Westinghouse уйдет, опасность останется

На модерации Отложенный

 

Атомное лобби Вашингтона себя исчерпало. Компания Westinghouse, чьи интересы в Восточной Европе и других регионах продвигал предыдущий Госдеп, объявила о банкротстве. А ее сотрудничество с Украиной в самих Штатах назвали экономически бесполезным политическим актом, опасным для всей Европы.

Основной владелец акций Westinghouse Electric, японская корпорация Toshiba сообщила о начале процедуры банкротства атомной компании. Как сообщают СМИ, проблемы Westinghouse основываются на нарушенных компанией сроках и превышении сметы при постройке четырёх энергоблоков для двух АЭС в Джорджии и Южной Каролине. Пока речь идет об убытках около 6 млрд. долларов, но, по мнению экспертов, сумма еще может возрасти за счет дополнительных штрафных санкций. 

Чтобы оценить масштаб проблемы, стоит отметить, что для покрытия убытков от нереализованных Westinghouse проектов в США, материнской структуре придется продать основные активы - производство микрочипов и устройств памяти. При этом, по подсчетам руководства Toshiba, чистый убыток корпорации по итогам 2016 финансового года составит 1,01 трлн. иен (9,13 млрд. долларов).
Напомним, что компания Westinghouse - основной партнер постмайданных властей Украины в так называемой программе «диверсификации поставок атомного топлива». В том, что в основе в прямом смысле слова ядерного эксперимента в украинской атомной энергетике лежат исключительно политические мотивы, сходятся все профильные эксперты. В свое время, будучи главой Госдепартамента США Хиллари Клинтон открыто лоббировала интересы Westinghouse в Восточной Европе. Так что нет ничего удивительного в том, что, получившие не без помощи США власть, киевские западники тут же «отблагодарили» кураторов. 

Соответствующее соглашение о замене паспортного топлива в украинских АЭС на американские аналоги было подписано Киевом еще в 2014 году. В настоящее время этот сомнительный, по оценкам специалистов, симбиоз работает в третьем блоке Южно-Украинской АЭС и пятом блоке Запорожской АЭС. И хотя официальных данных, конечно же, нет, как предполагают многие обозреватели, именно этим объясняются ставшие регулярными аварийные остановки блоков. 

Пока большой беды удается избегать, но останавливаться Киев и не думает. Только в середине марта НАЭК «Энергоатом» заключила новый контракт на поставку комплектов оборудования для очистки парогазовой среды для энергоблоков №1 и №2 Южно-Украинской АЭС, стоимостью почти 170 млн. гривен (6,3 млн. долларов по текущему курсу НБУ). Ранее сообщалось, что в этом году топливо Westinghouse планируется загрузить еще в три блока Запорожской АЭС, а всего, по мнению киевской власти, на «политически правильные» сборки можно перевести 40% атомных мощностей страны.

В общем, если декларируемый Украиной «отказ от российского газа», который просто стал закупаться дороже у посредников, можно назвать смешным, то отказ от российских ТВЭЛ – эксперимент уже опасный. Что признают даже в США, где после смены власти, видимо, начали меняться и внешние приоритеты.
Обозреватель влиятельного издания The Washington Times Л. Тодд Вуд усмотрел на Украине сразу две проблемы, которые в сумме могут привести к повторению Чернобыльской катастрофы. Первая - это коррупция местных чиновников, благодаря которой в стране нет эффективного контроля над безопасностью в атомной энергетике. 

«Создается ситуация, при которой регулирующий орган фактически подчинен контролируемому. Если руководство «Энергоатома» неспособно обеспечить соблюдение стандартов безопасности, его боссы просто информируют об этом регулирующее ведомство, и оно продлевает сроки устранения недочетов, пренебрегая безопасностью, - отмечает автор. - В подобной обстановке безответственности «Энергоатом» не видит необходимости строго соблюдать предписания Международного агентства по атомной энергии и нанимать для проведения материально-технического обслуживания проверенные компании». 

Вторая угроза - сотрудничество с Westinghouse, навязанное Украине Западом. «Это делалось для того, чтобы повредить российским интересам в регионе, а не из соображений безопасности или выгоды», - уверенно констатирует издание. В заключение, автор оптимистично надеется, что Киев «скоро поймет, что общая безопасность страны не может быть обеспечена без независимого и функционирующего ядерного регулятора», иначе повторения Чернобыля не избежать.

«Это больше, чем просто Украина. На карту поставлено будущее Европы», - предупреждает обозреватель. Впрочем, подобные надежды на благоразумие постмайданной Украины может выражать только тот, кто не знаком с методами киевской власти. В «Энергоатоме» уже сообщили, что ничего страшного в банкротстве Westinghouse для украинских проектов нет. Промайданные СМИ поспешили уверить население, что банкротство и прочие неприятности касаются сугубо американского филиала, а Украина, де, работает со шведским, чьи финансы от заокеанских проблем пока не пострадают. «В Westinghouse Sweden подтвердили, что ее предприятие в 2017 г. будет производить и поставлять ядерное топливо на шесть украинских реакторов ВВЭР-1000, согласно нашему контракту. Также в компании подчеркнули, что сотрудничество с Украиной является наивысшим приоритетом для Westinghouse, и отметили, что сейчас продолжаются дискуссии о расширении поставок топлива, а также предоставления услуг для Украины», - цитируют СМИ пресс-релиз.

В то же время, даже не будучи финансовыми экспертами, можно смело предполагать, что банкротство Westinghouse Electric обязательно отразится на показателях оставшихся структур. И рассчитывать на помощь материнской компании Toshiba, судя по тому, что ей пришлось отказаться от одного из наиболее прибыльных активов, чтобы цивилизованно обанкротить американскую корпорацию, не стоит. Без прямой поддержки из Вашингтона, дела оставшихся атомных активов, скорее всего, будет очень тяжело поправить. Тем более, что качеством и надежностью американское топливо и технологии как раз особо не славятся. В частности, в Чехии несколько лет назад их использование привело к повышению аварийности на станции Темелин. То же самое можно наблюдать на украинских АЭС. 
И, не стоит забывать об аварии на станции «Фукусима», где также было оборудование Westinghouse. Так что в том, что японо-американские атомщики в шведском офисе заинтересованы в Украине, можно не сомневаться. А зная тщеславие официального Киева, его можно даже поздравить – хоть для кого-то на Западе он стал «наивысшим приоритетом».

Правда, если не путать интересы властей с интересами самой страны, то ценность сотрудничества в новых условиях выглядит еще более сомнительно. «В НАЭКе умные люди за голову хватаются. И говорят, надо теперь анализировать и думать, заключать ли договора с Westinghouse, - отмечает руководитель международной группы быстрого реагирования при МАГАТЭ Александр Коноплев. С ним согласен и почетный президент Украинского ядерного общества Владимир Бронников, который предполагает, что после финансовых пертурбаций Westinghouse и Toshiba будут вынуждены закладывать все понесенные потери в цену своей продукции, что сделает это топливо для Украины чрезмерно дорогим. 

«Заявления нашей власти о полном переходе АЭС на американское топливо – это необоснованные «хотелки» и политическая конъюнктура, не подкреплены расчетами. Сейчас нет экономических обоснований называть Westinghouse стратегическим партнером Украины», - отмечает эксперт. А ведь дело, напомним, не только в экономике как таковой. Единственное, чем западная корпорация действительно могла бы быть полезной украинской энергетике, это выступить инвестором в программе модернизации АЭС. Правда, после того как прошлой осенью Westinghouse официально опровергла заявление киевского правительства о совместном проекте строительства завода по производству ядерного топлива, готовность западных кураторов реально вкладывать средства в подопечных оказалась под большим вопросом. Но, теоретически, нечто подобное стороны могли реализовать под средства, допустим, международных доноров, которых бы уговорило то самое вашингтонское лобби.
Теперь же лобби нет, атомный бренд теряет былой лоск, а Украина, по сути, рискует остаться один на один с реакторами, доведенными некондиционным топливом до полной негодности. Причем, учитывая озабоченность Запада невиданным уровнем жадности и коррупции в Киеве, выделять деньги на безопасность «в центре Европы» никто не рискнет. А без этого, как отмечает американский обозреватель, второй Чернобыль становится страшной явью для России и ЕС, которым администрация Обамы оставила токсичное наследство под боком.