В Госдуме пытались заболтать пенсионный кризис. У них получилось

На модерации Отложенный

 

 

«Хочешь похерить дело –
создай межведомственную
рабочую группу»
(чиновничий фольклор)

Ожидаемое обсуждение пенсионного кризиса в Госдуме не привело ни к чему, кроме создания рабочей группы. Противники реформы остались при своем мнении, сторонники говорили о том, что страна стоит на краю.

На самом деле всё интересное происходило накануне заседания в ГД. Анонимные источники интриговали – в думу придет вся политическая верхушка страны. Ожидали премьера Медведева, главу Совфеда Матвиенко, первого вице-премьера Силуанова. В итоге не пришел никто. Еще писали, что аппарат думы круглосуточно готовит выступающих – как за реформу, так и против. Единственный, кого не ждали – президент Путин, он продолжает держать дистанцию от опасной темы. В итоге ни Медведева, ни Матвиенко, ни Силуанова в думе не увидели. Пришел только глава Минтруда Топилин, в поддержку ему пригласили главу Счетной палаты Кудрина и рекрутировали нескольких провластных экономистов.

Самое интересное произошло накануне – то, что называется в нашей политике перехват повестки. На тему пенсий подробно высказался секретарь политсовета «Единой России» Андрей Турчак. Он, в частности, сказал, что никакой речи об отмене пенсионного обеспечения и быть не может, равно как и дискуссий на эту тему. Тем самым Турчак передал привет Вячеславу Володину, который допустил такую возможность во время спора с жителями Заводского района Саратова. Понятно, что Турчак не имел точного плана, что же делать с ненавистной населению реформой. Такого плана, похоже, ни у кого нет. Зато сделал несколько громких заявлений, которые должны были потрафить избирателям и хоть как-то остановить падение рейтинга ЕР. Например, он заявил, что люди (какие?) часто спрашивают, куда идут конфискованные у коррупционеров деньги. И он, Турчак, предлагает направлять их в бюджет для выплаты пенсий. Но, во-первых, эти деньги и так направляются в бюджет. Во-вторых, и полтора миллиарда рублей, изъятых у главы Ростехнадзора по Северо-Западу Слабикова, и 8 миллиардов полковника Захарченко – это меньше чем капля в море. Бюджет Пенсионного фонда и трансферты в него исчисляются триллионами рублей.

Еще Турчак от имени «Единой России» предложил отменить все пенсионные льготы парламентариям. Депутаты Госдумы и члены Совфеда сейчас получают прибавку к пенсии (если проработали больше пяти лет). Прибавка эта называется «денежное вознаграждение» и составляет почти 85000 рублей в месяц. Поработал в думе или Совфеде 5-10 лет – получаешь 55 процентов от этой суммы. Больше 10 лет – 75 процентов. И это предложение – явный популизм, ответ на крики возмущенных граждан: «А сами-то сколько получаете?!» Сокращение, если оно и будет, принесет в бюджет сущие копейки. Разве что появится повод говорить о социальной справедливости – типа мы тоже страдаем.

Парламентско-общественные слушания по совершенствованию пенсионного законодательства. Фото duma.gov.ru
Парламентско-общественные слушания по совершенствованию пенсионного законодательства. Фото duma.gov.ru

Оставим в стороне соображение, что для большей части депутатов что есть эта прибавка, да и сама пенсия, что нет ее – безразлично. Если у тебя чуть ли не половина района в Смоленской области в собственности, пусть и записанная на мать, чего беспокоиться о пенсии? Но и это не главное. Турчак отчего-то ни слова не сказал о пенсионных преференциях чиновников, силовиков. Видимо, не хватило отваги.

Были у ЕР и другие варианты корректировки пенсионной реформы. Возраст выхода на пенсию оставят таким, как и предполагалось, – 63 года для женщин, 65 лет для мужчин. Но накопительную пенсию предлагают выдавать, как и сейчас, в 55 и 60 лет соответственно. Льготы, субсидии и скидки в магазинах – тоже в 55 и 60 лет. На досрочную пенсию предлагают разрешить выходить женщинам после 37 лет работы, мужчинам – после 42 лет.

Но никакого резонанса эти новации не вызвали – на обсуждении 21 августа их не касались. Только обиделся коммунист Валерий Рашкин, написавший в твиттере: «Единая Россия сегодня разошлась не на шутку. И пенсионные льготы у депутатов отнять, и деньги коррупционеров в Пенсионный фонд отправить.

И чего только они в думе «за» не голосуют, когда мы подобное предлагаем?».

Но главное в том, что никто из инициаторов не подсчитал, во сколько обойдется государству выплата накопительной части пенсий, сохранение льгот. Ведь правительство поставило целью получить от пенсионной реформы полтора триллиона рублей на выполнение майских указов Путина. Поспешные новации единороссов могут помешать достижению этой цели. Может, по этой причине о них и не говорили в Госдуме. Это предположение днем позже подтвердил министр труда Топилин: «Когда речь идет о таком термине, как разморозка накопительной пенсионной системы, я хотел бы обратить внимание на то, что это означает. Это означает, что из бюджета дополнительно потребуется выделять почти 500 миллиардов в год дополнительных финансовых средств».

Четырехчасовое обсуждение в Госдуме пенсионного кризиса не принесло никаких неожиданностей. Министр труда Максим Топилин и глава Счетной палаты Алексей Кудрин, поддерживая реформу, засыпали депутатов десятками цифр. С непривычки депутаты заскучали, а некоторые даже задремали. Чиновников поддержали два ректора – ВШЭ Ярослав Кузьминов и РАНХиГС Владимир Мау: «Все, что предлагает „Единая Россия“, кажется мне в высшей степени правильным». И вот тут возник, пожалуй, первый момент, на который хочется обратить внимание. Спикер ГД Вячеслав Володин переспрашивает Кузьминова, правда ли, что мы подошли к черте? Кстати, и Кудрин говорил о том, что страна на краю. Интересно вот что: почему ни у кого не возник вопрос, а кто подвел страну к краю и опасной черте. Не наши ли власти и депутаты в том числе? В поддержку реформы выступили все попавшие на трибуну единороссы. Многое сказанное ими, скажем так, отклонялось от истины, Сергей Неверов, глава фракции ЕР в Госдуме, тот самый, который построил поместье в Подмосковье на вырученные средства от продажи в Кемерово двухкомнатной квартиры. Он на голубом глазу предлагает выбирать между «выросшим рейтингом» [партии ЕР] и «устойчивой пенсионной системой». Как будто и не слышал о падении партийного рейтинга. Бывший главсанврач всея Руси Геннадий Онищенко вычислил, что женатый мужчина живет на девять лет дольше холостого. Тот есть у холостяков больше шансов не дожить до пенсии. Ожидать ли закона об обязательном вступлении в брак?

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин. Фото duma.gov.ru
Председатель Государственной думы Вячеслав Володин. Фото duma.gov.ru

Противники тоже были не очень вразумительны. Геннадий Зюганов сначала сказал, что на всей Руси стон стоит. А потом для убедительности добавил, что реформа противоречит посланию президента. Законопроект Зюганов назвал самым жестоким и циничным за последние 25 лет.

Владимир Жириновский говорил обо всем, даже о разводе юмориста Петросяна. Он вроде бы против реформы, но так как, по его словам, скоро начнется нечто ужасное, потому о пенсиях думать не надо.

Сергей Миронов прочитал стих смоленского поэта Вячеслава Иванова со словами «Умри до пенсии, товарищ / Спаси бюджет своей страны». Жириновский в ответ пожелал поэту Иванову повторить судьбу Пушкина.

После чего и приняли судьбоносное решение об организации рабочей группы.

Большинство журналистов и экспертов не увидели в думском заседании особого смысла, и его обсуждение прекратилось тем же днем. Лишь искушенные в перипетиях подковерной политической борьбы политологи посчитали, что смысл все же был.

«Задача демонстрации отсутствия у пенсионного протеста внятных и вменяемых лидеров в целом успешно решена. Получилось показать: «Мы провели всесторонний анализ, взвесили все «за» и «против», дали уточнения и замечания, начали затягивание поясов с себя, попытались услышать критиков. Теперь у нас есть моральное право принимать реформу, если, конечно, президент и правительство не передумали». (Телеграм-канал «Давыдов). Индекс»

Думские прения ситуацию нисколько не изменили, она по-прежнему зависит от решения одного человека – Владимира Путина.

А он продолжает подчеркнуто дистанцироваться от проблемы.