О случайном и закономерном

    Когда говорят, что повезло – это случайность. Но когда люди готовы не упустить желаемый подвернувшийся случай, это уже закономерность. К закономерности следует отнести и способность избежать нежелательного, которое могло появиться случайно. «Упал, очнулся, гипс» - случайность. Но предусмотреть  эту опасность – уже закономерность.

 

    Нам за последние сто лет, если по большому счету, изначально не повезло всего лишь дважды. Первый раз, когда Ленин со товарищи превратил войну империалистическую в войну гражданскую и потом заварилась вся эта каша. А второй раз, когда понял, как выправлять ситуацию, –читайте последние работы вождя, - не успел завершить задуманное. Все произошедшее дальше ЗАКОНОМЕРНО и предопределено упомянутыми невезениями, которые в историческом смысле есть СЛУЧАЙНОСТИ. Но они РОКОВЫЕ.

     

     Еще во время гражданской войны и в условиях разрухи для решения социально-экономических задач Ленин использовал частную собственность в малом бизнесе, государственную собственность в промышленности и рынок для обеих форм собственности (НЭП). Был создан Госплан, который строил свои взаимоотношения с госпредприятиями, являющиеся полностью хозрасчетными, на рыночных основаниях. Для развития страны использовался  инструмент - единство и противоборство рынка и плановой экономики. Вполне в духе диалектического материализма как философии марксизма.

     

     Не все оказалось в плюсе. Был, конечно, перекос в экономике. Сельское хозяйство развивалось быстрее, чем промышленность. Она не могла удовлетворить потребности селян в нужных товарах. Поэтому, что производилось, продавалось по необоснованно завышенным ценам. В сравнении с себестоимостью. И наоборот, продукция селян приобреталась государством по заниженным ценам. Появились оппоненты, утверждающие, что НЭП это зло. Но были и сторонники, которые настаивали на развитии НЭПа в направлении оптимизации рынка и плана. Однако,  после смерти Ленина (в истории это случайность, а не закономерность) минусы позволили противникам НЭПа, и прежде всего Сталину, свернуть программу.

   

    Вместо того, чтобы устранять перекос плавно и постепенно, поощряя одну часть экономики и притормаживая другую (вот оно, высокое качество управления, компромиссно сокращающее противоборство рынка и плана, а их единство обусловлено общей целью), было решено рубануть шашкой.

Рынок был отменен и страна перешла к индустриализации ценой ее раскрестьянинования (читай раскулачивания). Народ повалил из деревни в город. Колхозы не спасли ситуацию, так как пропал стимул к труду, когда человек работал на себя.

     

     Конечно, есть объективная причина ускорения индустриализации. Это неизбежность войны, которая была запрограммирована еще итогами Первой Мировой. Унизительный для немцев Версальский договор создал в стране такой социально-психологический климат, который обеспечил приход Гитлера. А идеология национал-социализма, абсолютно непримиримая как с коммунизмом, так и капитализмом, породила войну.                             

    

     Но есть еще субъективная причина, по которой был отменен НЭП и рыночная составляющая в экономике. Рынок был противовесом монополизации власти Сталиным. Дело в том, что рынок, стимулируя развитие предпринимательских качеств у людей, в свою очередь стимулировал стремление к свободе и входил в противоречие с интересами Сталина. И наоборот, отсутствие свободы стимулирует патерналистские настроения у народа. Это иждивенчество. Вместо того, чтобы самому заботиться о своем благополучии, человек перекладывает заботу о себе исключительно на государство. При этом даже в тех случаях, когда это обязанность не государства, а гражданина. Например, возмущения в адрес государства по поводу вороватости председателя ТСЖ, избранного самим гражданином. Эта ЗАКОНОМЕРНОСТЬ  за 70 лет с лишним укоренилось прочно.  Она еще не выветривалось из массового сознания и сейчас. Видимо, мало лет прошло. В свое время Моисею для этой цели понадобилось сорок лет.

10
949
6