Чем обернется попытка Украины превратиться в газовый хаб


Недавнее решение США и Германии прийти к компромиссу по дальнейшей судьбе «Северного потока-2» вызвало на Украине эффект пачки дрожжей, брошенной в деревенский нужник. Несмотря на убедительную просьбу старших товарищей воздержаться от публичной критики, в Киеве пригрозили продолжить свою беспощадную борьбу против газопровода. Также прозвучало предложение превратить Незалежную в европейский газовый хаб, что якобы решит все ее проблемы. Понятное дело, что все эти заявления сделаны на внутреннюю аудиторию, но есть ли в них хоть какое-то рациональное зерно?


Насчет газового хаба высказался, не краснея, представитель партии «Слуга народа» Юрий Камельчук:
 

Один из наипростейших сценариев того, что мы можем сделать, — это стать газовым хабом для Европы, используя другие газопроводы. Например, турецкий газ, к примеру, из Ирана или Азербайджана, или даже доставляя СПГ кораблями, например, из Катара.


Для того чтобы по достоинству оценить его предложение, давайте для начала разберемся, что такое газовые хабы, и как устроена их работа. Крупнейшие хабы в мире – это Henry Hub, расположенный в американском штате Луизиана, NBP (National Balancing Point - Национальный Балансировочный Пункт), находящийся в Великобритании, а также Title Transfer Facility (TTF), что в Нидерландах. Также на роль крупного европейского хаба претендует Германия, которая ради «Северного потока-2» даже пошла на конфликт с США, и региональным хабом может стать соседняя Польша как главный распределительный центр американского СПГ в Старом свете. Итак, что же нужно для создания газового хаба?

Разумеется, нужно много лишнего газа, как от собственной добычи, так и из различных источников – трубопроводный и сжиженный. Также необходимы подземные газохранилища и газораспределительные сети, позволяющие прокачивать «голубое топливо» покупателям в кратчайшие сроки. Так, например, Henry Hub создан на базе крупнейшей в мире газотранспортной системы, простирающейся от Канады до Мексики, а также благодаря доступу к богатейшему внутреннему рынку США. Британский NBP построен вокруг собственной газодобычи в Северном море, импорта СПГ и трубопроводного газа из Норвегии. TTF возник вокруг крупнейшего газового месторождения в Нидерландах, которое уже истощилось, но вся необходимая газораспределительная инфраструктура сохранилась, и есть возможность компенсировать выпадающие объемы за счет импорта и перепродажи СПГ.

Какие же выводы мы можем сделать? Для эффективной работы хаба нужен переизбыток газа, достигаемый за счет максимальной диверсификации источников его поступления, а также необходима собственная добыча, чтобы избежать ценового диктата со стороны экспортеров.

Нужна развитая потребительская база, а также либеральное законодательство, которое гарантирует, что местные власти не будут лезть в дела хаба, если проводимая им политика идет в разрез с интересами страны пребывания. Нетрудно заметить, что позволить себе роль хаба мирового или регионального значения могут только очень экономически развитые страны – США, Великобритания, Германия и Нидерланды, популярные у бизнеса из-за своей гибкой налоговой политики. Спрашивается, а что из этого есть у Незалежной?

Давайте посмотрим. ГТС имеется, она досталась Украине по наследству от СССР, а также огромные ПХГ, так интересные Германии. Что еще? Внутренняя добыча в стране есть, но она даже не покрывает собственных потребностей. По состоянию на 2019 год совокупный объем добычи составил 20,7 миллиарда кубометров при потреблении в 29,8 миллиарда, дефицит которого Киеву приходится компенсировать у России по так называемому «виртуальному реверсу». Планы полностью отказаться от услуг «Газпрома» за счет внутренних ресурсов полностью провалились. Что до азербайджанского газа, который депутат Камельчук предлагает брать через Турцию, все совсем плохо. Мощность обходного южного трубопровода составляет всего 10 миллиардов кубометров в год, и Баку едва в состоянии выполнять свои обязательства перед европейскими потребителями. Сжиженный природный газ из Катара? Основным экспортным рынком для этого эмирата все-таки является Азия (68%), где цены на «голубое топливо» заметно выше, а на долю Европы приходится чуть больше четверти от общего объема поставок (27%). Зачем катарцам гнать свои танкеры на Украину, чтобы перепродать потом европейцам, непонятно. Кстати, если кто в Киеве позабыл, в 2014 и в 2015 году Турция уже отказывала Незалежной в проходе СПГ-танкеров через свои проливы со следующей формулировкой:
 

Проход танкеров со сжиженным природным газом (СПГ) - проблемная тема. Разрешение на проход через и без того загруженный пролив может представлять собой опасность. К тому же Стамбул очень густонаселенный город. Любая авария с СПГ-танкером может стать причиной крупной трагедии.


Иначе говоря, про СПГ как источник диверсификации поставок Украина может позабыть, Анкара сама претендует на то, чтобы стать крупным ближневосточным газовым хабом, и ей никакие тут конкуренты не нужны. Равно как не нужны они ни Германии, ни Польше. Торговля газом – это серьезный бизнес для серьезных людей, а не для современных украинских «элит», которых к такому делу даже близко не подпустят. Максимум, что Киеву дозволено, это продолжать качать в Европу российский газ как транзитер, а про газовый хаб как инструмент ценообразования на энергетическом рынке и геополитического давления на Запад Незалежной не стоит даже и заикаться.

Источник: https://topcor.ru/20877-chem-obernetsja-popytka-ukrainy-prevratitsja-v-gazovyj-hab.html?utm_source=finobz

13
588
7