Государство для людей или люди для государства?
На модерации
Отложенный
Государство — самостоятельная организация, обладающая суверенитетом, специальными механизмами управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определённой территории.
Государство оперирует определёнными методами сохранения и поддержания государственной целостности, суверенитета, правопорядка, традиций внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между гражданами государства, и вовлекает в свою деятельность всё население на собственной и других территориях, в соответствии с международными соглашениями государства. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется конституцией, законами и другими правовыми документами, которые являются частью устройства государства; а также традициями, сформировавшимися внутри государства, в исторической действительности.
В русской культуре часто происходит смешение понятия «государство» с политической властью, которая управляет общими делами организованного общества.
Как показало специальное социологическое исследование, россияне в массе своей отдают предпочтение последней модели, т.е. считают, что "люди для государства", а не иначе. Существенную роль в этом играет так называемая социальная (коллективная) память.
Социальная память закрепляет те модели образа государства, которые были успешны в прошлом. Для России характерен традиционный образ государства, который доминирует над западной моделью, согласно результатам всероссийского социологического исследования. Формальные попытки встроить западную модель в российскую законодательную базу не имеют должного эффекта. Причина этому – противодействие традиционной модели государства, которая хранится в социальной памяти и реконструируется в общественном сознании.
Многие современные ученые (историки, социологи, психологи) говорят о существовании надличностного механизма хранения социально значимой информации, который они называют коллективной памятью или социальной памятью. Коллективная память закрепляет в социальном опыте те модели, которые были успешны в прошлом. Она инициирует совокупность действий, предпринимаемых коллективом или социумом, по символической реконструкции прошлого в настоящем. Социальная память есть набор символов и представлений о том, какой должна быть социальная реальность и её элементы: семья, общество, государство и т.д.
Образ государства хранится в социальной памяти и воссоздается вновь и вновь с каждым следующим поколением. И чем больше реальная власть соответствует этому образу, тем выше степень доверия населения к ней. Поэтому действующая власть будет стремиться воспроизводить тот образ государства, который доминирует в социальной памяти. Обычно в социальной памяти доминирует традиционный для данного общества образ государства.
Предназначение государства, согласно российской традиционной модели, состоит в том, чтобы объединять людей на основе наличия сильной смыслополагающей составляющей, выходящей за рамки просто благополучной обыденной жизни. Восприятие государства только лишь как «регулирующего устройства» не характерно для российской традиции.
В том, что смысл объединения людей в государство должен выходить за рамки просто благополучной жизни, убеждены 63% россиян. Если государство – это лишь возможность в большей или меньшей степени «набить свой карман», тогда наилучшее государство – это то, которое позволяет это сделать беспрепятственно. Иными словами, большинство россиян ждут от своего государства чего-то большего, чем просто «обеспечения достойной жизни», как это обозначено в российской Конституции (статья 7). В то же время воспринимают государство только лишь как регулирующее устройство всего 30% жителей страны. Очевидно, это для них закреплен в Конституции РФ п.2 (ст. 13): «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной». Но для остальных граждан эта норма обессмысливает мотивы объединения людей в российское государство. «Достойную жизнь» может обеспечить и другое государство. Почему тогда нужно оставаться в России? Почему нужно ей служить? На эти вопросы нельзя найти ответа, если у государства нет своей идеологии (национальной идеи), под знаменем которой люди бы объединились.
- Отрывки из статьи Н.А.Романович, доктора социологических наук, профессор кафедры политологии и политического управления РАНХиГС при Президенте РФ (Воронежский филиал), генеральный директор Института Общественного мнения "Квалитас".
www.cogita.ru Государство для людей или люди для государства
Комментарии
А про яйцо и курицу история до сих пор умалчивает... и я промолчу.
А чем краснодарские фрукты не должны нравиться Гершанику?