Клонирование человека. Взгляд на клонирование с православной точки зрения.

На модерации Отложенный

 

Мы стали свидетелями рождения совершенно нового мира, мира, в котором виды клонирования человека являются не кошмаром из научно-фантастического романа, но кошмаром реальных научных достижений. Впервые мир узнал о том, что репродуктивное клонирование реально существует, в 1997 году, когда родилась Долли, овца, клонированная при помощи гена взрослой овцы учеными из Рослинского института, находящегося в Шотландии, близ Эдинбурга. С тех пор, несмотря на законопроект, изданный палатой представителей США, дело продолжает продвигаться. 25 ноября 2001 г. фирма из штата Массачуссетс, занимающаяся биотехнологиями, объявила о первом удачном клонировании человеческого эмбриона, который позже был умерщвлен для использования стволовых клеток из ядра человеческой бластоцисты. Совсем недавно фирма Клонэйд, основанная странной религиозной сектой под названием «раеляне», сделала сомнительное заявление о том, что ею было проведено первое настоящее репродуктивное клонирование человека, результатом чего стало рождение ребенка, богохульно названного Евой. В то время, как заявления Клонэйд вполне могут оказаться ложными, ученые, биотехнологические корпорации и либеральные политики выступают в поддержку т.н. терапевтического клонирования. Похоже что никакие законы не остановят попыток клонировать человека. Открытие этого ящика Пандоры из области новой медицины ознаменует собой начало новой, пост-человеческой эры.

 

Мы являемся свидетелями того, как современная наука пытается воплотить в жизнь свой самый уродливый проект: идею Бэкона о завоевании природы с целью построения на земле высокотехнологической утопии. Но, поступая таким образом, современная наука уходит из-под контроля человека, необратимо изменяет природу и пытается быть создателем жизни, забывая о том, что у жизни может быть только один Создатель – Бог. Результатом такого богохульства может быть лишь установление наиболее известной человечеству тирании. Люди, которые будут населять и распространять эту тиранию, будут созданы не Богом по Его образу и подобию, но падшим человеком, по его же образу и подобию. Основная часть его жизни будет искусственной и переработанной.

Весьма красноречивое событие произошло в палате представителей в ходе дебатов о клонировании, когда конгрессмен от штата Огайо, Тед Стриклэнд, предупредил своих коллег: «Мы не должны позволять богословию, философии или политике влиять на решения, которые мы примем по данному вопросу». Однако, если клонированию будет дано развиваться и далее, то его логическим завершением будет евгеника. Здесь наука вышла за рамки своих традиционных целей, которыми были желание изучить явления природы и умение лечить болезни человека, и теперь наука стремится к тому, чтобы коренным образом изменять человеческие тела и сознание, и, таким образом, человеческую природу. Именно здесь, вопреки заявлению конгрессмена Стриклэнда, мы должны ухватиться за богословские истины о святости и уникальности жизни, о Боге как единственном создателе жизни, и о зачатии как начале бытия каждого отдельного человека.


Что такое клонирование?

Клонирование является технологией создания генетической копии организма. В случае клонирования человека, ядро взрослой клетки помещается в оплодотворенную яйцеклетку для того, чтобы донорская ДНК вытеснила ядро уже имеющееся в клетке, после чего при помощи электроники в клетке стимулируют начало процессов, вызывающих деление клетки. Результатом является появление человеческого эмбриона, генетически идентичного донору. В случае т.н. репродуктивного клонирования яйцеклетка с помещенным в нее ядром, о чем говорилось выше, насаждается в женскую матку и там растет. Если процесс протекает успешно, то его завершением является рождение младенца. В случае благочестиво звучащего терапевтического клонирования, эмбрион вообще не помещается в матку. В течение нескольких дней он развивается без постороннего вмешательства, а затем из него удаляются стволовые клетки, обладающие уникальным свойством: со временем они могут превратиться практически в любую клетку человеческого организма, и таким образом они обладают потенциалом лечения болезней перед тем, как эмбрион будет уничтожен или, точнее выражаясь, убит. В настоящее время против репродуктивного клонирования выступает подавляющее большинство ответственных ученых – Клонэйд не входит в их число, – но терапевтическое клонирование пользуется широкой поддержкой, что объясняется утверждением, будто бы оно является средством лечения болезней и источником жизненно важных органов для ряда неизлечимых заболеваний.

Но обе технологии являются зловещими – обе пытаются произвести жизнь искусственным образом. О. Димитрий Демопулос, обладатель докторской степени в области генетики, пишет: «Как православный христианин я выступаю против любых попыток клонирования человека, поскольку зачатие человека должно происходить в акте любви между двумя людьми, а не через манипуляции клетками при помощи действий, которые по своему существу являются самолюбием. Наши действия должны способствовать нашему совместному приближению во Христе, а не разделять нас на различные новые группы». Такие манипуляции клетками открывают двери для «генетического оздоровления», повышения контроля над чертами человека, считаемыми желательными, и удаления тех, которые таковыми не считаются. Иными словами, мы получаем евгенику.

Подобные генетические манипуляции являются по существу своему актом жестокости, поскольку они подвергают эмбрион причудам ученых и, даже если все заканчивается рождением младенца, непредвиденным болезням и опасностям. Профессор Леон Касс из чикагского университета сказал во время своего выступления в Конгрессе: «Клонирование представляет собой неэтические эксперименты на нерожденных младенцах и подвергает их огромному риску рождения с телесными дефектами и проблемами. Оно угрожает индивидуальности... Оно перемешивает личности... Оно представляет собой гигантский шаг вперед к тому, чтобы превратить создание потомства в коммерческое производство... И оно является радикальной формой деспотизма родителей и жестокого обращения с детьми». Так называемое терапевтическое клонирование является бесчеловечным в такой же, если не в большей, степени. Под предлогом сомнительных медицинских возможностей для чудесных исцелений, оно создает жизнь, чтобы впоследствии ее уничтожать. Как сказал Чарльз Краутхаммер, оно представляет собой «наиболее отвратительное и опасное предприятие в истории современной науки: создание клонированной человеческой жизни единственно с целью ее использования и уничтожения».

Начало уникальной человеческой жизни

Майкл Уэст, президент фирмы Advanced Cell Technology, которая провела первое успешное клонирование человеческого эмбриона, утверждает: «С научной точки зрения создаваемые нами существа не являются личностями.

Они представляют собой образцы клеточной, но никак не человеческой жизни». Однако данное утверждение противоречит не только традиционному учению Православной Церкви, но также биологии и другим наукам. Потому-что где можно искать, с биологической точки зрения, начало уникальной человеческой жизни? Если не зачатие, т.е. оплодотворение, то что еще может являться ее началом? Поиски начала жизни являются произвольными и зависят от личных пристрастий ученых. Мы должны настаивать, что все виды жизни клеток человеческого организма, на какой бы стадии своего развития они ни находились, пусть даже на самой ранней, являются жизнью человека. Как таковая, человеческая жизнь в любом ее виде является особенной и уникальной, содержащей в себе всю полноту физической и духовной человеческой природы, и образ и подобие Божие.

Библейская, святоотеческая, каноническая и литургическая традиции Церкви – все они говорят о том, что человеческая жизнь начинается в момент зачатия. Святой Григорий Нисский в трактате «О душе и воскресении» пишет: «Душа и тело человека начинают свое существование в один и тот же момент». Каноны запрещают аборты на любой стадии беременности, «вне зависимости о того, сформировался плод или нет», по словам святителя Василия Великого. Подобно этому, литургическая традиция Церкви считает зачатие моментом начала существования человека, празднуя зачатие Богочеловека Христа (на праздник Благовещения, 25 марта), Богоматери (9 декабря) и святого Иоанна Крестителя (23 сентября). Эти примеры доказывают, что Церквоь всегда считала момент зачатия моментом начала индивидуальной жизни человека, и подчеркивают, что жизнь эмбриона является полностью человеческой и уникальной.

Таким образом, и с богословской, и с научной точек зрения, жизнь начинается в момент оплодотворения яйцеклетки. Эта жизнь постепенно развивается через всю нашу земную жизнь, начиная со своей первоначальной стадии, сразу же после зачатия, и продолжает свое развитие в жизни вечной будущего века. Как православный священник и специалист по биоэтике, о. Иоанн Брэк пишет: «Эмбрион может находиться в процессе становления. Но то же самое справедливо в отношении новорожденного младенца и 80-летнего старика. Мы все находимся в процессе становления, в процессе роста в смысле физической зрелости и в смысле достижения состояния совершенства и общения с Богом, известного как ‘theosis’ или обожение. Этот процесс начинается со слияния спермы и яйцеклетки для создания генетически уникального и личностно неповторимого человеческого существа. Если процесс заканчивается, то лишь в будущей жизни». О. Иоанн продолжает: «Эмбрион, созданный в лаборатории, остается генетически уникальным, личность, заложенная в нем, отличается от всех других человеческих существ, и поэтому данный эмбрион несет образ Божий в себе и остается любим Богом». Использование такой жизни для получения стволовых клеток и последующее ее уничтожение ничем не отличаются от убийства человека, лишают эмбрион возможности развить подобие Божие и вернуть божественную любовь. Как лаконично сказал о. Иоанн Джакобси: «Бог создал Адама не для того, чтобы использовать его, но для того, чтобы узнать его».

 

Клонирование человека и последствия этого

Выше мы упомянули о многих нравственных последствиях клонирования человека: угрозе уникальности каждой человеческой жизни, риске для человеческой жизни, нарушении человеческого достоинства. Репродуктивное клонирование открывает двери для евгеники и для создания планов того, каким должен родиться ребенок, превращая детей в предмет промышленного производства. Практические последствия вышеизложенного приведут к неслыханному абсурду, будет спутана и поставлена с ног на голову вся структура семьи. По существу, мужские клетки не участвуют в репродуктивном клонировании, в нем участвует лишь женская яйцеклетка, – а это путь к тому времени, когда женщины смогут размножаться без мужчин, а у детей не будет отцов. Завершающий акт любви, в котором происходит зачатие ребенка, окажется ненужным и превратит вынашивание ребенка в абсолютно бесполый процесс.

Но наиболее ужасающей является смелость науки о клонировании. Клонирование выходит за границы науки и начинает заниматься тем, что является прерогативой Бога. Клонирование является актом богохульства. Жизнь – это свободный дар Бога, приглашение вернуть Божию любовь. Как пишет св. Ириней Лионский: «Живущий человек является свидетельством славы Божией, а жизнь человека – это видение Бога». Жизнь является таинственным даром, который может быть дан только Богом. Опасные сумасшедшие из Клонэйд и секты раелян могут находиться далеко от основной линии современной науки, но их вера в то, что клонирование является «способом достижения вечной жизни» звучит правдиво, т.к. большинство ученых считают это именно так, глядя на направления их научных исследований.

Мы, как православные христиане, должны противостоять клонированию человека в какой бы то ни было форме. Мы должны нести это свидетельство с собой в мир, поддерживать законопроекты, предлагающие полный запрет всех форм клонирования, воздерживаться от любой медицинской технологии, употребляющей человеческие эмбрионы в качестве продукта. Дж. Боттум пишет: «Биотехническая революция со своим стремлением к клонированию направляет свои усилия против человеческого мира телесного рождения и смерти, уникальных людей, живущих и умирающих в своих собственных семьях. Вместо этого она предлагает создать мир с бесконечным количеством зеркал, в которых единственным отражением будут они сами – стерильное царство родителей без детей и детей без родителей. Мир станет чужим, негостеприимным и нечеловеческим». Борясь с клонированием, мы защитим Богом данный дар жизни от посягательства со стороны современной науки.

                                                                                         Инок Сергий (Недельский)