Вторжение в Чехословакию. Или «Доктрина Брежнева» в действии

На модерации Отложенный

21 августа 1968 года Советский Союз при поддержке своих сателлитов из числа европейских государств с коммунистическими режимами осуществил широкомасштабное военное вторжение в Чехословакию и оккупировал ее. В этой стране при власти также были коммунисты, но они выступали за «социализм с человеческим лицом» и пытались проводить экономические и политические реформы. Возникла серьезная угроза для советской модели «развитого социализма», лицо которой, после непродолжительной «оттепели» при правлении Хрущева, опять становилось все более нечеловеческим, сталинским.

Этого Кремль допустить не мог. Была разработана т. назв. «Доктрина Брежнева». Это неофициальное название геополитической доктрины СССР середины 1960-х — конца 1980-х годов, согласно которой страны коммунистического лагеря и те государства, что провозгласили курс т. назв. «социалистической ориентации», имели «ограниченный суверенитет». Другое измерение этой доктрины — утверждение, что «мирное сосуществование является особенной формой классовой борьбы», следовательно, следует воспользоваться мирным сосуществованием для максимального увеличения количества стран «социалистического лагеря» и «социалистической ориентации», в то же время не уступая «мировому капитализму» ни одной из них, даже если для этого нужно будет использовать вооруженную силу.

«Доктрина Брежнева» была ответом неосталинистского руководства СССР на вызовы ситуации. Ведь в конце 1960-х  расколотыми оказались и «социалистический лагерь», в начале сплоченный вокруг выполнения воли Кремля, и мировое коммунистическое движение. Приобрело острые формы противостояние СССР и КНР. Из «социалистического лагеря» фактически выпали Югославия и Албания, усиливался конфликт с Румынией, руководство Кубы позволяло себе публичную критику Кремля. Умеренные экономические реформы в СССР, Чехословакии, Польше и Венгрии, хотя и дали определенные позитивные результаты, сопровождались ощутимым ростом оппозиционных настроений, особенно в среде интеллигенции. В некоторых т. назв. «национальных республиках» СССР (Украина, Литва, Латвия, Эстония, Грузия, Армения) в среде интеллигенции начала формироваться оппозиция к национальной политике КПСС, распространялась литература самиздата. Поэтому и была разработана специальная «доктрина» — если вторжение в Венгрию в 1956 году было импровизацией, то отныне такие же действия стали на крепкую «теоретическую» платформу.

Впервые на практике «доктрина Брежнева» на полную силу как раз и была применена в 1968 году во время подавления военной силой попыток построить в Чехословакии «социализм с человеческим лицом» (реформ, направленных на демократизацию экономики и социально-политической жизни номинально без отказа от самой социалистической системы, однако на практике направленные на превращение страны в нейтральное государство с правительством социал-демократического направления). Именно тогда СССР инициировал введение в Чехословакию войск стран-участниц Варшавского Договора (без Румынии). 21 августа 1968 года реформы были приостановлены, реформаторов шаг за шагом начали убирать из властных должностей. Тогда же основы доктрины были изложены публично в редакционной статье «Суверенитет и интернациональные долги социалистических стран» (газета «Правда», 26 сентября 1968 года), где утверждалось: каждая коммунистическая партия отвечает не только перед своим народом, но и перед всеми странами «социалистического лагеря» и перед всем коммунистическим движением. Это значило, что когда где-нибудь коммунистическим идеалам будет угрожать опасность, обязанность коммунистов — вмешаться. Поэтому защита «завоеваний социализма» в Чехословакии, согласно этой доктрине, не могла рассматриваться как внутреннее дело народа этой страны, это коллективная проблема, связанная с защитой позиций всего мирового коммунизма.

Так же было и с ситуацией в Польше в том же 1968 году: хотя СССР непосредственно не принимал участия в подавлении выступлений польских студентов, которые требовали демократизации, однако обеспечил мощное идеологически пропагандистское прикрытие этому подавлению и оказал существенную экономическую помощь, чтобы польское коммунистическое руководство могло избежать недовольства рабочих.

После подавления «пражской весны» советское руководство смогло на время стабилизировать ситуацию в Восточной Европе, хотя это стоило ему достаточно больших экономических потерь — приходилось всячески обеспечивать государства-сателлиты дешевыми энергоносителями и другим сырьем. Следовательно, усилия по реализации «доктрины Брежнева» были направлены преимущественно за пределы Европы. На практике она в те годы реализовалась в действиях СССР и его союзников во время гражданских войн в Анголе и Эфиопии (вторая половина 1970-х), где только вооруженное вмешательство со стороны государств коммунистического лагеря помогло удержаться при власти местным «сторонникам идей марксизма-ленинизма», в Афганистане (с 1978 — после инспирированного из Москвы просоветского переворота и особенно, — с конца 1979 года, после вторжения советских войск в страну и ее оккупации, которая переросла в затяжную войну с местными повстанческими силами), частично — в охваченной 1980-81 году антикоммунистическим движением Польши в 1981 году (когда угроза советской интервенции побуждала руководство местной компартии и вооруженных сил объявить военное положение и этим на время помешать приходу к власти демократических сил).

Все годы, пока действовала «доктрина Брежнева», УССР была привлечена к ее реализации. Во-первых, из территории УССР (как и из территорий Польши, Венгрии и НИР) осуществлялось введение советских войск в Чехословакию в 1968 году, а тогдашний первый секретарь ЦК КПУ Петр Шелест, невзирая на свои автономистские украинофилские настроения, был одним из инициаторов этого введения и пылким сторонником вновь созданной доктрины. Во-вторых, из портов УССР отправлялись войска, военная техника, средства обеспечения, продуктовые и промышленные товары в государства, которые входили в сферу действия «доктрины Брежнева». В-третьих, в целом свыше ста пятидесяти тысяч уроженцев УССР воевало (т. назв. «воины-интернационалисты») воевали в Анголе, Эфиопии,  Афганистане и других. В-четвертых, экономические мощности УССР были в полной мере задействованы в помощь Вьетнаму, Кубе и многочисленным государствам «социалистической ориентации».

Вынужденный отказ советского руководства от «доктрины Брежнева» состоялся на заключительном этапе перестройки в СССР, когда после вывода советских войск из Афганистана (в 1988 г.) и поражения коммунистов на выборах в Польше (1989 год) началась «цепная реакция» падения коммунистических режимов в Европе (1989—1990 гг.) и отказа стран «третьего мира» от «социалистической ориентации» (1989—1991 гг.). В 1989 году государства Варшавского Договора официально осудили свое вторжение в Чехословакию, таким образом, можно считать этот год временем официального прекращения действия доктрины.+

Но с начала ХХІ века руководящие круги Российской Федерации де-факто возродили «доктрину Брежнева», ведя речь о «сфере особенной ответственности России» на постсоветских пространствах и не только на них. Главными объектами агрессии во имя «Русского мира» (как в настоящее время называется «социалистический лагерь» и «мировой социализм») стали сначала Грузия, а затем Украина. Кто на очереди?

Сергей ГРАБОВСКИЙ