Это – не концлагерь, а проход от лётного поля к международному терминалу аэропорта Феникс; после резни на вокзале Куньминя три года назад китайская нацбезопасность столкнулась в своей стране с выходом исламского терроризма за пределы Синьцзяня.

Остров со времён позднего Дэн Сяопина развивается как свободная экономическая зона, и фактически представляет из себя 100%-й новодел: как только на Хайнань хлынул денежный поток, все хрущобы ветхие постройки Санья и Хайкоу пошли под бульдозер, а на их месте за последние два десятилетия выросли современные курортные зоны, любимое место отдыха обеспеченных китайцев с материка, приезжающих сюда за теплом, морем, термальными источниками, свободным от смога воздухом, тропической зеленью и фруктами. На острове находится множество военно-морских баз китайского Южного флота и баз ВВС, поэтому иностранцев на него не пускают, а чуть ли не единственное исключение сделано для русских – для придания курортам международного статуса. 

Так что утверждать, что "я видел Китай", было бы ужасно глупо: я наблюдал всего лишь небольшую часть витрины, которую постарались отполировать до блеска, а что уж там творится за фасадом – бог ведает. Не могу отнести себя к очень наблюдательным людям, договоримся так: я попробую выделить то, что мне показалось необычным или непривычным в китайцах по сравнению с нами, и стану разбавлять рассказ незамысловатыми фотографиями, сделанными, как водится, на обычный телефон.

Первое, что бросается в глаза: китайцы (как и индусы) – не морская нация. Вот вам картина: взрослый мужчина осторожно заходит в море, протиснувшись в детский цветастый надувной круг, на круге закреплена верёвка, конец которой держит жена, сидящая на берегу. Представили? Можете себе вообразить нечто подобное у нас? Для русского это было бы несмываемым позором, а для китайца – нормально, хотя, возможно, и несколько эксцентрично. Как правило, слабый пол прогуливается по берегу или фотографируется, а наиболее смелые китайцы-мужчины заходят в море по пояс, и там, на мелководье, с некоторой опаской, по-женски плещутся и резвятся. Глубина бассейнов в китайских отелях не превышает 1 м 20 см.

Человек, нырнувший в воду, и не показавшийся в тот же миг на поверхности, вызывает у спасателей спазмы лицевых мышц, удерживающих в губах свисток. Увидите головы у буйков, знайте - это русские. Увидите плавающего с маской и трубкой - русский. Небольшое волнение на море, балла два на мой непрофессиональный взгляд, - и на вышке вывешивается красный флаг. Купание разрешается строго в зоне, очерченной плавучими буйками, заплыл за её пределы - свисток. В 19-00 – свисток с наблюдательной вышки, и по команде все выходят на берег, купание окончено. В 22-00 – свисток спасателя у бассейнов.

Пару слов про Южно-Китайское море. Градусов 30, в меру солёное, очень прозрачное, приятного цвета бирюзы разных стадий её старения.

Живность: я насчитал с полдюжины видов рыб, имеются крабы в песчаном камуфляже, медуз, несмотря на ожидания - единицы. Думаю, на каменистых пляжах разнообразия побольше.

Один раз видел на дне, на глубине метра 2, нечто, поначалу принятое за морскую звезду, с девятилучевой (я дважды пересчитал) симметрией. Уже было протянул руку, чтобы вытащить трофей, как один из лучей мягко извивисто шевельнулся, и воображение живо нарисовало мне картину, как жвала или стрекала, или что там у него? этого нечто впрыскивают в мой неосторожный организм тропический токсин… Нет уж, лежи себе.

Боязнь большой воды и неумение плавать в случае Китая с его 1.4-миллиардным населением является всего лишь статистическим выводом, понятное дело, что среди такой прорвы людей найдутся те, кого вода не пугает, и вот вам Южный флот ВМС НОАК: одна из баз находится в Ялунвань-Бей, эсминцы и фрегаты (если ошибаюсь, то поправьте) постоянно выходят на учения, и, хотя военные специалисты не очень высоко оценивают потенциал китайского ВМФ (в сравнении с американским или японским), поглядим, что они будут говорить лет через 20.

Кроме того, у Китая есть Чжэн Хэ, который, как считается в Поднебесной, открыл Америку, опередив на 70 лет Колумба. Но это уже - из области мифологии, только ей можно объяснить обнаружившееся к середине 19 века колоссальное научно-техническое отставание от Запада страны, которая, по легенде, 2 тысячелетия назад изобрела порох, бумагу, книгопечатание и компас (поглядите на "модель компаса периода династии Хань" в Вики - один-в-один ложечка  для поедания жидких блюд из современного китайского кафе).

Язык. Китайцев и русских роднит то, что и первые, и вторые совершенно не знают языка друг друга. Правда, среди сотрудников турфирм есть русские, перебравшиеся жить в КНР, и работающие экскурсоводами и переводчиками, и есть гиды-китайцы, освоившие пиджин-русский, это – те, кто в своё время поработал в России. Один из них, женатый на русской, сокрушался: мол, у вас, в России, я был заметен, был величиной, а здесь… Во многих ресторанах меню дублируется на русском, в целом, понятно, о чём идёт речь, но иногда это – очень смешно.

По правде сказать, какого-то особенно непреодолимого языкового барьера не ощущается, а на ресепшн отеля, и в едальнях непременно найдётся китаец, с грехом пополам понимающий английский, так что проблем не возникает: официантке достаточно ткнуть пальцем в меню, а таксисту – дать прочесть адрес на карточке отеля. Русский лаовай обычно довольствуется двумя словами, "нихао" и "сесе", но китайцы всё равно смеются - "здравствуйте" и "спасибо" мы произносим фонетически неправильно: в китайских диалектах, которые могут отличаться сильнее, чем русский от украинского, очень много омонимов, и важную роль играют ударения, тональность и даже мелодика.

Известна любовь китайцев в цифре 8, которая звучит как "процветание", а вот произношение цифры 4 - такое же, как у иероглифа "смерть", отсюда имеет место забавная (для нас) тетрафобия: 

Готов поспорить, что с явлением смерти гомо сапиенс познакомился много раньше, чем догадался оценивать количества, в таком случае, пусть даже лингвисты сочтут этот вопрос глупым, зачем нужно было обозначать безобидное число 4 так, чтобы его знак звучал сходно с тем, что тебя пугает?

Связь. Великий Китайский Файервол блокирует Google, YouTube и Facebook, однако принадлежащий Facebook мессенджер WhatsApp– работает, для отправки текстовых сообщений хватает нитевидного пульса WiFi в отеле, а вот чтобы переслать фото, понадобится терпение и удача. Сами китайцы пользуются голосовыми сообщениями, что для них, понятно, гораздо проще, чем оперировать иероглифами. Большинство, включая обслугу отеля, официантов, таксистов – являются счастливыми обладателями "лопат", последних моделей смартфонов, то ли цена на них копеечная (что вряд ли), то ли понты дороже денег. Молодёжь поголовно висит в каких-то своих китайских соцсетях, порой пассажир мопеда прямо во время езды что-то клацает в своём восьмиядерном.

Китайские семьи ужинают. Обратите внимание, молодые парни за соседними столами уткнулись в свои гаджеты.

Телефоны также используются как платёжное средство – там, где имеется терминал, в общем, китаец скорее выйдет на улицу без штанов, чем без своего мобильника. Телевидение – столь же унылое, как и наше, попсоэстрада (китайцам, на мой вкус, вообще не стоило бы петь на людях, однако они это делают массово и с видимым удовольствием), фильмы про войну, в которых противники (японцы) изображены карикатурными кретинами, их КВН и тому подобная чепуха. Ретранслируется даже один наш канал, РТР; и я с большим удовольствием послушал кусочек аналитической программы, в которой ведущий неутомимо внушал российским телезрителям, почему французский избиратель непременно обязан проголосовать за Ле Пен.

Теперь - про застройку, дороги и т.п. Санья, с точки зрения численности населения, - ничем не выдающийся китайский город, хотя в России он входил бы в двадцатку крупнейших, где-то на уровне Краснодара-Саратова. Масштабы строительства впечатляют - застройщики продолжают лепить многоэтажные кварталы, словно пирожки. И это притом, что стоимость жилья на Хайнане - выше московской, инфа - от гидов, за что купил, за то и продаю.

Отличить свежее строительство от старого "жилфонда" помогает отсутствие на их окнах решёток, я так и не понял, в чём причина повального увлечения китайцев этим сомнительным декором:

 

Понятно, что на острове не знакомы с суровыми зимами, которые существенно усложняют проекты и строительство, но вот какой момент: там сначала прокладываются дороги и развязки, а уже потом застройщикам отдаётся территория. Очень отлично от российских реалий, где нитка дорожного полотна обрастает кварталами новостроек, и лишь десяток лет спустя предпринимаются судорожные попытки как-то исправить ежедневный транспортный ад.

Дороги на Хайнане - загляденье; эстакады, развязки, покрытие, разметка - всё на высоте, даже разделительная полоса на хайвее украшена посадками гибискуса; и это притом, что квалификация китайских строителей - не самая выдающаяся, иногда встречаются такого рода косяки: пешеходный переход типа "зебра" упирается в заросли декоративного кустарника.

Отношение автомобилей к пешеходам, кстати, трудно назвать доброжелательным, похоже, в китайских ПДД нет соответствующего приоритета. В городе обычно строятся четырёх/шестиполосная дорога, по обе её стороны - дублёр, плюс выделенка для мотороллеров и мопедов. Велосипедистов я не заметил, зато мото-транспорт - повсеместно, его используют мелкие торговцы, крестьяне, студенты, молодёжь, вообще - все. Очень много – на электротяге, а те, что с бензобаками - часто едут накатом, выключив зажигание: бензин в Китае - недешёвый, 7.8 юаней за литр, примерно 75 рублей на наши деньги. Для мотороллеров на перекрёстках строятся специальные, крытые, треугольники безопасности, где люди на своих двухколёсках могут в ожидании зелёного сигнала укрыться от палящего солнца.

Автомобили: никакого старья, почти всё, что катается - новенькие машины от мировых производителей, здесь же, в Китае, и собранные. Первое время непривычно было видеть номерные знаки - белые буквы и цифры на синем фоне, а полицейские и армейские номера - чёрные на белом. "Oh, East is East, and West is West, and never the twain shall meet."

Повсеместно на дорогах - камеры на скорость и видеонаблюдение.

Китайские водители, похоже, равнодушны к существованию дорожной разметки, и часто едут, раскорячившись на две полосы. Но самое очевидное - они сигналят, как сумасшедшие: за один вечер я наслушался столько клаксонов, сколько не услышал бы за год в России. Позже, когда покатался на такси, выяснилось, что это - не нервное, а особый, азиатский стиль езды: водители сигнализируют соседям по потоку об опасности перестроения, поскольку те порой совершают манёвры, не включая поворотники и не сверяясь с изображением в зеркалах.

Кстати, о такси: вполне доступный способ передвижения, такси вам вызовут отовсюду, чаще всего приедет оклеенный плёнкой рыжего цвета Polo либо Solaris, в каждой машине установлен таксометр, отсчитывающий примерно 1 китайскую копейку в секунду. Считайте сами - 100 секунд=1 юань= примерно 10 рублей. Полчаса езды - около 200 рублей.

Ещё немного, если не возражаете, про застройку, а то забуду. Вот такой квартал возведён, называется "Зелёный лес", или что-то в этом роде (Beauty Crown, если уж по правде). Самый большой в мире комплекс отелей, один из которых - 7*, семь звёзд, Карл!

Зашкаливающий пафос - например, золочёные урны заставляют вспомнить дно нашего гламурного дизайна с его золотыми унитазами на чёрной плитке.

Или вот это, холл гостиницы: Версаль, Шёнбрунн и Зимний отдыхают:

Роспись потолков, внезапно:

Рассказывают, что выстроил его какой-то китайский миллиардер, которого вскоре после этого власти упекли в каталажку. Так это или нет - не поручусь. Но в этой связи - кое для кого неприятное. В нашей с вами стране ходят странные небылицы о китайском "социализме". Их распространяют в основном вымирающие адепты технологии "массовых расстрелов, которые должны спасти Родину"; на их взгляд, китайская модель социализма - есть предмет всестороннего изучения и заимствования, хотя никакого "социализма" в КНР нет: как только была запущена "мировая фабрика", вместо казарменного гос-феодализма под левацкими лозунгами, новое поколение, не знавшее цвет френча Великого кормчего, и не желавшее жить, подобно своим родителям, в нищете, выбрало общество потребления. К тому же, никаких массовых расстрелов проворовавшихся чиновников в Китае нет, всё это - не более чем пропагандистская шелуха. До 2016 года был закон, согласно которому официальное лицо, доказанно присвоившее более чем 100 тысяч бюджетных юаней (это около 14,5 тысяч долларов, жизнерадостный смех, ха!) может быть приговорено к смертной казни. Сегодня эта сумма возросла в 30 раз. Изучаем статистику (хотя в Китае подобная информация засекречена): после 80-х в судах было рассмотрено полторы сотни дел чиновников ранга замминистра и выше, 80% получили обвинительный приговор. 7 (семь) приговорены к смерти, два десятка - к пожизненному, три десятка - к отсрочке приговора, полсотни - к различным срокам заключения. С 2013 года никому из высокопоставленных чиновников, арестованных в рамках антикоррупционной кампании, не был вынесен смертный приговор, за исключением Чжао Липиня, которого признали виновным в умышленном убийстве и взяточничестве. В общем, сказки дядюшки Римуса, тем более, что официальная позиция китайского правительства гласит "убивать меньше, убивать осторожнее".

Ещё один мощный проект - насыпной остров Феникс с пятью фешенебельными небоскрёбами и причалом для круизных лайнеров в главной бухте Санья.

А рядом - вот такие агрегаты ходят:

Что у нас с вами остаётся? Еда. Дети. Нет, по важности. Дети. Еда. Медицина. Религия. Сувениры. В следующей части.

47
2171
42