АВИАЦИЯ НА ЗООЛОГИЧЕСКОМ УРОВНЕ

На модерации Отложенный

В Москве у Зоопарка на улице Зоологическая в строении 1 дома 24 затаилась контора, которая питает зоологическую ненависть к первому российскому пассажирскому самолету «Сухой Суперджет 100». Называется эта организация - фонд «Народный самолет Ту-334». Периодически, видимо, когда эмоциональный градус зашкаливает (как и у длительно сидящих на диете хищников в зоопарке), фонд изрыгает очередное письмо «наверх» или инициирует статью в «Аргументы недели» («АН»). В чем причина такой авиационной избирательности? Чтобы разобраться в «пищевой цепочке», не надо быть семи пядей во лбу, а достаточно сделать беглый обзор публикаций по этой теме.

В тех же «АН» (27.09. 2012) узнаем, что инициатива возрождения проекта Ту-334 пришла с Украины. Инициатором выступил в то время председатель совета директоров АО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев. И это понятно: запорожский «Мотор Сич» - производитель двигателей Д-436Т, которыми оснащен Ту-334. Но зачем?

Общие поставки новых украинских самолетов зарубежным заказчикам за последние годы составили около полутора десятков воздушных судов, в том числе: в 2012-2013 годах один самолет Ан-148 украинского производства поставлен, через российскую лизинговую компанию ИФК, в авиакомпанию «AirKorio» (КНДР) и три Ан-158 в авиакомпанию «Cubana» (Куба). Все эти самолеты поставлены на условиях предоставления экспортных гарантий со стороны России. В настоящее время к числу реально исполняемых контрактов можно отнести поставку ещё трех Ан-158 в авиакомпанию «Cubana» и по одному Ан-148 и Ан-158 в «AirKorio». За шесть лет не густо…

Одновременно с этим, исходя из анализа уже реализованных и заключенных сделок по пассажирским самолетам Ан-148 для российских заказчиков (суммарно 31 самолет и из них 20 в государственную авиацию РФ), наглядно просматривается вывод, что эта программа поддерживается и развивается в основном за счет России и усилий «ОАК».

Выходит, что г-н Богуслаев прекрасно отдаёт себе отчёт в реальных «рыночных» перспективах развития проекта Ан-148 и Ан-158, «намертво» привязанных им же самим к двигателю Д-436Т, и соответственно также оценивает платежеспособный спрос на эти самолеты.

Получается, что при «нулевом» внутреннем спросе на Ан-148 на Украине и в РФ, и при наличии только одного «окна» для выхода украинских гражданских самолетов на локальные рынки через российскую «ИФК», у запорожских двигателистов нет иного пути повышения серийности производства Д436 иначе, как через «раздувание» необходимости в Ту-334.

Чтобы придать инициативе общественное звучание к середине двухтысячных годов создали фонд «Народный самолет Ту-334». «В состав фонда, пишет «АН», - вошли люди и организации с безупречной репутацией, профессионалы аэрокосмической отрасли, видные представители науки и промышленности, лётчики и авиаконструкторы. Председателем наблюдательного совета фонда «Народный самолёт Ту-334-100» избран член Общественного совета при ВПК, академик, генерал-полковник Анатолий Ситнов».

Выдающийся военный профессионал и защитник «туполевского» Ту-334, член более полусотни советов директоров с высоты своего тогдашнего положения во второй половине 90-х авторитетно заявлял в стенах зала НТС этого ОКБ – России Дальняя авиация не нужна! Не получилось…

Теперь он стал еще и маркетологом и точно знает, что нужно отечественным авиакомпаниям. Правда, к перечисленным регалиям надо добавить еще одну, но существенную: теперь он председатель Совета директоров ЗАО «Двигатели «Владимир Климов – Мотор Сич». Возможно этим объясняется его интерес в лоббировании Ту-334, поскольку «Мотор Сич» финансирует это ЗАО.

Если Анатолий Петрович широко известен в авиационном мире, то президента фондаФеофана Яковлевича Бондаренко, вряд ли можно причислить к людям с безупречной репутацией, профессионалам аэрокосмической отрасли, видным представителям науки и промышленности, лётчикам и авиаконструкторам. Зато он генеральный директор ЗАО «СОЮЗ», зарегистрированному по Зоологической улице д.24 стр.1. Получилось : «Народный самолет Ту-334» и ЗАО «Союз» - в одном флаконе.

Основными видами деятельности этого ЗАО является не авиастроение, а финансовое посредничество и оптовая торговля. Вместе со своей супругой, Светланой  (соучередителем ЗАО «Союз»), Феофан Бондаренко занимается алкогольным бизнесом. Феофан Яковлевич человек широкого профиля: он владеет многими такими ЗАО.

Не так давно он попал в неприятную историю. «В 2007 году компания Бондаренко инвестировала около 8,3 миллионов долларов в частный банк, - сообщала год назад газета Los Angeles Times (США). В качестве гарантии обеспечения вложений банк заложил «Союзу» здание в центре Москвы. В 2009-м, когда полиция провела обыски в банке, его сейфы оказались пусты. Банкир был арестован по обвинению в незаконной банковской деятельности и легализации денежных средств.

Потеряв свои вложения, Бондаренко вложил более 2 миллионов долларов в реконструкцию заложенного здания, чтобы, по его словам, увеличить его стоимость.

Но когда 14 месяцев спустя обвинения против банкира были сняты, и он вышел на свободу, он заявил, что никогда не давал добро на залог имущества, и что его подпись на сделке была подделана.
И в круто изменившейся ситуации в 2011 году теперь уже против Бондаренко было возбуждено уголовное дело о мошенничестве в крупном размере, в результате чего он может потерять недвижимость, оцениваемую в 23 миллиона долларов, и сесть в тюрьму на срок до десяти лет, если он, конечно, проживет так долго (ему уже 84 года, - авт)».

Казалось бы, что побудило столь пожилого человека, обремененного неприятностями, переживать за судьбу самолетостроения?У него доходный во все времена алкогольный бизнес, он лауреат награды имени Королевы Виктории, учредитель ЗАО «Союз-Хмель», зарегистрированного по адресу Украина, обл. Житомирская, с.Жубровичи, ул.Леси Украинки, д.17.

Что еще надо прошедшему через огонь и медные трубы пожилому бизнесмену, готовому предстать перед Богом. Конечно, не дай Бог этому случиться. Дай Бог ему здоровья! Но он сам сказал, беспомощно пожав плечами, когда не смог прийти из-за сердечного недомогания на очередной допрос к следователю по поводу подделки подписи: «Лучшим исходом для них будет, если я умру … и оставлю им свои деньги».

Возможно, это была минутная слабость или лукавство зубра от бизнеса.

Во всяком случае, ходила информация, что Бондаренко готов был вложить в Ту-334 $100 млн. Производить самолет предполагалось на КАПО, куда после прекращения темы Ту-334 на РСК «МиГ» перебазировали часть оснастки и вспомогательного оборудования. От государства требовалось однообеспечить госгарантии на возврат до 2015 года средств, вложенных «Союзом» в организацию производства. Но что-то не сложилось с инвестициями.

Если посмотреть хотя бы данные Гос НИИ ГА, кто из эксплуатантов и на каких условиях приобретал какие гражданские самолеты в России, начиная с 2006 года, то становится понятно, что данная идея изначально абсурдна, а людей её порождающих надо бы проверить на адекватность.Потребовать госгарантий на «мифический проект», хотя очевидно, что к 2015 году деньги не вернутся, а отрасль на этапе восстановления и ежегодного роста производства занята не просто реальными делами, а борется за каждого специалиста-производственника, это уже не глупость, это прямой ущерб делу. На каком самолете мыслилась Феофаном Яковлевичем и его консультантами окупаемость проекта, где взять основных производственных рабочих, специалистов на ЛИС, как создать или амортизировать оснастку и специнструмент, что будет с накладными расходами?... Скорее всего, что не мыслилась вовсе. Зачем? Поэтому для нервной системы хорошо, что мы никогда не увидим бизнес-план горе-инвесторов.

- Главное – запустить «схему с Ту-334, провернуть механизм», - признается Борис Лихачев, коллега Бондаренко по фонду, в одном из интервью. – Дальше можно и другими самолетами заняться. Фонд в расчете на это и создавался… Правда, «схемы» больше не проходят …

Это расчет на авось. Кстати, сам Борис Лихачёв, занимающий в фонде должность исполнительного директора, выступает еще и как президент Авиакомпании РУСАВИА-СОКОЛ М, стартового заказчика Ту-334.

Интересно, что компания с таким названием не имеет лицензии авиаперевозчика и не числится в реестре Росавиации, поэтому готовность данного юрлица эксплуатировать Ту-334 сразу можно поставить под сомнение. Прецедентов получения в России Свидетельства эксплуатанта вновь созданным юрлицом под самолет, которого физически нет – не существует.

О чем тогда говорить? Все это «схемы» и рассуждения …

Даже если фонд наберет деньги, то, что он сможет создать? Запустить документооборот и «бумажное» производство, достроить за два-три года Ту-334 борт №94003, теоретически восстановить кооперацию, что-то вывезти с «Авианта»? Не более, и на этом дело ограничится.

Серьезный подход к запуску в производство Ту-334 требует не только огромных денег, времени и новых НИОКР, а ответственности и готовности отвечать за сделанное. Общеизвестно, что чтобы окупить подобныйпроект надо выпустить несколько сотен самолетов. Кстати, Ту-334 надо модернизировать под двухчленный экипаж, и получить сертификат типа без ограничений, а не как сейчас. Правда, о получении международного сертификата не может быть и речи, в том числе и из-за все тех же двигателей.

В жизни любого авиационного КБ были демонстраторы и серийные машины. Даже для легендарного туполевского КБ это соотношение три к одному. Ту-334 опоздал и попал к категорию машин, которых, к сожалению, большинство - демонстратор. Логика и ход прогресса неумолимы, рынок требует сильных решений и ответственных действий, говорильня и попытки выдать желаемое за действительное давно прошли.

Поставьте рядом Ту-334 и «эмбраер» 195-ый «Саратовских авиалиний» и всё встанет на свои места.

Время такое. АВТОВАЗ снял с производства «классику», а некоторые наши «специалисты» от авиации пытаются её построить заново.

Зоология наука интересная. Есть виды и семейства, живущие стаями, где особи имеют добычу от случая к случаю, а, поимев свой кусок добычи, переваривают её долго. Правда добычей, как правило, становится что-либо больное или слабое…

Поэтому пора кончать взывать к прошлому. Надо строить будущее.