Неандертальцы, расовая гигиена и черный Иисус

Настоящий экстремизм нужно искать в журналах Nature и Science. Потому что реальные баррикады — только тень академических споров. Допустим, старая дискуссия nature vs nurture, «гены или воспитание» — на самом деле о том, можно ли поделить общество на касты. А безобидные кости неандертальца, ни много ни мало, обещают разрешить спор о расовых различиях белых и черных

 

Иллюстрация: Corbis/Foto S.A
 

У белых гены неандертальца есть, а у черных их нет. Так вышло, потому что встреча Homo Sapiens с неандертальцами случилась за пределами Африки — когда передовой отряд наших предков около 60 тысяч лет назад выдвинулся осваивать Евразию, новую для себя землю, и столкнулся с ее коренным населением. В 2010 году команда Сванте Паабо, шведского классика мировой генетики (в 1980-е первым извлек ДНК из египетской мумии, в 2000-х открыл «ген языка» FOXP2) доказала: историческая встреча не обошлась без секса. Известны даже примерные даты этого секса: от 47 до 65 тысяч лет назад. В результате в нашей ДНК есть как минимум 1-3 процента неандертальских генов.

Еще в 2007 году стало ясно: неандертальцы были бледнолицыми и рыжеволосыми — не в пример передовому отряду Homo Sapiens из Африки, состоявшему из таких же темнокожих, как и современные племена йоруба и сан. Резонный вопрос: неужели неандертальские «1-3 процента» и несут в себе пакет признаков расы?

На прошлой неделе с разницей в день в журналах Nature и Science вышли две работы команд-конкурентов — о том, какую роль играют гены неандертальца в современной ДНК и сколько все-таки этих генов. Во-первых, оказалось, что их не так и мало — пусть для отдельного человека их доля и не превышает те самые 1-3 процента, в общей сложности по ДНК разных людей рассеяны от 20 до 30 процентов всего неандертальского генома.

Во-вторых, роль самая серьезная: отдельные гены знакомы медикам по исследованиям болезней вроде волчанки, диабетов второго типа или даже привычки к курению. Не в том смысле, что эти гены сами вызывают то или иное расстройство. А в том, что если «неандертальский» фрагмент ДНК поврежден, это размыкает какой-то критически важный биохимический цикл в клетке, и человек заболевает. То есть стало понятно, что наследие неандертальцев — никак не стопка дореволюционных журналов «Нива» от прадедушки, пылящихся без дела на чердаке, а скорее отдельные тома из энцикопедии Брокгауза и Эфрона.

А то и первое издание «Происхождения видов» с автографом Дарвина. Словом, критически важная в хозяйстве вещь.

И — внимание, удар в гонг — среди прочего обнаружились гены, ответственные за пигментацию кожи и волос. Что, вроде бы, и требовалось доказать.

Вот, значит, какие они, отцы белой расы.

Теперь уже как-то неловко называть их низколобыми уродцами, разглядывая восковые статуи из Музея неандертальца. Для любителей словосочетания «белая раса» я даже заготовил более подходящее описание, где нет ни слова неправды. Вот послушайте: древняя ветвь эволюционного древа человека, разошедшаяся с нашей 600 тысяч лет назад. Первопроходцы Евразии. Они проиграли решающее сражение Homo Sapiens, но передали нам свою ДНК бледнолицых рыжеволосых героев.

Почти атланты, верно? Звучит что-нибудь из Вагнера.

И только один штрих все портит. За считанные дни до того, как увидели свет две работы про неандертальцев, был расшифрован геном «мезолитического европейца», чей скелет нашли в пещере в Испании. Ему всего 7000 лет — и это значит, что неандертальцы приходились ему почти такими же давними прапращурами, что и нам.

Гены свидетельствуют, что он был чернокожим и голубоглазым — и это окончательно смешивает все карты. Значит, белокурость и белокожесть все-таки закрепились в генах по историческим меркам до смешного недавно, меньше семи тысяч лет назад. Вероятно, за пигментацию кожи отвечает не один ген, а сложный генный каскад, и вклад неандертальцев — только одна ступень в этом каскаде. Понадобились еще многие тысячелетия, чтобы весь паззл сошелся.

Поэтому провокационный вопрос «был ли Иисус черным», заданный про исторического человека 2000-летней давности, не такой и праздный.  Колумнист The Atlantic, который решил подойти к вопросу с другой стороны, справедливо замечает: наверняка Христос, палестинский еврей начала тысячелетия, был как минимум смуглым и черноволосым, как заправский арабский террорист. И окажись он сегодня в аэропорту, любая служба безопасности посчитала бы своим долгом досмотреть его с пристрастием.

Ну а православные казаки так и вовсе прогнали бы вон из церкви за черномазость.

Источник: http://www.snob.ru/selected/entry/71372

4
274
5