Фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский и его Россия.

На модерации Отложенный

Прокудин-Горский родился во Владимире в 1863 году и по образованию был химиком. Всю свою деятельность он посвятил развитию фотографии. Он учился у известных ученых в Санкт–Петербурге, Берлине и Париже. В результате своих оригинальных исследований Прокудин–Горский получил патенты на производство цветных диапозитивов и проектирование цветных фильмов. В начале 1900–х годов Прокудин–Горский разработал смелый план провести фотообзор Российской Империи, который получил поддержку царя Николая II. В 1909 г. через посредство Великого Князя Михаила Александровича, который был Почетным председателем Петербургского фотографического общества, он получает аудиенцию у царя Николая II. Царь приглашает Прокудина–Горского выступить с показом диапозитивов перед Императорским двором в Царском Селе. При показе Сергей Михайлович должен был комментировать снимки, и делал это просто драматически. К концу демонстрации в зале послышался восхищенный шепот. По окончании царь пожал ему руку, императрица и царские дети поздравили с успехом.

 

Затем царь поручает ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю. "Хотя этот проект казался очень смелым, конечной целью Прокудина–Горского было ознакомление школьников России с огромной и разнообразной историей, культурой и модернизацией Империи при помощи его «оптических цветных проекций» (скорее всего, также и для ознакомления со всем этим наследника престола).
Для этого фотографу были выданы два специальных разрешения, В первом говорилось, что Его Императорское Величество высочайше дозволяет ему пребывать в любых местах, независимо от секретности, и фотографировать даже стратегически важные объекты.

Вторым был указ министра, где объявлялось, что Император считает миссию, возложенную на Прокудина- Горского, настолько важной, что все официальные лица должны ему содействовать «в любом месте и в любое время». Для путешествия фотографу выделили в полное распоряжение помощника по оргвопросам и пульмановский вагон, который специально приспособили: там развернули прекрасно оснащенную лабораторию, включая темную комнату, чтобы проявление фотопластинок можно было осуществлять даже в пути. В вагоне поместился сам фотограф и его ассистенты, в том числе его 22-летний сын Дмитрий. Имелась горячая и холодная вода, ледник... Для работы на Мариинской системе каналов предоставили специальное судно и небольшой шлюп с мотором.

Впериод между 1909 и 1912 годами, а затем в 1915 году, Прокудин-Горский провел обзор и сьёмку одиннадцати регионов Российской Империи. Император настойчиво требовал, чтобы Прокудина-Горского обеспечивали всем необходимым, и даже выразил желание следовать с ним в одну из будущих поездок. Кроме фотографирования, Прокудин-Госрский прочитал много лекций, иллюстрируя свою работу.

Первый официальный просмотр царем фотографий водного пути Мариинского канала и промышленного Урала произошёл в марте 1910 года, а последняя выставка фотографий Проскурина была открыта в марте 1918 года в Николаевском зале Зимнего дворца.

Еще в 1900 году Проскурин получил Гран-при на международной выставке в Париже. В 1913 году он осуществил показ своих слайдов в крупнейшем парижском кинотеатре. Успех был настолько огромным, что крупные зарубежные компании засыпали его предложениями о работе. Но Россию он оставить не мог: слишком многое было с ней связано.


Прокудин–Горский уехал из России в 1918 году, сначала в Норвегию и Англию, а потом окончательно во Францию. К тому времени царь и его семья были растреляны, а империя, которую Прокудин–Горский так тщательно запечатлел, была уничтожена. Его уникальные изображения России накануне революции – сделанные на стеклянных негативах – были куплены у его наследников через четыре года после смерти автора Библиотекой Конгресса в 1948 году. Для данной выставки стеклянные пластинки были отсканированы, и в результате применения нового процесса цифровой хроматографии были получены яркие цветные изображения.
Данная выставка предлагает образец исторических изображений Прокудина–Горского, полученных за счет применения нового процесса, и рассказывает о цифровой технологии, которая позволяет создавать такие высококачественные цветные фотографии, подчеркивая тот факт, что многие из этих замечательных изображений впервые показаны широкой публике.
Название данной выставки «Чудеса фотографии» произошло от названия последней выставки Прокудина–Горского в России в марте 1918 года. На этой выставке, открытой в Николаевском зале Зимнего дворца, были представлены фотографии Прокудина–Горского, сделанные им во время путешествий по Российской Империи.


Крестьянки в красных платьях.


г.Тобольск


Строгательная машина Императорской гранильной фабрики. Екатеринбург


Пленные австрийцы у барака.


Старица. Общий вид с Волгой.


Три поколения. Андрей Петров Калганов (прим. фотографа: бывший мастер завода.
На службе был 55 лет. Имел счастье подносить хлеб-соль Его Императорскому Величеству,
его сын и его внучка. Двое последних работают в мастерских Златоустовского завода.


Соловецкий монастырь.


Иконостас в церкви Смоленска.


Фотограф Прокудин-Горский.По р. Каролицхали.


Часовня и крест времени Петра I в деревне Сумское.


Пинхус Карлинский, 84 года, 66 лет на службе. Надсмотрщик Черниговского водоспуска.


Гонки на канале Петра I, г. Шлиссельбург. Мариинский водный путь.


Сяcьские рядки. Рыбачье поселение.Мариинский водный путь.


Остречины. Этюд.


Сигнальная мачта при входе в порог Сиговец.


Вид на Подпорожье.


Камнечерпательная машина многочерпакового типа. Свирская первая.


Струеотводная дамба у Яблонского острова.


Река Остречина.


Строительство плотины (Белоомут) Бетонировка флютбета плотины.


Рязань. Вид с колокольни Успенского собора


Храм во имя Успения Божьей Матери в Девятинах (200 лет).


Семья крестьян.


Шах-Зинде минорет в Самарканде.


Вид на Тобольск от Успенского собора


На дрезине у Петрозаводска по Мурманской ж. д.


Общий вид на Пермь с городских горок.


Вид на Пермь с железнодорожного моста через Каму


Ивовое корьё в стогу,готовое к отправке.


А на этом фото сама съёмочная группа Прокудина,
делавшая все эти снимки.
Ночевка у камня на берегу Чусовой.


Хижина поселенца Артемия по прозвищу Кота, живущего на этом месте более 40 лет


Вид на Касли.


Общий вид гор. Белозерска с крепостного вала.



Подъемный мост на реке Вытегре.


Плотина Св. Ксении.


Деревня Волхова и подъемный мост.


Плотина Св. Павла в Девятинах


Часовня для водоосвящения в селе Девятины.


Село Девятины и плотина Св.

Бориса.


Ковжская плотина.


Вид на Златоустовский завод.


Риза подаренная Иваном Грозным Горицкому монастырю


Девушка-крестьянка с земляникой.



Старый Петровский шлюз около деревни Петровское


Старинные сани-пошевни 18 века


Полоцк


Вид на Каменский чугунно-плавильный завод


На сенокосе около привала. Российская империя.



Крестьянская изба в деревне Мартьяновой


Лесопилка на реке Оке


Распилка брёвен


Работы по постройке плотины


Мельница и плотина на реке Полоте.


Крестьяне на покосе


На жнитве.


На жнитве.


Насосы для откачивания воды


Кордон (сторожка) в лесу


Монахи за посадкой картофеля


Памятник Императору Александру II в память окончания Мариинской системы.


Село Ковжа. Береговые укрепления.


Часовня Петра I около деревни Петровское.


Било и доски с надписями о посещениях. Часовня в дер. Петровское.


Тип старых шлюзовых ворот. Белозерский канал


Плотина Императрицы Марии Федоровны.


Вытаскивание спицы из плотины (система Поарэ).


Церковь во имя Св. Петра и Павла.Белозёрск.


Икона в церкви Ильи Пророка.Белозёрск 1909.


Группа детей.


Городецкий и Никитский погосты.


Общий вид Горицкого монастыря.Деревянная баржа.


Город Кириллов с горы.


Общий вид гор. Кириллова с колокольни Казанского собора.


Плотина и шлюз Императора Николая II.Мариинский водный путь 1909.


Скит Иоанна Богослова «Крестик».


Стоги сена.


Пильщики на Свири.


Крым. Ласточкино гнездо.>


Петрозаводск. Общий вид с жел. дороги (Олонецкой губ.
Мурманская железная дорога.


Крестьянка мнет лен; Пермской губ.


Грузин - торговец помидорами.


Полоцк. Вид с северо-востока.


Место истока Западной Двины около дер. Карякино в 3-х верстах от оз. Пено Тверской губ. Осташковского уезда.


Исток Волги у деревни Волговерховье.


Озеро Пено у места впадения Волги


Выход Волги из озера Пено у дер. Изведово.


Пожарная лесная вышка Удельного Ведомства около мес. Богатырь.


Старинная часовня на улице г. Осташкова.


Монастырь Пр. Нила Столбенского.дер. Пески. Селигер.


За пряжей. В деревне Изведово.Район Волги.





Верхневолжский бейшлот.


Старый Московский тракт, г. Ржев.


Плотина и мельница на Князь-Федоровской стороне.Ржев.


г. Ржев. Князь-Федоровская сторона с церковью Покрова Пресвятой Богородицы.


Ржев. Князь-Дмитриевская сторона. Церковь Преображения (самая древняя,
существовала еще при нашествии татар).


Землекопальная драга.


Плащаница, вышитая Анастасией Романовной Юрьевой Захарьевой (первой супругой Иоанна Грозного 1547)
в 1543 г., и палица Патриарха Иова.


Остановка плотов на ночь у г. Старицы.


г. Торжок. Вид с западной стороны. Река Тверца.


Крепостной вал около Борисоглебского монастыря.Торжок.


Поле с вывезенным навозом.Близ Твери.


Две резные из дерева картинки Корчевского уезда.Тверь.


Складень.г.Орша


г.Плес. Вид на городище с главным собором.


Посох Царя Михаила Феодоровича. В ризнице Ипатьевского монастыря.Кострома.







Снимки из Евангелия 1603-го года. В ризнице Ипатьевского монастыря.Кострома.


Общий вид церкви Иоанна Златоуста в Коровниках (с мельницы) с юго-запада.Ярославль.


Запрестольный крест в церкви Иоанна Златоуста. Времен первых Романовых.



Общий вид Кремля с колокольни Всесвятской церкви с Сев.-Зап.Ростов Великий.


Внутри церкви Спаса на сенях.Кремль.Ростов Великий.


Портрет Пугачева, писанный с натуры масляными красками. Муз. описи N 4588. В Ростовском музее.


Изразцовая печь в Княжьем тереме.Ростов Великий.