Белорусская оппозиция на бандеровском марше: одни цели, одни подходы

На модерации Отложенный

О связях белорусской оппозиции с украинскими националистами известно не первый десяток лет. Радикально настроенные граждане Украины не раз приезжали в Белоруссию «помочь» своим коллегам устроить в стране революцию, а белорусы уже не один год участвуют в военных действиях на Донбассе.

Белорусский общественно-политический кризис, который разразился в республике после прошедших президентских выборов 9 августа, ещё больше сблизил обе стороны: украинские националисты, как, впрочем, и официальные власти, выступили на стороне противников Александра Лукашенко, а Киев превратился в один из главных центров поддержки белорусской оппозиции.

Наряду с заявлениями украинских политиков о ситуации в Белоруссии, на различных акциях, проходящих в стране, все чаще стала мелькать белорусская оппозиционная символика, а также звучать слова о необходимости поддержки противников режима Лукашенко. Апогеем последних месяцев стало массовое появление бело-красно-белых флагов (символ белорусской оппозициина киевском факельном шествии в честь 112-летия Бандеры.

Представители маргинальных, но поддерживаемых властями партий «Всеукраинское объединение Свобода», Конгресс украинских националистов*, «Национальный корпус», «Правый сектор»* и других национал-радикальных организаций на этом мероприятии под сопровождение оркестра, как и прежде, выкрикивали: «Степану Бандере трижды слава, слава, слава!», «Наша земля – наши герои», а в руках несли плакаты с известными давно лозунгами «Бандера придёт – порядок наведет», «Наша религия национализм. Наш пророк Степан Бандера» и т.п. В связи с тем, что данную акцию можно связать исключительно с действиями украинских националистов по переписыванию истории последнего столетия, для многих появление белорусской оппозиционной символики на шествии стало неожиданным. Особенно на фоне того, как к Бандере и его пособникам относятся в самой Белоруссии, даже среди тех, кто сегодня выступает против Лукашенко.

https://youtu.be/EENhecE2oM0 

В белорусском обществе сегодня всё еще остаётся трепетным отношение ко всему, что так или иначе связано с Великой Отечественной войной. В стране по-прежнему чтут подвиг советского солдата, ухаживают за памятниками и стараются проводить чёткую грань между теми, кто воевал против нацизма, и теми, кто сотрудничал с оккупационными властями. Однако за прошедшие годы в республике было сделано немало и для того, чтобы в стране расцвёл местный национализм, в центре которого лежит не столько убеждённость в неповторимости белорусов, сколько ненависть к советскому прошлому и всему, что связанно с Россией.

В действительности имя Бандеры неинтересно националистам и нынешней оппозиции в Белоруссии. Оно всё ещё слишком токсично для восприятия в белорусском обществе. Примером тому могут служить события семилетней давности. 25 марта 2014 года белорусские националисты проводили свою очередную, тогда ещё запрещенную властями акцию, посвящённую Дню воли (дата объявления в 1918 году независимости Белорусской Народной Республики на оккупированной кайзеровскими войсками территории современной Белоруссии). Тогда в Минске собралось несколько тысяч человек, которые скандировали не только традиционное «Жыве Беларусь!», но и «Слава Украине!». Кроме того, на акции впервые активисты националистического «Молодого фронта» вынесли баннер «Герои не умирают», на котором были фотографии белорусских коллаборационистов времён Великой Отечественной войны, а также Степана Бандеры вместе с командиром Украинской повстанческой армии (УПА)* Романом Шухевичем. Этот поступок вызвал большой резонанс в республике, что вынудило белорусскую оппозицию в последующем отказаться от подобных действий.

 

«Молодой фронт» использовал украинскую националистическую тематику ещё в 2014-м

 

Белорусские националисты и раньше участвовали в бандеровских маршахно масштабы этого участия были иными

Правда, это совершенно не означало, что местные националисты отказались от своих связей с коллегами на Украине и прекратили использовать украинскую тематику во время своих акций.

Например, на Дне воли 2015 года сопредседатель «Молодого фронта» Эдуард Лобов появился в футболке с надписью: «Москалей на ножи».

Имена Бандеры, Шухевича и прочих идолов украинского национализма на какое-то время исчезли из риторики белорусской оппозиции. Тем более власть в республике с каждым годом стала всё лояльнее относиться к бело-красно-белым флагам, гербу «Погоня» и прочим националистическим символам, которые ранее были запрещены. Белорусский политический режим стал устраивать местных националистов, и они решили не нагнетать обстановку за счёт использования неоднозначных украинских нарративов. Так было вплоть до 2020 года, когда для белорусских властей стала очевидна провальность политики заигрывания с националистами. Официальный Минск вновь решил объявить символы оппозиции «фашистскими», хотя ещё совсем недавно рядом с ними можно было увидеть высших государственных чиновников. Например, 22 ноября 2019 года в Вильнюсе прошло перезахоронение Константина (Кастуся) Калиновского, которого в Белоруссии считают национальным героем. В окружении бело-красно-белых флагов и лозунгов «Жыве Беларусь!» на мероприятии официально присутствовал вице-премьер страны Игорь Петришенко, который отметил, что личность Калиновского навечно вписана в историю республики. Теперь же бело-красно-белый флаг назван Александром Лукашенко «фашистским». В стране за появление в общественном месте с ним или чем-то, напоминающим его цвета, начали арестовывать, хотя официально флаг в Белоруссии не запрещён.

Подобная смена риторики официального Минска абсолютно понятна: властям необходимо срочно усилить борьбу с повсеместно распространившимися в стране символами оппозиционного движения, которое продолжается именно под бело-красно-белым флагом. С другой стороны, националисты в Белоруссии, как это было когда-то на Украине, всё больше стали брать протесты в стране под контроль. При этом в своей идеологии они делают упор на борьбе с советским прошлым и Россией. Для этого в Белоруссии даже пытаются продвигать миф о каком-то «национальном возрождении», которое происходило на белорусских землях в период немецкой оккупации. Делается это пока ненавязчиво и на основе того, что многие белорусы, особенно молодые, к сожалению, плохо знают историю.

Ярким примером этому может служить ставшая популярной в последние месяцы песня «Магутны Божа», которая усиленно насаждается в Белоруссии после выборов в качестве «альтернативного» гимна страны. Её поют хором в общественных местах и церквях, снимаются клипы, а в конце октября она была исполнена оркестром Национального Большого театра оперы и балета перед началом оперы «Царская невеста». Проблема в данном случае заключается в том, что автором текста песни является Наталья Арсеньева-Кушель – жена штандартенфюрера СС, полевого командира 1-й штурмовой бригады СС «Белоруссия» оберштурмбанфюрера СС и подполковника Белорусской краевой обороны Франца Кушеля. С сентября 1941 года она работала в редакции различных коллаборационистских газет, была цензором Генерального комиссариата и являлась участницей Белорусской народной самопомощи. «Магутны Божа» был впервые опубликован в конце мая 1944 года в оккупированном Минске, а музыка к нему появилась уже после войны. В нынешней официальной белорусской историографии Арсеньева, Кушель и прочие коллаборационисты воспринимаются как предатели, их образы негативны. При этом среди оппозиции и националистов отношение к ним совершенно иное, а их, как и Бандеру на Украине, пытаются представить в качестве борцов за независимость. Поэтому неслучайно белорусские и украинские националисты имеют множество точек соприкосновения, базирующихся на искаженном восприятии исторических фактов. И именно такое представление они пытаются навязать обществу.

В этой связи появление бело-красно-белых флагов белорусской оппозиции на факельном шествии в честь Бандеры на самом деле не должно никого удивлять. Это не знак поддержки со стороны Украины белорусской оппозиции в их борьбе против режима Лукашенко. Это скорее демонстрация единства националистов и русофобов Белоруссии и Украины. Радикалы обеих стран, размахивая в Минске украинским флагами и портерами Бандеры, а в Киеве – бело-красно-белыми стягами, напоминают обществу, что они придерживаются единого подхода относительно тех общих ценностей, которые для них неприемлемы. К сожалению, с каждым годом подобные взгляды находят всё больше поддержки в молодёжной среде Украины и Белоруссии. Если подобные тенденции сохранятся, то существует вероятность, что привычными станут не только памятники Бандере на Украине, но и Кушелю, Арсеньевой и прочим пособникам нацизма в Белоруссии. Сегодня представить такое невозможно, но это не значит, что на проблему растущего и крепнущего радикально национализма можно закрывать глаза.

Автор: Виктор Городецкий