Новейшая история: демократизация Гватемалы

На модерации Отложенный

Хакобо Арбенс Гусман, президент Гватемалы с 1951 по 1954 гг. Последний демократически избранный президент этой страны
Во многих странах Америку не любят. Сейчас, после «арабской весны», когда мощным ледоходом были снесены правительства североафриканских и ближневосточных государств, их число стало еще больше. К Ираку, Афганистану, Вьетнаму прибавились Тунис и Ливия, Сирия и Египет.
Гораздо раньше плетку хозяев мира почувствовали на себе латиноамериканские страны — «подбрюшье» США. Здесь антиамериканские настроения сильны как нигде. Есть что вспомнить Венесуэле и Кубе, Колумбии и Эквадору, Боливии и Никарагуа. Но, пожалуй, первой суверенной державой, прочувствовавшей на себе разрушительную силу организованной извне революции, которую сейчас назвали бы цветной, была Гватемала.
Как технически был свергнут Маумар Каддафи, мы узнаем не скоро. Свержение ЦРУ первого демократически избранного президента Гватемалы Хакобо Арбенса Гусмана известно в подробностях благодаря рассекреченным документам.


«Настало время, когда каждый из нас должен ответить на вопрос: почему я ненавижу Америку? Чтобы сдать зачет по патриотизму. В знак протеста мы снимем с себя джинсы, перестанем смотреть американское кино, откажемся от мультиков не любившего нашу советскую страну Диснея, отречемся от гамбургеров, джаза, макбуков, айпадов, интернета и прочей ерунды», — излагает Виктор Ерофеев квинтэссенцию мудрости современных либералов. Другими словами, мы должны любить США в знак благодарности за то, что носим джинсы и смотрим голливудское кино.
По этой странной логике США, в свою очередь, должны с поклоном и извинениями выпустить всех террористов арабского происхождения из Гуантанамо на том основании, что в письме американцы используют арабские цифры.
К сожалению, то хорошее, что действительно дала миру Америка, перечеркивается плохим. И дело не в ненависти. Речь идет о недоверии, а иногда страхе перед ее безудержной, первобытной тягой к материальным ценностям — например, нефти. Или, как в случае с Гватемалой, бананам.

Главная ошибка Арбенса
Хакобо Арбенс Гусман пришел к власти в 1951 году, набрав вдвое больше голосов, чем его соперник. Судя по всему, американцы не контролировали эти выборы, ибо в противном случае этот наивный патриот Гватемалы пост президента просто бы не занял. Беда в том, что он начал реализовывать свои обещания, которые казались популистскими предвыборными лозунгами.
Пожалуй, его бы не тронули, если бы он занимался исключительно внутренними делами. Например, создал бы, как обещал, национальные профсоюзы рабочих и крестьян и на этом успокоился. Ему бы даже простили отказ посылать солдат на корейскую войну. Но Арбенс покусился на главное — на деньги американских олигархов.
Он национализировал банановые плантации, принадлежащие United Fruit Company.
Нет, он их не отнял (хотя имел моральное право, поскольку эта транснациональная корпорация получила банановые плантации в Гватемале бесплатно в 1901 году и отродясь не платила никаких налогов), а предложил выкупить. Причем, по весьма неплохой цене: по 2,86 $ за акр (сама United Fruit оценивала свои земли вдвое дешевле). 20 апреля 1954 года госдепартамент США официально потребовал от правительства Гватемалы компенсации для United Fruit в размере 15,855 млн. $ «в связи с экспроприацией земель компании» (вместо предложенных ей 594 тыс. $). 24 мая 1954 года Гватемала отклонила эти требования.
И тогда США приняли решение заменить Хакобо Арбенса на проамериканского президента.

Операция PBSUCCESS
Одним из важнейших элементов секретной операции ЦРУ с кодовым названием PBSUCCESS была уже хорошо известная нам информационная (психологическая) война. Только сегодня она ведется на «полях» интернета — в социальных сетях, а в 1954 году «ковровые бомбардировки» проводились со страниц газет и журналов. Это в наше время публика стала во всем сомневаться, а в середине прошлого века американцы легко поверили, что в Гватемале действительно совершен коммунистический переворот, а Хакобо Арбенс Гусман — ставленник Кремля. Непосредственно перед военным вторжением была осуществлена еще одна тайная операция — WASHTUB: на атлантическом побережье Никарагуа местным рыбаком был «найден» тайник с советским оружием чехословацкого производства.

«Факты» связи с Москвой президента Гватемалы были предъявлены миру лично Анастасио Сомосой. На пресс-конференции он также заявил, что в водах его страны была сфотографирована советская подводная лодка, однако снимков не показал.
Теперь известно, что тайник по договоренности с никарагуанским диктатором был организован американскими спецслужбами.
Как именно шло вторжение и сколько времени заняло, в Википедии описано очень подробно, по дням. Здесь же перечислены все представители американского истеблишмента, кто так или наче был связан с United Fruit Company. Самая заметная фигура — госсекретарь Даллес. Один из руководителей операции, агент ЦРУ Хант считал, что лоббирование интересов этой корпорации было основным фактором при принятии решения о вторжении в суверенную страну.
Хакобо Арбенс Гусман, не дожидаясь развязки, бежал в Мексику, где и умер при загадочных обстоятельствах в 1971 году (был найден мертвым в ванной комнате).
В 1997 ЦРУ рассекретило часть документов, посвященных проведению операции в Гватемале (1400 страниц текста и 300 записей с пропагандистскими передачами). Задним числом было признано, что Хакобо Арбенс не был ни ставленником Москвы, ни тайным коммунистом. В 1995 его прах был перевезен на родину, первый и последний демократический президент страны был с почестями похоронен на Центральном кладбище гватемальской столицы.

На обложку журнала Time президент Гватемалы Хакобо Арбенс Гусман попал 28 июня 1954 — на следующий день после того, как подал в отставку. К тому моменту организованную ЦРУ операцию PBSUCCESS по смене правительства можно было считать завершенной.
Госсекретарь Даллес, обращаясь к американцам по радио и телевидению, заявил, что борьба в Гватемале «разоблачила зловещие замыслы Кремля, пытавшегося проникнуть в Америку», и добавил: «Руководимые полковником Армасом патриоты Гватемалы восстали и свергли коммунистическое правительство. Таким образом, гватемальцы сами наводят в своей стране порядок».
От начала и до конца эти слова были ложью: Москва не имела к гватемальским событиям никакого отношения.

Итоги переворота
После прихода к власти ставленника Вашингтона Кастильо Армаса была отменена конституция, компании United Fruit Company были возвращены национализированные земли, восстановлены прежние контракты и предоставлены дополнительные концессии, были восстановлены действовавшие до 1944 привилегии для американских компаний, принят закон о нефти, передававший исключительные права на разработку нефтяных месторождений американским нефтяным компаниям. Кроме того, новая власть отстранила неграмотных от участия в выборах: около 70% населения страны, почти все индейцы, были лишены избирательных прав. По стране прокатилась волна политических репрессий, сотни людей были расстреляны по подозрению в сочувствии коммунистам.
Спустя несколько лет началась гражданская война продолжавшаяся, с перерывами, до 1996 года. В 1970-х к борьбе с режимом присоединилось большое число активистов из числа майя, и вскоре деревни индейцев стали объектом карательных военных операций. По разным оценкам, в период борьбы с партизанами погибло и пропало без вести около 200 тысяч человек.
К сожалению, все еще остаются люди, которые свято верят в то, что США искренне желают всем (и России в том числе) добра, когда мудро рассуждают о правах человека. Но проблемы аборигенов американские корпорации никогда не интересовали. Война может начаться под любым предлогом — борьба с коммунизмом, защита прав человека, демократизация, поиск оружия массового поражения. Главная цель всегда — бананы. Или нефть.

United Fruit Company, которая теперь называется Chiquita Brands International, чувствует себя прекрасно.
Организованная ею демократизация Гватемалы привела к тому, что сегодня за чертой бедности здесь живет 75% населения.


Если вы любите бананы, то наверняка вам знакома фирма Chiquita Brands International — основной их поставщик по всему миру. Это и есть бывшая United Fruit Company.