Заслон на пути «оптимизации»

На модерации Отложенный

В России в течение последних лет проводится «оптимизация» здравоохранения. Суть этих преобразований – сокращение количества государственных медицинских организаций и численности занятых в них медицинских работников, постепенная коммерциализация все большего числа медицинских услуг. Еще в декабре 2019 года мэр Москвы Сергей Собянин, выступая с отчетом перед депутатами Мосгордумы, заявил: «Ну давайте ничего не будем сокращать, ну нам тогда надо все население Москвы уложить на эти койки ровным слоем». А потом случилась пандемия, в которой наше оптимизированное здравоохранение практически захлебнулось.

20 декабря Государственная дума рассматривала мой законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Если коротко, законопроект предлагает введение государственного планирования в сфере охраны здоровья, а также введение дополнительных заслонов на пути «оптимизации». Оптимизировать уже некуда. За все 20 лет правления господина Путина расходы на здравоохранение не превышали 5,5% ВВП. А, к примеру, США с их огромным частным сектором в области здравоохранения тратит 17% ВВП, Европа в среднем 11%, также и на солнечной Кубе 11%. Даже в Афганистане, где всегда идет война, тратят 12% ВВП на здравоохранение. Население России ежегодно убывает на сотни тысяч человек. Такими темпами мы вымирали разве что в лихие 90-е.

По данным Росстата, в 1990–2016 гг. количество больничных организаций в России сократилось с 12,8 тыс. до 5,4 тыс., то есть более чем в 2 раза. Наиболее активное сокращение числа больниц происходило в 2000–2014 годах. По состоянию на 2000 год по данным Росстата больничных организаций в России было 10,7 тыс.

Также сократилось и число врачебных амбулаторно-поликлинических организаций – с 21,5 тыс. в 1990 году до 19,1 тыс. в 2016 году. При этом основное сокращение опять же произошло, начиная с 2000 года (на этот год поликлиник было 21,3 тыс.).

По количеству коек в больничных организациях на 10 тыс. населения Россия находится сейчас ниже уровня РСФСР 1960-х годов (на 1960 г. их было 89,1, на 1970 – 112,5; в 2016 г. этот показатель равнялся 81,6). Наивысший показатель – 137,4 (1990), сокращение к 2016 г. – более чем на треть.

Ни одна больница, ни один фельдшерский пункт, ни одна поликлиника не должны больше закрыться в России. Любые изменения в части здравоохранения должны быть согласованы с народом и одобрены народом. И это в законопроекте прописано. Если мы срочно не начнем исправлять ситуацию, то нас ждут не майданы, нас ждет настоящее разрушение государства. Нынешний неолиберальный курс на «прихватизацию» всего вокруг ведет к деградации Российского государства. Обо всем этом я сказал с трибуны, докладывая о законе.

Что мне ответили единороссы? Что они в докладе видят лишь набор лозунгов и не понимают сути закона. Такие «непонятки» – позиция удобная. А еще мне объяснили, что государственное планирование – это, оказывается, основа развития России. Ну да! Одна «Стратегия 2020» чего стоит! Согласно ей, к 2020 году страна должна была войти в пятерку стран-лидеров по объему ВВП, а средняя зарплата в стране должна была вырасти до 2,7 тысячи долларов. И по ВВП мы не в пятерке, и зарплата средняя у нас всего 670 долларов (да и то это официально усредненные данные, в реальности ниже как минимум на треть). Очевидно, выполнять свои планы государство нужным не считает. И здравоохранение здесь ничем не отличается от других отраслей.

Принятие данного закона необходимо стране как воздух, он гарантирует необходимую медицинскую помощь для всех граждан России, решит наконец-то вопрос с бесплатными лекарствами для нуждающихся. Мы сможем оснастить наши медицинские учреждения передовой техникой. Сегодня многим гражданам нашей страны недоступны медицинские исследования, так как техники для таких исследований просто нет. В Москве-то по пальцам можно пересчитать больницы с современной аппаратурой, про регионы я вообще молчу.

Также этот законопроект помог бы решить вопросы с заработными платами медицинскому персоналу, ведь сегодня более-менее нормальные зарплаты получают только врачи, да и они недотягивают до мировых стандартов. А вот средний и младший медицинский персонал был загнан «оптимизацией» в угол. Сегодня медсестер переводят в категорию уборщиков, а водителей скорой помощи вообще выставляют самозанятыми, чтобы не платить социальные взносы. А потом власть будет нам рассказывать о том, как пенсионный фонд не справляется с нагрузкой.

Конечно, единороссы понимают, что я прав. Но открыто поддержать закон не могут – партия не велит. И они в который уже раз просто не голосуют. В Думе, увы, есть такая возможность. Можно нажать кнопочки «за», «против» или «воздержаться», а можно не нажать ни на одну из трех и просто не проголосовать. Зато потом можно сказать, что не голосовал против. Так было и в этот раз. Депутаты от «Единой России» не нашли в себе силы нажать на кнопки, и закон принят не был. Пока у этих «народных избранников» не будет сил нажимать на кнопки, у нас в стране не будет нормального здравоохранения и всего остального.

Валерий РАШКИН 

Депутат Государственной Думы 

 

Добровольно-принудительная вакцинация Д-П-В набирает обороты

Буквально на днях уважаемый человек, профессор вирусологии, автор книги «Вирусолог: цена ошибки» Александр Чепурнов вытер ноги о конституционные права россиян, заявив, что в стране следует проводить принудительную вакцинацию граждан от COVID-19. По его словам, борьбу с эпидемией важно осуществлять «самыми серьезными методами». 

– Если есть железная уверенность в том, что применяемые вакцины эффективны, за исключением медицинских противопоказаний, вакцинировать нужно всех поголовно. В принудительном порядке, – подчеркнул Чепурнов.

Пока же добровольно-принудительной вакцинации активно пытаются подвергнуть тех, кого раньше привыкли сгонять на добровольно-принудительные митинги, голосования.

Работники бюджетной сферы из разных регионов жалуются на давление и угрозы увольнением при нежелании вакцинироваться. 

В Свердловской области отстранением в случае несделанных прививок пригрозили педагогам. 

– Ставят прививки всем: и тем, кто болел, у кого антитела, и тем, у кого их нет. Я хоть и люблю авантюры, но жизнь мне дороже, – написала в своем инстаграм-аккаунте Ольга Исаева, учитель начальных классов из Серова. 

«Нам объявили, что те, кто не поставит прививку от коронавируса, будут отстранены от работы до 2022 года. Это фактически увольнение. У нас в начальной школе 14 учителей, 10 из них отказываются ставить прививку. Мы боимся негативных последствий для здоровья, так как прививка новая, слабо изучена. Морально я уже готова уволиться. У меня большой стаж работы, в этом году будет 30 лет, так что готова переквалифицироваться в репетиторы», – пост с таким содержанием педагог выложила на своей страничке в соцсетях. 

Позднее пост с жалобой был удален, а учитель перестала отвечать на вопросы журналистов. Директор школы №20 Наталия Гулькина заявила, что вакцинация является добровольной, а педагог приняла решение написать пост «на эмоциях». 

– Прививка добровольная. Даже если у педагога нет прививки, никто не будет отстранять его от работы, – прокомментировала ситуацию Гулькина.  

На Сахалине работники школ в Аниве и Холмске не просто пожаловались на произвол, но выложили в соцсети фотографии приказов, где черным по белому говорится о принудительной вакцинации и санкциях за отказ. В документах, в частности, указано, что те, кто не поставит прививку, будут отстранены от работы на четыре месяца без начисления заработной платы. При этом более длительное отстранение от должности  влечет за собой расторжение трудового договора. Что это если не шантаж увольнением? В сахалинскую ситуацию в итоге пришлось вмешаться региональному министру образования Анастасии Киктевой с заявлением, что подобные случаи недопустимы.

– Приказ, безусловно, отменен, с руководителем школы проведен разговор, – сообщил мэр Анивского района Артем Лазарев. – Несмотря на то, что мы агитируем всех, призываем к вакцинации, я и сам прошел ее, но эта тема исключительно добровольная. Ни один работодатель не имеет права принуждать к этому.

Однако только замнут конфликт в одном регионе, тут же те же грабли «срабатывают» в другом. В Бикине Хабаровского края к вакцинации от начали активно принуждать работников детсада. 

– Меня, по сути, принуждают делать прививку от ковида, иначе угрожают отстранить от работы без оплаты. Обращалась на горячую линию Минздрава, писала им, но мне пришел ответ, что я должна вакцинироваться, потому что моя работа связана с повышенным риском заражения. Так понимаю, меня могут даже уволить за то, что отказываюсь прививаться, – рассказала Анна, жительница Бикина, работающая в местном детском садике. 

В краевом минздраве инцидент предсказуемо прокомментировали, как и на Сахалине, – никто не имеет права принуждать население к вакцинации. Прививка от коронавируса ставится только добровольно, по желанию самого человека.

При этом, судя по всему, в разных регионах свои «любимые» категории бюджетников. В Волгограде, добровольно-принудительно вакцинировать решили соцработников. 

– Нам, всем соцработникам из Волгограда, сказали то же самое – если не «уколетесь», то увольнение гарантировано. Я лично и пара коллег уходим молча. Приходится бросать с попечительства по 20 престарелых людей, это ужас. Старики становятся подопытными в первую очередь, – поделилась с редакцией жительница города-героя.

В борьбе за показатели в Тамбовской области принудить к вакцинации попытались медики медиков. В распоряжении СМИ оказались два приказа главного врача Сампурской ЦРБ в поселке Сатинка. Александр Фомин сначала приказал всему персоналу прививаться, но, видимо, распоряжение начальства не произвело должного эффекта, поэтому главврач приказал руководителям отделений провести устную беседу с отказавшимися и захотел видеть списки принудительных добровольцев. Но и это не помогло. Тогда приказом от 28 декабря Фомин постановил в последний день 2020 года уволить работников в соответствии с требованием законодательства о проведении профилактических мероприятий. Разумеется, как и все предыдущие случаи, это противоречит Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». 

Как же быть, чтобы, как говорится, и волки были сыты, и овцы целы, одними из первых догадались бюджетники Чечни, сообразившие, что проще купить справку о том, что прививка уже сделана. Тем более, стоимость фиктивной справки на подпольном «рынке», по сообщению сайта «Кавказский узел», составляет от полутора до трех тысяч рублей. Сотрудники школ Курчалоевского района пришли со справками – о медотводе или о том, что они уже привиты, «но не в Чечне, а в Назрани, Нальчике и даже в Ставрополе». Коллеги считают, что учителя заранее и купили эти справки. 

При этом язык не поворачивается осудить чеченских педагогов, глядя на 18-летнего Максима Чурилова, матроса войсковой части №83576 в Севастополе, который неделю назад чуть было не погиб от принудительной вакцинации – у молодого человека после наспех сделанной прививки развился отек Квинке.

Председатель совета Независимой ассоциации врачей, врач-невролог Алина Лушавина, одной из первых сообщившая о ЧП в Севастополе, принудительную вакцинацию считает тяжким преступлением и опытами на людях. По ее словам, единственным выходом в сложившейся ситуации является «всеобщее объединение людей» – врачей, независимых юристов, родителей. Врач уверена  – право добровольности на вакцинирование в условиях нашей страны реально отстоять только таким путем.

Юлия СЕМЕНОВА