Диагноз – неудачник

На модерации Отложенный

Это эссе появилось в результате состоявшегося в нашем сообществе почти год назад разговора о неудачниках. По мере работы над ним первоначальный замысел несколько изменился, но, я надеюсь, это по прежнему будет интересным.

Существуют в языке такие понятия, которые мы не задумываясь употребляем достаточно часто и к месту, но, взявшись определить их, испытываем затруднение. Классическим примером могут служить такие слова, как любовь, истина, счастье. Всё дело в том, что толкование этих понятий во многом зависит от мировоззрения, а потому на полноту и точность может претендовать только то описание, которое рассматривает их с разных мировоззренческих и ценностных позиций. Слово неудачник относится к этой же категории, и его толкование напрямую зависит от социальных и этических аспектов.

Если обратиться к формальным словарным определениям, то мы прочтём, что неудачник это человек, которому постоянно не везёт, не сопутствует удача. Такое определение является верным, но поверхностным, т. к. упускает один существенный момент – причины неудач. Ведь под неудачниками мы подразумеваем не только людей невезучих, но и неуспешных. A между везением и успехом есть качественная разница. Если везение – это благоприятное стечение обстоятельств, происходящее "само собой", помимо нашей воли, то успех – в том числе и результат целенаправленных усилий. Настолько же, насколько невезучесть связана с судьбой, неуспешность определяется выбором. Поэтому когда мы говорим неудачник, подразумевая "неуспешник", то это слово приобретает совсем другой эмоциональный посыл. В нём появляется оценка и, если хотите, диагноз социальной или психологической патологии. И в тот самый момент, когда мы начинаем говорить о болезни, возникает вопрос, у кого же на самом деле проблема, у пациента или диагноста? В этой статье не даётся ответ на этот вопрос, но только показывается, что он далеко не так однозначен, как, порой, кажется.

Само понятие неудачник появляется в русском языке во второй половине

XIX века (http://wordhist.narod.ru/neudachnik.html), перекочевав из "из устных стилей речи разночинно-демократической интеллигенции". Очевидно, что невезучие и неуспешные люди существовали всегда и сто, и двести лет назад. Почему же именно на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков возникла необходимость в специальном слове? На мой взгляд, дело в том, что это время, когда человек всё больше и больше становится "кузнецом своего счастья", когда рамки сословий и социальных слоёв делаются проницаемыми, а материальная и общественная успешность всё меньше определяется происхождением и всё больше личными качествами. Это время, когда в обществе появляется новый типаж, новый герой - человек, "сделавший себя сам", винер. А вместе с ним рождается и его Тень - неудачник.

За полтора века, прошедшие с момента появления этого слова, в нашем мире произошли кардинальные изменения. У людей появились почти неограниченные возможности передвижения по социальной вертикали. Как вверх, так и вниз. И в ней стало намного больше "этажей". Как результат социальная успешность передвинулась в порядке приоритетов на одно из первых мест, потеснив при этом ценности, на которые веками опирались общественные институты. Ценности аристократические в виде чести, духовные в виде морали, государственные в виде патриотизма и даже буржуазные в виде богатства имеют сегодня значение настолько, насколько они способствуют индивидуальной успешности.

Обобщая изменения, произошедшие с нравственными ориентирами за последнее столетие, можно сказать, что эпицентр общественного внимания сместился с внешних, объективных факторов на внутренние, субъективные. Ранее нас призывали достичь положения, профессиональной, личной и финансовой состоятельности и это должно было принести счастье и успех. Или не принести... Но так было дОложно, "правильно". Сейчас стало более важным осознание своих желаний и устремлений, какими бы они ни были (в пределах закона), и осуществление их. Раньше общество говорило, ты должен совершить, а сейчас – можешь ощутить.

То, насколько человек умеет быть довольным собой, насколько осознаёт свои желания и способен их реализовывать, насколько умеет пользоваться благами современной жизни и радоваться им, становится не менее, если не более важным, чем его деятельность и социальные достижения. Без этих ощущений человек не может считаться по-настоящему успешным. И потому в современном портрете неудачника на первый план выступает сфера взаимоотношений с самим собой: отсутствие "позитива", склонность впадать в уныние, неумение ясно формулировать свои желания и получать удовлетворение и удовольствие от их реализации.

С другой стороны, человек способен испытывать одинаковые эмоции, как от воображаемых событий, так и от реальных, как от формы, так и от содержания. При этом создание формы требует намного меньше ресурсов, чем наполнение её соответствующим содержанием. Казаться проще, чем быть, и качественная реклама рентабельнее качественного продукта. Поэтому когда преимущественным критерием успешности становятся положительные эмоции, то в выигрыше оказываются те, чьи желания и представления о счастье неглубоки, предсказуемы и связаны в первую очередь с формой. Им значительно легче достигать своих целей и быть уверенными в себе. Не говоря о том, что их поддерживает огромная современная машина формирования и удовлетворения "простых" потребностей. А это значит, что человек, от природы наделённый способностью глубоко чувствовать и создавать настоящие вещи, т.е. тот, кому трудно удовлетворятся поверхностным взглядом на происходящее вокруг, оказывается в заведомо неблагоприятном для достижения успеха положении. Помимо того, что ему объективно труднее быть довольным результатами своих трудов, его сложные устремления не получают со стороны общества никакой особой поддержки. Он оказывается перед непростым выбором: идти лёгким путём, "как все", и постоянно испытывать конфликт со своими глубинными уровнями, либо делать то, что велит душа, рискуя остаться невостребованным и непонятым.

Таким образом, мы видим, что феномен неудачнечества может иметь очень разную природу. Да, внешне он всегда связан с формальной социальной неуспешностью, но её причиной может быть и невезучесть, и личностные проблемы, и инаковость душевной организации. Попробуем представить разные типы неудачников через три типа конфликтов.

 

Конфликт

Название

Краткое описание

Тип неудачника

Желания -возможности

Натуральный

конфликт между дефицитом  ресурсов и избыточным спросом на них, порождающий конкуренцию

Формальный

Конституция-навязанные установки

Невротический

конфликт между сознанием и подсознанием

Тревожный

Уровень личности – уровень общества

Системный

конфликт между неординарной индивидуальностью и общепринятой нормой

Иной

Приведённые конфликты не исключают друг друга, а говорят о разных уровнях глубины и сложности факторов, делающих людей неудачниками.

Наиболее простым из трёх является натуральный конфликт, который присутствует во всей живой природе и является двигателем эволюции. Если оный конфликт практически целиком лежит в сфере сознания, то невротический затрагивает более глубокие и менее осознанные уровни души, а потому гораздо более сложен и для понимания и для коррекции. Системный конфликт, как следует уже из самого названия, является самым сложным и глубоким.

Как правило, глубинные конфликты проявляется и на поверхностных уровнях. Так, тревожный неудачник, скорее всего, будет неудачником с формальной точки зрения, а человек с системным конфликтом подвержен большему риску обрести проблему невротического свойства. Однако коррекция проблемы только тогда может быть полной, когда она происходит на соответствующем уровне.

Рассмотрим подробнее каждый из них.

Формальные неудачники

Формальные неудачники - порождение социальной конкуренции. Это люди, которые систематически проигрывают в борьбе за первое место, за статус и материальные блага. Они всю жизнь ходят в замах, уступают в выборах и соревнованиях, а в армии становятся "вечными капитанами". Я называю этот тип формальным, потому что они неудачники по факту, в самом буквальном смысле этого слова. Причины такого положения могут быть разными, но это не так важно. Главное, что они постоянные участники различных социальных соревнований и по большей части не добиваются в них того, на что претендуют.

Формальный неудачник при счастливом стечении обстоятельств или благодаря своему упорству и последовательности вполне может стать винером. Точно также и винер может превратиться в неудачника.

Наиболее подходящая помощь для формального неудачника, это коучинг и всевозможные тренинги – всё то, что помогает человеку овладеть новыми полезными навыками, эффективными стратегиями, учит приводить в соответствие желания и реальность.

Конечным пунктом для формального неудачника является столь же формальный статус винера, поэтому, когда он достигает успеха, проблема исчезает сама собой.

Тревожные неудачники

Под этим определением подразумеваются люди, чьи сознательные и подсознательные устремления находятся в концептуальном конфликте. Их личная жизнь и карьера подобны возу из басни "Лебедь, Рак и Щука". Значительная часть их энергии вместо созидательной деятельности вовне расходуется на внутреннюю борьбу, порождая тревоги и неудачи. Причины конфликтов кроются, как правило, в родительских или родовых программах, закладываемых в самом раннем детстве и имеющих установку на неуспешность.

В контексте данной статьи мы не будем подробно останавливаться на механизмах создания подобных программ, т.к. это слишком большая тема, заслуживающая отдельного разговора.

Главное для нас, что тревожного неудачника, в отличие от формального, не могут спасти ни обстоятельства, ни упорство. Тревожный неудачник не может стать винером по определению. До тех пор, пока его внутренние конфликты не осознанны и не проработаны, любой его успех будет временным и не принесёт истинной радости и избавления от проблем.

Помочь тревожному неудачнику может лишь тщательная проработка его глубинных проблем, сознательная и кропотливая коррекция жизненного сценария. Это задача на годы работы с психологом и с самим собой.

Разрешением проблемы для тревожного неудачника является состояние внутреннего согласия. Именно это состояние будет его главной победой и успехом, после которых само понятие "неудачник" навсегда теряет для него свою актуальность.

Иные.

И, наконец, третий тип, ради обсуждения которого и затевалась эта статья. Существуют люди, которые изначально устроены не совсем так, как большинство окружающих. Они живут немного в другом мире и руководствуются другими мотивами, их интересуют вещи, которые для большинства не имеют смысла, а то, что влечёт остальных, их почти не трогает. Будучи зачастую способными и полными сил, они не стремятся к доступному и общепринятому успеху, вызывая неудовольствие и осуждение близких и знакомых. Таких людей могут называть чудаками, неприкаянными, сумасшедшими, не от мира сего. Их поступки и суждения часто непонятны, вызывают насмешки и неприятие. Они порой до глубокой старости остаются похожими на детей в своей наивности, непосредственности и отсутствии взрослой серьёзности. Но, вместе с тем, в определённых обстоятельствах они могут проявить себя настоящими героями, найти нестандартный выход из тупика, совершить поступок, на который не способен обычный человек. И при этом нередко их деяния получают признание лишь спустя много лет, когда их самих уже может и не быть в живых.

Для судьбы Иного свойственны драматичность и трагизм. Это люди обречённые на постоянное преодоление конфликта между своим особенным миром и общественной нормой. Часто, осознавая свою инаковость, они рады измениться, стать такими же, как и все, но это невозможно, и они вынуждены расплачиваться за свою непохожесть одиночеством и непониманием.

Однако сама по себе инаковость со всей её психологической сложностью не делает человека неудачником. Он может только казаться таковым, являясь формально неуспешным и/или походя на невротика. Называя Иных неудачниками, мы обесцениваем их системную, трансцендентальную роль, без исполнения которой эти люди не могут чувствовать себя счастливыми.

По-настоящему помочь Иному может только осознание своего специфического предназначения и миссии. Без такого осознания он всё время будет ощущать внутри тревогу и неудовлетворённость, постоянный дискомфорт, метания и ощущение тупика. В этом ему могут способствовать обстоятельства и поиск себя, своего места и смыла жизни. Человек, преуспевающий в этом, будет испытывать счастье самого высокого порядка, даже оставаясь неуспешным формально. И точно так же формально успешный, но не нашедший себя, Иной будет испытывать постоянные тревогу и дискомфорт.

Заключение

Мы живём в мире, в котором очень многое дозволено. Индивид обладает сегодня формальной свободой, неведомой ранее человечеству. Каждый волен исповедовать любую религию или быть атеистом, выбирать, как ему выглядеть, чем заниматься, что считать смыслом своей жизни. Такая свобода порождает с одной стороны большое разнообразие форм, с другой девальвацию смыслов и доминирование простого, удобного для большинства мировоззрения. Да мы признаём сегодня право на личный поиск, но требуем при этом от личности, чтобы она была счастливой. Это привело к тому, что наш взгляд на Иных, людей, которые предпочитают страдания поиска формальному счастью, приобрёл некоторое пренебрежение, снисходительную жалость. Юродивые, иванушки-дурачки, мечтатели – все те, к кому русский эпос относится иногда с иронией, но, вместе с тем, с большим уважением и любовью, сегодня рисковали бы получить социальный ярлык неудачников. Мало того, что это углубляет разрыв между ними и остальным "нормальным" миром, усложняет процесс их самореализации, это ещё лишает общество огромного ресурса.

Укоренившаяся с детства установка на формальное счастье приводит к тому, что человеку трудно откладывать свои удовольствия, идти на сознательный отказ от них ради некой эфемерной глубины своей души. И он не идёт на него, отрицая в себе эти глубинные, смутные потребности. И подобно тому, как латентный гомосексуализм приводит порой к гомофобии, латентная глубинная нереализованность вызывает неприятие тех, кто готов к сознательному страданию ради неких высших целей. И тогда слово "неудачник" произносится как мантра, помогающая заглушить тревогу, не заметить сомнений. Именно поэтому я стараюсь не употреблять его, по крайней мере, без интонационных кавычек.

Я глубоко верю в способность больших систем к саморегуляции. Общество, отклоняющееся от эффективного способа существования, ослабляет себя и в результате либо гибнет, либо, ценой катаклизмов и больших потерь, осознаёт свои ошибки и исправляет их. Идеология и культура являются тем, что делает группу разрозненных людей ОБЩеством, наделяя их ОБЩими ценностями и устремлениями. Обесценивание и уплощение этих категорий неизбежно ослабляет нас, лишает стимула двигаться к нематериальным целям, преодолевая боль и страдание. И я уверен, что наступят времена, когда современная эгоцентрическая парадигма станет нежизнеспособной, и вот тогда общество, ощутив себя целиком в роли неудачника, повернётся к своим Иным. Нам придётся учиться у них существовать в этой роли, следуя, несмотря ни на что, своему духовному пути и обретая через него силу и счастье.