За что русские крестьяне казаков ненавидели. О поземельных отношениях крестьянства и казачества

На модерации Отложенный




Огромные земельные пространства, заселенные крестьянами, вызывали зависть казаков. Крестьяне, приходившие на Дон, самостоятельно поселялись на «пустопорожних» войсковых, помещичьих или юртовых землях, занимая их под посевы, сенокосы, что неизбежно приводило к столкновениям с казаками. Недовольство простых казаков, не пользовавшихся правом владеть крепостными людьми, росло и обнаруживалось иногда в довольно резкой форме. Ссоры и драки между крестьянским и казачьим населением доходили иногда до кровавых столкновений.
 

Допустим. я , крестьянский сын, родился после 1861 года. жить не на что. Вечное батрачество и выплата оброка за землю. Голод, смерть детей. почему голод? среднедушевой оброк 8 рублей. Если у меня четверо детей, жена, то я должен платить 48 рублей!!! стоимость коровы 3,5 рубля !!!!!!!!! итого - целое стадо . ПО НЕ ВЫПЛАЧЕННЫМ ПЛАТЕЖАМ НАЧИСЛЯЛАСЬ ПЕНЯ. И я знаю - что землю у моего отца отняли казаки. Выкинули из дома, поселили как скотину в хлеву.


И вот гражданская. Что, по вашему, я не буду искать тех, кто издевался надо мной? кто повинен в смерти моих детей? Они, казаки , сами вырастили себе палачей.
 

( Collapse )

Казаки представляют собой сложное этносоциальное формирование, которое приобрело уникальные черты приблизительно в конце XVII века. Лев Гумилев в книге «От Руси к России» определил их как субэтнос (компактно проживающую группу людей) со своей культурой, обычаями и моральными ценностями. За сотню-другую лет казаки создали целую культуру с огромным количеством уникальных традиций. В некоторых регионах даже сформировали свой говор на основе русского языка, вобравшего в себя местные диалекты.

Казаки всегда превозносили свое «воинское» происхождение, считая себя гораздо выше простого русского народа. У крестьян такая заносчивость не вызывала большого восторга. Отношение к казакам разных слоев населения, а также соседей Руси было разным. Польские феодалы их жестоко ненавидели, о чем можно прочесть в книге «Происхождение украинского сепаратизма» историка Николая Ульянова. Он привел массу цитат из польских документов, в которых казаки сравнивались с «диким зверьем».

Простые москвичи тоже не сильно жаловали запорожское казачество. Ульянов приводит описание казачьей ставки Семена Палея, которое оставил московский поп Лукьянов. В нем священник говорит, что казаки «страшны» и «лихи, как собаки: из рук рвут». Такие нравы казачества во многом обусловлены и разбойничьим прошлым, и образом жизни.

Совсем иначе относились к казачеству представители власти. Александр Суворов открыто восхищался им. Прославленный полководец даже упросил Екатерину II помиловать это вечно непокорное племя и переселить жителей Запорожской Сечи на Кубань. В итоге на новом поселении возникло 40 казачьих станиц.Интеллектуальная элита России по-разному относилась к этому особенному этносу. Лев Толстой уважал и считал, что вся история России буквально сделана руками казаков. Они взяли и удержали Азов, который даже Петр Великий «не смог удержать».

В противовес писателю путешественник Михаил Венюков открыто выражал свою нелюбовь к казачеству в книге «Описание реки Уссури…» Он рассказывал, что в станицах царит тяжелый дух «казармы и монастыря». Сами же казаки недоброжелательны, суровы, смотрят на чужаков с плохо скрываемой язвительной ненавистью. В казачьем сообществе, действительно, царила суровая дисциплина. Все безоговорочно подчинялись атаману. За всю историю не было ни одного бунта простых казаков против своего командования. А ведь даже на русском флоте случались моменты, когда моряки поднимали на штыки своих генералов.

В отношении второй характеристики Лев Гумилев подтверждал, что казачеству, как никакому другому народу, свойственна «комплиментарность» — ярко выраженная симпатия к «своим» и недоверие, даже ненависть к «чужим». Казаки никогда не водили дружбы с простыми русскими крестьянами. Более того, открыто демонстрировали ту самую комплиментарность.

Крестьяне же не любили представителей этого сословия не только за их высокомерие и отсутствие гостеприимства. Историк Ульянов писал, что простые землепашцы считали казаков «гулящим, нетрудовым народом» с диким нравом разбойников. Мирным работящим людям казаки казались «враждебной стихией», неуправляемой и живущей по каким-то своим законам.

В первой четверти XIX в. правом частной собственности на землю владели только потомственные донские дворяне и чиновники войска Донсюш. Служилых и отставных чиновников насчитывалось менее 3 ООО. Владели же они 3 792 448 дес., или 27 % всехудобных и неудобных войсковых земель, не считая земель в войсковых степях, которые чиновники использовали под выпас скота и разведения конных табунов, а также земель, фактически принадлежавших чиновникам внутри отдельных юртов казачьих станиц.

Однако в помещичьих хозяйствах крестьян не хватало. В.Б. Броневский, посещавший Дон в 20-х годах XIX в., писал, что «некоторые чиновники, захватив тысяч до 40 и более десятин земли, не имеют на них и 500 душ». Например, поселок Западельский, принадлежавший графу М.И. Платову, находившийся в пределах юрта станицы Багаевской, занимал 6 277 дес ., а проживало в нем всего 29 крепостных крестьян. По свидетельству, относящемуся к 1823 г., «обширнейшие имения на Дону принадлежат детям, потомкам, либо родственникам бывших атаманов, непременных членов, асессоров и даже дьяков войсковой канцелярии, как лиц, неподвижно остававшихся на Дону, прочие же чиновники войска, главное число составляющие и непрестанно служившие вне войска, с полками, - или вовсе крестьян не имеют, или весьма уже мало». По подсчетам И.И. Игнатович, в среднем на каждого донского помещика приходилось от 30 до 40 душ, а около 2/3 всех крепостных принадлежало крупным и средним помещикам.

Огромные земельные пространства, заселенные крестьянами, вызывали зависть казаков. Крестьяне, приходившие на Дон, самостоятельно поселялись на «пустопорожних» войсковых, помещичьих или юртовых землях, занимая их под посевы, сенокосы, что неизбежно приводило к столкновениям с казаками. Недовольство простых казаков, не пользовавшихся правом владеть крепостными людьми, росло и обнаруживалось иногда в довольно резкой форме. Ссоры и драки между крестьянским и казачьим населением доходили иногда до кровавых столкновений. https://cyberleninka.ru/article/n/istoki-agrarnogo-pr..

К моменту отмены крепостного права в области войска донского проживали около 600 000 казаков и 286 156 крепостных. Крестьян лишили земельных наделов, выдав им по гектару на душу "даровой" земли, что составляло 0,25 от до реформенного надела. заставив ( принуждением) выкупать этот надел у помещика ( которые являлись казачьими офицерами) Причём помещики, используя вооружённое население станиц по большей части выселяли крестьян на неудобья - что то же предусматривалось «Дополнительными правилами о крестьянах и дворовых людях, вышедших из крепостной зависимости в Земле войска Донского». В целом крепостные лишились в разных частях донской области от 31% до 84% своих наделов. окончательно крепостное право на дону было ликвидировано ( как и везде по империи) в 1907 году указом Николая второго.

В 1858 году в Новочеркасске был образован Комитет по подготовке проекта Положения об устройстве быта донских помещичьих крестьян.

К 16 мая 1859 г. донские дворяне разработали свой проект, который стремился максимально сохранить преимущества крупных землевладельцев. В период временно обязанного состояния крестьяне не могли переходить с барщины*на оброк** в течение 6 лет, причем количество барщинных дней определялось размерами имения: для многоземельных – 94 дня в году, средних – 75 и малоземельных – 56 дней. Донские помещики также стремились сохранить за собой при выкупе земли как можно больше полевых угодий. Этой цели служили и предложения о «даровом» крестьянском наделе – получении крестьянином 1/4 регламентированного размера надела без выкупа (на Дону «даровой» надел составлял около 1 дес.).

Барщина* – принудительный даровой труд крепостных крестьян на помещичьей земле со своими личными орудиями труда.
Оброк** – платеж, выражавшийся в продуктовой или денежной форме, который крестьяне отдавали помещикам. Денежный оброк взимался реже, поскольку деньги крестьянам добыть было сложнее.

Эти предложения были значительно тяжелее для крестьян, чем нормы, определенные Редакционными комиссиями. «Дополнительные правила о крестьянах и дворовых людях, вышедших из крепостной зависимости в Земле войска Донского»

Для наделения крестьян землей и угодьями территория войска Донского делилась на четыре местности:

1. Часть Черкасского округа, окруженная Ростовским уездом (в то время входившим в Екатеринославскую губ.), и ближайшая к ней и Азовскому морю часть Миусского округа. Здесь, как и в Ростовском уезде, крестьянский надел на душу составлял 3 десятины.
2. Остальные части Миусского, Черкасского и Донецкого округов – около 3,5 дес.
3. Хоперский и Усть-Медведицкий округа – 4 дес.
4. 1-й и 2-й Донские округа – около 4,5 дес.

На период временно обязанного состояния за полный душевой надел крестьянский оброк составлял 8 руб., а барщина – 63 дня в год (36 мужских и 27 женских дней). Переход с барщины на оброк мог происходить по истечении двух лет, как и в остальной России. В течение 9 лет крестьянин не мог отказаться от надела и выйти из временно обязанного состояния. Донским дворянам (преимущественно мелкопоместным) предоставлялись льготы, в том числе возможность переселять крестьян на другие земли а также переводить своих крепостных в разряд государственных крестьян (за что владельцы получали компенсацию от казны) и др. Дворовые люди были обязаны продолжать работать на своих прежних хозяев в течение 2-х лет после объявления реформы.

После 19 февраля 1861 г. для проведения в жизнь крестьянской реформы на Дону было образовано Областное войска Донского по крестьянским делам присутствие.

Накануне реформы на Дону числилось 2904 помещика. Мелкопоместные дворяне грамот не составляли. В 1863 г. составление грамот фактически закончилось. Из 1 294 грамот крестьяне подписали только 586, да и то часть – вынужденно. Первоначально переход крестьян на выкуп на Дону происходил достаточно быстрыми темпами и только 7% крестьян воспользовались «даровым» наделом». С 1868 по 1878 г. количество временно обязанных сократилось более чем в 8 раз. С середины 70-х годов темпы перехода крестьян на выкуп резко замедлились, увеличилось число выкупов по одностороннему требованию помещика. На 1878 г. на Дону числилось 99 462 крестьянина-собственника (т.е. 69% крестьян), а оставалось у 391 помещика во временно обязанном состоянии 17 578 крестьян м.п. Остальные крестьяне были переведены на выкуп с 1 января 1883 г. по «Положению о выкупе наделов крестьян, еще остающихся в обязательном отношении к помещикам» (от 28 декабря 1881 г.).

По данным историка И. П. Хлыстова в результате реформы крестьяне Дона потеряли около 31% земель. В тех округах, где помещичье землевладение было наиболее развито, отрезки были довольно значительны, достигая 50% дореформенного надела и даже выше. У некоторых крестьян наделы сократились на 84%.

В Ставропольской губернии существовало всего 49 помещичьих имений с 30 тыс. русских крепостных (около 2% всего крестьянского населения губернии). Для подготовки реформы здесь также осенью 1858 г. был образован дворянский комитет, который предложил проводить наделение крестьян землей в течение длительного (12 лет) временно обязанного состояния, причем крестьянские наделы должны были составить лишь 4,5 десятин. Как и предложения донских помещиков, этот проект не нашел в Санкт-Петербурге поддержки.

Реформа в губернии проводилась на основании общероссийских «Положений» 19 февраля 1861 г., причем Ставрополье было отнесено к степной зоне. Размеры наделов здесь также сокращались и составляли 8 десятин. Как и в остальной России, крестьяне в период временно обязанного состояния платили помещику оброк или отбывали на барщине в течение года 70 дней (40 мужских и 30 женских).

Высокие суммы оброка и выкупных платежей привели к тому, что крестьянская реформа в Ставрополье проходила крайне медленными темпами. К 1881 г. 2/3 крестьян отказались от полевого надела и перешли в разряд казенных и только 31,6% – на выкуп. Из 63,5 тыс. дес., по данным В. П. Крикунова, у крестьян было отрезано 37,1 тыс. дес., или 58,4%. Таких отрезков не знала ни одна российская

Отмена крепостного права (Проведение крестьянской реформы) на Дону https://studfiles.net/preview/7310711/page:8/

P.S. Видно, что мой френд, известный своими качественными историческими исследованиями очень волновался когда постил эту цитату из исторического исследования, посвященного незавидной судьбе русского населения в казачьих областях. И не мудрено. Тем более, один мой прапрадед был из них и по рассказам его потомков, я знаю, что это была за сволочь и какими запредельно живодерскими принципами жизни он руководствовался.

Думаю, теперь не осталось вопросов о причинах резни , которой их подвергли красные в 1920 году на Дону и Кубани, а затем в 1945 в Австрии и Манчжурии. Также исчезают вопросы о том, почему в начале 90х казачки ездили воевать в Приднестровье и Боснию, но никто не рыпнулся помочь русским, которых в тоже самое время грабили и убивали чеченские бандиты. Да и вопросы по Кущевке также отпадают.

Возникает вопрос - а как же прославленная Первая Конная армия ? Нюанс в том, что формировалась она в основном не из казаков, а из русских и украинцев, живших в казачьих областях и животно ненавидевших своих угнетателей.

Не забываем - Будённый родился 13 апреля (25 апреля) 1883 на хуторе Козюрин (ныне Пролетарского района Ростовской области) Платовской станицы (ныне — Будённовская) в бедной крестьянской семье.
А Думенко - другой руководитель восставших от казачьего "беспредела"? родился в 1888 году в семье украинского крестьянина-бедняка, на хуторе Хомутец-Казачий Области войска Донского.

А теперь малые рассуждения. Допустим. я , крестьянский сын, родился после 1861 года. жить не на что. Вечное батрачество и выплата оброка за землю. Голод, смерть детей. почему голод? среднедушевой оброк 8 рублей. Если у меня четверо детей, жена то я должен платить 48 рублей!!! стоимость коровы 3,5 рубля !!!!!!!!! итого - целое стадо . ПО НЕ ВЫПЛАЧЕННЫМ ПЛАТЕЖАМ НАЧИСЛЯЛАСЬ ПЕНЯ. И я знаю - что землю у моего отца отняли казаки. Выкинули из дома, поселили как скотину в хлеву.

И вот гражданская. Что, по вашему, я не буду искать тех, кто издевался надо мной? кто повинен в смерти моих детей? Они, казаки , сами вырастили себе палачей.