Только по официальным данным за последний год в России покончили с собой более 700 подростков.

Реальные цифры гораздо страшнее. Причиной всему — социальные сети, где дети становились легкой добычей команды профессионалов. Эти люди сначала добавлялись в друзья, втирались в доверие, а потом доводили детей до совершения суицида. «НТВ-ВИДЕНИЕ»  представляет свой взгляд на то, из-за чего и как это происходит в новом фильме «Куда уходит детство?».

Подростковая субкультура всегда была особенной. И мода на уныние возникла не сегодня. Быстрая смена настроений, депрессивное состояние — такова специфика возраста. Всегда были люди, кто нащупывал «слабое звено» и провоцировал подростков. Но в век интернета все это принимает новый оборот.

Вместе с автором фильма Андреем Стеняхиным расследование ведут родители ребят, добровольно ушедших из жизни. Но это только на первый взгляд — добровольно. Наталья, дочь которой покончила с собой, задается вопросом, что же случилось с ее девочкой, выросшей в счастливой семье. В какой момент она, возможно, упустила что-то важное, когда еще можно было предостеречь ребенка от рокового поступка. У Елены 12-летняя дочь свела счеты с жизнью. После ее смерти мать под видом подростка создала страницу в соцсети. Ее тут же вовлекли в несколько, так называемых, «групп смерти», начали активно склонять к совершению самоубийства. Авторы фильма «Куда уходит детство?» разбираются, кто же «вербует» подростков в соцсетях и как вовремя распознать опасность.

О том, как шла работа над этой картиной рассказывает Андрей Стеняхин:

— Почему решили снимать фильм именно про подростков?

— У одной из моих коллег погиб 13-летний ребенок, стали разбираться и оказалось, что таких случаев тысячи в России. Все истории, как будто написаны по единому сценарию. Но наш фильм не только о подростковом суициде, но в большей степени — о родителях, которые пытаются справиться со своим горем. Единственное, что их держит, это желание дойти до истины. Они уверены, что дети ушли из жизни не сами, что их к этому подтолкнули. Сегодня цель этих родителей — спасти других детей, помочь тем, кто столкнулся с таким же горем.

— Обработка детей идет исключительно через сайты?

— Не всегда, но зачастую. В ряде случаев к смерти подталкивают друзья, такие же подростки, которые тоже сидят в этих группах. Якобы умирать по одиночке они боятся, поэтому убеждают своих друзей сделать это вместе. А потом сами отказываются от страшного шага, а вот своих приятелей доводят до последней черты.

— Какие социальные категории становятся наиболее уязвимыми?

— Чаще всего это благополучные семьи, а не какие-то маргинальные. Среди погибших много творческих ребят, мечтавших стать актерами, рисовавших, учившихся в музыкальных школах.

Они интересуются, ищут себя, задаются вечными вопросами жизни и смерти, смысла жизни. За эти ниточки их и подхватывают манипуляторы.

— А кто эти люди, если их вообще можно так назвать?

— В соцсетях их называют «кураторы». Но как правило, за непосредственными исполнителями кто-то стоит. Соответствующие страницы в соцсетях очень грамотно сделаны. В них вложены большие деньги, там дорогие ролики, работают профессиональные психологи. Например, подросткам дается задание: ровно в 4.20 утра вы должны проснуться. Все построено как игра, квест. Те, кто критически ко всему относится, задает лишние вопросы, из группы исключается. Из тысячи человек остаются десятки, с которыми и работают уже персонально.

— Существует ли возрастная статистика жертв?

— В основном это подростки 14-16 лет, но это могут быть ребята от 9 — до 19 лет. Психологи считают, что больше этому подвержены мальчики, но у нас большинство историй именно про девочек-подростков.

— Всегда ли дети оставляют предсмертные записки?

— Именно бумажные записки — не всегда. Но подростки зачастую дают понять так или иначе своим близким, что с ними что-то происходит. Рисунки на стене, смена внешнего облика. Они подают знаки, на которые родители, к сожалению, не обращают внимания из-за того, что плохо информированы.

— Трудно было уговорить родителей погибших подростков участвовать в фильме?

— Не все соглашались. Рана свежа, да и выносить сор из избы, что называется, страдать прилюдно у нас в обществе не принято. Но когда удалось встретиться, когда были изучены страницы погибших детей, стало понятно, что случаи однотипны. И родители стали объединяться по всей стране. Мама и папа двух девочек из Рязани даже создали общественную организацию, теперь они созваниваются с такими же родителями по всей стране, помогают им хоть как-то жить.

— Кто-то из подтолкнувших подростков к смерти наказан?

— Статья 110 Уголовного кодекса «Доведение до самоубийства» предусматривает систематическое унижение, оскорбление, которые и повлекли смерть человека. А в этих суицидальных пабликах как раз не унижают и не оскорбляют. Поэтому состава преступления, вроде как и нет. Кто-то грамотно все продумал. А проводниками часто назначают детей, не достигших возраста уголовной ответственности. В Госдуму уже внесен законопроект, предусматривающий поправки в Уголовный Кодекс. Создаются рабочие группы из сотрудников ФСБ, Прокуратуры, Следственного комитета, психиатров. И что не маловажно, в рабочие группы входят родители погибших детей. За это время им удалось спасти уже десятки подростков, буквально снимая их с крыш и врываясь в квартиры, где дети вскрывают вены.

Источник: http://www.tech24news.ru/kuda-uxodit-detstvo/

57
2110
18