Вот и в Карабахе танки справа

На модерации Отложенный

Обстановка в зоне карабахского конфликта резко обострилась. Степанакерт и Ереван обвиняют Баку в нарушениях режима прекращения огня, совершаемых более чем cто раз в сутки. С аналогичными претензиями в адрес противной стороны выступает Баку. Но именно Азербайджан на днях впервые применил танки при обстреле позиций Армии обороны непризнанной Нагорно-Карабахской Республики. Погиб один военнослужащий.

По данным министерства обороны НКР, только в ночь на 9 декабря Азербайджан нарушил режим прекращения огня более 180 раз. По позициям Армии обороны было произведено около 1 500 выстрелов из стрелкового оружия разного калибра, включая минометы и гранатометы. 17 снарядов были выпущены противником из зенитно-ракетной установки типа TR-107 и 5 снарядов – из танка. Минобороны НКР грозится "тяжелыми и необратимыми последствиями" для Азербайджана.

О том, что Баку задействовал танки, личному представителю действующего председателя Минской группы ОБСЕ Анжею Каспшику сообщил министр обороны Армении Сейран Оганян. "С чисто технической точки зрения, — рассуждает армянское издание Lragir, — обстрел из танков не страшнее, чем просто минометы, которые Азербайджан применяет уже давно. Но дело не только в угрозе, но и политическом мессидже, поскольку применение танков — это еще один шаг к масштабной войне, и Азербайджан делает этот шаг".

Отметим, что обострение обстановки в зоне карабахского конфликта последовало практически сразу после заявления премьер-министра Турции Ахмета Давутоглу, в соответствии с которым его страна сделает все для освобождения оккупированных территорий Азербайджана. И как только военная напряженность в конфликтной зоне стала нарастать, Россия позаботилась об усилении своей военной базы в Гюмри на территории Армении.

В частности, в Гюмри переброшены 7 современных ударных вертолетов Ми-24П и транспортные вертолеты Ми-8МТ. До конца года на военную базу в Армении Россия переправит еще одну партию вертолетов. К этому стоит добавить, что после заявления турецких властей по Карабаху на высокогорном полигоне Камхуд  российской военной базы Южного военного округа (ЮВО), дислоцированной в Армении, начались снайперские полевые сборы. По данным пресс-службы ЮВО, они будут проходить в течение месяца на высоте более полутора тысяч метров над уровнем моря. Особенностью полевых сборов в ЮВО назвали совершенствование навыков обучения в зимних условиях горно-лесистой местности и сложных климатических условиях.

Все вышеизложенное происходит на фоне анонсированной американским сопредседателем Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию Джеймсом Уорликом встречи в конце декабря текущего года президентов Армении и Азербайджана. А также на фоне, как утверждают многие эксперты, попыток России реализовать план карабахского урегулирования практически в пользу Азербайджана. Не исключено, что американцы перехватили инициативу у России, которая, вероятно, ослабила свои усилия в карабахском направлении из-за участия в военных действиях в Сирии.

В связи с карабахским обострением некоторые армянские наблюдатели задаются вопросом: не является ли оно "шантажом Баку" в преддверии встречи Саргсяна с Алиевым? Или свою роль сыграло российско-турецкое обострение, и президент Азербайджана действует в контексте турецкой политики и пытается восстановить испорченные отношения с США? Последние, в свою очередь, выступили с заявлением о неприемлемости эскалации ситуации на линии соприкосновения войск и применения тяжелого вооружения.

"Мы призываем стороны к строгому соблюдению режима прекращения огня", — сказал официальный представитель Госдепа Джон Кирби. В контексте предстоящей встречи Алиева и Саргсяна он призвал стороны "принять все меры, чтобы избежать насилия и улучшить атмосферу для переговоров".

Кроме того, сообщает Арминфо со ссылкой на Армянский национальный комитет Америки, в связи с эскалацией напряженности в конфликтной зоне состоялся специальный брифинг главы Комитета по внешним вопросам Палаты представителей конгресса США Эдда Ройса. В ходе него Ройс, обращаясь к американскому сопредседателю Минской группы  Уорлику, поинтересовался: "Почему снайперы не удаляются с линии соприкосновения карабахско-азербайджанских войск, почему не расследуются случаи нарушения режима прекращения огня".

Он также подчеркнул, что дело дошло до того, что Азербайджан начал обстреливать армянские позиции из танков, в результате чего погиб армянский военнослужащий. Ранее по инициативе Ройса конгрессмены обратились к Уорлику с пакетом предложений по выводу снайперов с линии соприкосновения, увеличению числа мониторингов ОБСЕ на линии соприкосновения и расследованию случаев нарушения режима перемирия. Под обращением подписались более 80 конгрессменов.

Но вернемся к анонсированной встрече Саргсяна с Алиевым. Если даже переговоры не будут сорваны из-за накалившейся обстановки в зоне конфликта, прорыва в карабахском урегулировании сейчас вряд ли стоит ждать, особенно в том случае, если к напряженности в конфликтной зоне приложила руку Турция. Как сказал в интервью EurAsia Daily российский эксперт, главный редактор журнала  "Проблемы национальной стратегии" Аждар Куртов, последняя эскалация в конфликтной зоне не обошлась "без нажима со стороны Анкары на Баку".

"Не могу отделаться от версии, что турецкие власти в условиях турбулентности Ближнего Востока решили пойти ва-банк.

Их …  военное вторжение в Иракский Курдистан и в Сирию, на территорию туркоманов — явно звенья одной цепи. А еще ведь поступают тревожные сообщения из Аджарии. Не захочет ли Анкара повторить то, что она уже один раз проделала с Северным Кипром? То есть ввести войска, создать квазигосударственность под предлогом защиты соотечественников, а затем создать государства — вассалы. Карабах в этом отношении, включая районы южнее, занятые армянами, тоже может оказаться частью этого замысла", — сказал эксперт.

По его словам, неизвестно, о чем ведутся закрытые переговоры в Баку: "Можно допустить, что Анкара в ответ на свою помощь Баку по Карабаху попросит или потребует от Азербайджана предоставить ей территории для коридора к Каспию". Кроме того, "Анкаре нужно продемонстрировать Москве, что она в ответ на санкции России может найти партнеров и ввести контрмеры". Как отметил собеседник издания, у России сейчас "много проблемных зон", и в ее интересы не входит карабахский кризис. "Скорее всего, — прогнозирует эксперт, — Москва будет стараться дипломатическим путем избежать обострения и эскалации событий, чтобы потом не пришлось вмешиваться в горячий конфликт".

То же издание приводит мнение руководителя Центра военного прогнозирования Анатолия Цыганка, который считает, что танковый обстрел армянских позиций есть результат непосредственного влияния Анкары на "младшего брата". По его словам, конкретно в данном случае Азербайджан выступил в роли "пистолета в руках преступника".

"Когда Турция сбила российский бомбардировщик в небе Сирии, она выступила в роли агрессора. Возник и стал быстро развиваться российско-турецкий конфликт, в рамках которого Турция банально желает сделать России как можно хуже. А как можно нанести России прямой непоправимый ущерб с южного направления? Правильно, разжечь карабахский конфликт, спровоцировав его эскалацию — конфликта, который невозможно решить без России. Впрочем, этим планам Анкары не суждено сбыться", — сказал он.

По его мнению, Азербайджан, видимо, согласился на определенного рода действия в карабахском направлении, но дальше обстрелов со своей территории дело не пойдет. "Танки — это серьезно, конечно, я не помню, чтобы за последние лет 15 они кем-то использовались в зоне карабахского конфликта. … Тем не менее, это никак не повышает ничтожную вероятность эскалации конфликта — никто не допустит этого. Ни один из внешних акторов региона не заинтересован в разжигании условной третьей точки противостояния. Уже есть Украина, уже есть Сирия — это всем по горло хватает, и меньше всего России, США и Европе сегодня нужна еще одна горячая точка. В конце концов, нужно четко понимать: есть Россия, есть Армения, а есть ОДКБ, в рамках которой они взяли на себя определенные обязательства. Россия, в случае необходимости, выполнит свои обязательства в рамках ОДКБ", — заявил Цыганок.

Вновь возвращаясь к встрече Саргсяна и Алиева: если карабахское обострение было спровоцировано с целью ее срыва, она не состоится, либо президенты встретятся, но никакого прорыва в урегулировании не будет. В лучшем случае, они договорятся о продолжении переговоров, хотя оно не может стать гарантией временного затишья на линии фронта. Зато Минская группа ОБСЕ продемонстрирует, что она все же работает над урегулированием и критика в ее адрес "напрасна". Но при этом мирный процесс так и останется в тупиковом состоянии, хотя на данном этапе лучшим выходом видится замороженное состояние конфликта.

Но что-то или кто-то подталкивает его к военному размораживанию, и Азербайджан, по-видимому, упивается сейчас своей "победой". СМИ этой страны сообщают об уничтожении 9 декабря беспилотника вооруженных сил Армении и вообще о ликвидации  большого количества военной техники "врага" и нескольких десятков его военнослужащих. Сообщается, что в этой бойне погиб один азербайджанский военный.

Что дальше? Цыганок считает, что карабахский конфликт невозможно, во-первых, решить без России, во-вторых, без участия всех трех сторон конфликта — Еревана, Баку и Степанакерта. Но Степанакерт в переговорном процессе не участвует, следовательно, одна из сторон конфликта не представлена. "Так конфликты не решаются. Можно сколько угодно встречаться в двустороннем "формате" и обсуждать что-то, но пока Степанакерт не сядет за стол переговоров, это ничего не даст. Армения должна настойчиво продавливать участие Нагорного Карабаха в переговорном формате, как было с самого начала, и только тогда можно прогнозировать более или менее вероятное решение конфликта в обозримом будущем", — убежден эксперт.

Но, вероятно, Россию уже кто-то "переигрывает" в этом вопросе, и развитие карабахских событий невозможно спрогнозировать даже на ближайшую перспективу. Теперь, вероятно, все заинтересованные стороны поведут себя в соответствии с тем, у кого и как первым сдадут нервы. Потому как такое понятие, как политический прагматизм уходит в прошлое, и на первый план выступает военно-политическая месть.

 

Ирина Джорбенадзе