Успех борьбы за социализм в логове капитализма

На модерации Отложенный

Борьба за социалистические преобразования принесла свои плоды там, где меньше всего можно было ожидать ‒ в «самой капиталистической стране», в США. О том, как начинался путь к успеху, рассказывает писатель Джонатан Розенблум, который был в гуще событий с самого начала движения за справедливость.

 

Первая победа 

Джонатан Розенблум, писатель из Сиэтла, член Объединенного профсоюза рабочих автомобильной и авиакосмической промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Америки, автор книги «Помимо 15$: рабочие-иммигранты, религиозные активисты и возрождение рабочего движения», Beacon Press ‒ 2017. (Персональный сайт ‒ www.jonathanrosenblum.org ).

Джонатан оказался там, где ныне широко развернувшаяся борьба за удвоение минимальной оплаты труда впервые дала свои результаты. Позже «борьба за 15» ‒ за минимальную зарплату в 15 долларов в час ‒ победила в Сиэтле и Миннеаполисе. Но начиналось все с крошечного городишки Си-Така. 

‒ Джонатан, как родилась идея «борьбы за 15»? 

‒ Большие идеи иногда начинаются с малого. Лозунг «$15 и Профсоюз» впервые появился в Нью-Йорке. В конце ноября 2012 года около двухсот работников фастфуда в центре Манхэттена вышли на однодневную забастовку, требуя минимальную зарплату в $15 в час (это более чем вдвое больше минималки, установленной в США) и признания их профсоюза. 

Для города в восемь миллионов человек это был крошечный протест, но для низкооплачиваемых рабочих по всей стране такой смелый призыв просто выходил за пределы воображения ‒ все привыкли, что профсоюзные лидеры говорят о повышении в 50 центов. 

‒ Где впервые «Борьба за 15» увенчалась успехом? 

‒ Аэропорт Си-Так (Сиэтл-Такома), расположенный рядом Сиэтлом, стал тем местом, где мы впервые выиграли минимальную зарплату $15 в час, наряду с другими правами и преимуществами. Затем «зарплатные бои» продолжились по всей стране и привели к победам, которые уже принесли пользу миллионам трудящихся. 

(Многие штаты в США разрешают избирателям инициативы по установлению муниципальных ставок заработной платы; штат Вашингтон является одним из них. Аэропорт расположен в городке Си-Так, где каждый третий житель работает именно в аэропорте. Горсовет Си-Така в 2013-м принял решение поднять почасовую минималку до 15 долларов). 

‒ Каким был путь от сомнений и неверия в успех ‒ к широкой поддержке? 

‒ Это сложный путь личностных переживаний и роста. Например, один из лидеров борьбы в Си-Таке, Хабиба Али, иммигрантка из Сомали, была в восторге, когда мы выиграли избирательную инициативу за $15, но затем была обескуражена, когда комиссия аэропорта, авиакомпании, другие крупные предприятия и суд объединились, чтобы блокировать повышение заработной платы для нее и тысяч работников аэропорта. Хабиба признала, что даже она испытывала сомнения в течение двух лет, пока избирательная инициатива томилась в суде. Наверное, она даже думала, что движение рабочих обречено на провал: «Может быть, мы слишком высоко метим». Но теперь она говорит: «Я верю, что мы можем сделать все, что угодно».

 

Страх, который перекочевал 

‒ В России практически отсутствует борьба работников за свои трудовые права. В значительной степени это связано со страхом перед индивидуальными репрессиями со стороны работодателя. Был ли такой страх в Сиэтле? Как удалось избавиться от него? 

‒ Конечно, был страх, это же капиталистическая идеология и реальность. Трудовое законодательство не защищает трудящихся и наши гражданские права. 

Работники в Си-Таке были вынуждены терпеть обычные притеснения со стороны своих руководителей: задержки зарплаты, увольнения без уважительных причин, крики и угрозы «надсмотрщиков», изменения графика в последнюю минуту, унизительные разносы перед пассажирами ‒ все это и многое другое было привычным, вдобавок к низким зарплатам и ужасным условиям труда. 

Это изменилось только тогда, когда рабочие приступили к коллективной борьбе. Они пошли на столкновение менеджментом. Иногда эти выступления были мелкими ‒ например, делегация из шести рабочих, идущих к менеджеру требовать соблюдения техники безопасности. Иногда это были более крупные акции ‒ когда сотни рабочих принесли петиции о справедливой оплате труда и достойном обращения в штаб-квартиру основной авиакомпании в Си-Таке. 

«Некоторые просто запирали перед нами двери и отказались говорить, ‒ рассказывали позже рабочие, ‒ Но сам акт противостояния руководству нарушил общественный порядок внутри аэропорта. Мы нарушили сложившиеся трудовые отношения». 

И появился страх. Но на этот раз страх был не у работников, он перекочевал в глаза руководства. «Впервые мы увидели, как наши менеджеры коченеют при виде рабочих, собирающихся вместе: прячутся за дверями, отказываются выходить из кабинетов, подсылают парламентеров из низшего звена, чтобы те объявили, что большой босс недоступен», ‒ рассказывали участники событий. 

Уверенность оказалась заразительной и открыла окно возможности более достойного существования.

 

Разделяй и… 

‒ В России общество атомизировано, часто люди готовы предать общую идею ради личного блага, и это приводит к появлению штрейкбрехеров.

Была ли такая проблема в Сиэтле? 

‒ Конечно, у нас есть и эти проблемы, потому что руководители крупного бизнеса и их политические союзники очень ловко манипулируют опасениями людей, чтобы разделить рабочий класс. Это справедливо как на местном, так и на национальном уровне. 

У нас были белые представители рабочего класса в Си-Таке, которые утверждали, что мигранты, работающие в аэропорте, не заслуживают $15 заработной платы. Они подкрепили свои аргументы всеми видами расизма и ксенофобскими мифами. Они поддерживали тезис идеологии США, что их положение является хорошим, пока существует кто-то еще ниже их экономически и социально. Когда они видят, что кто-то получает выгоду от социальной программы, они думают, что это как-то «несправедливо». 

Такой образ мышления, конечно, возник не в рабочем классе. Эти мысли навязывается и политическим истеблишментом, с помощью контроля над основными средствами массовой информации и культурой, как средством разделения рабочих и сохранения их коллективной слабости. 

На политической арене мы должны бороться вместе с нашими братьями и сестрами, чтобы преодолеть эти преднамеренные кампании с целью разделить нас. Мы должны показать, не на словах, а на деле, как наши судьбы связаны вместе, независимо от нашей расы, национальности, пола или религии.

 

Нравственный путь к справедливости 

‒ В России наблюдается явление «усвоенной беспомощности» ‒ негативный опыт отстаивания своих прав приводит к покорности и пассивности. Как вселить надежду и веру в собственные силы? 

‒ Мы рассматриваем нашу борьбу не только как экономическую или политическую, но и как борьбу, которая имеет нравственную основу. Любое движение должно опираться на ценности, исходящие из наших глубочайших человеческих эмоций, стремления к справедливости и общности. Это универсальные ценности, вне расы, этнической принадлежности и национальных границ. 

‒ Что важнее в борьбе за трудовые права - яркий и сильный лидер или готовность общества действовать сообща? 

‒ Ну, это легкий вопрос! Коллективные действия и большие движения всегда будут важнее яркого и сильного лидера. Обе наши страны имеют негативные примеры серьезных кризисов, которые развиваются, когда движение зависит от одного лидера или небольшой группы лидеров. 

Ключевое значение имеет действенная демократия, поскольку она выполняет две задачи: во-первых, удерживает лидеров в подотчетности, зависимости от народа, а во-вторых, вовлекает простых людей в качестве движущей силы в кампанию. По моему опыту, работники будут рисковать и терпеть огромные жертвы ‒ до тех пор, пока они будут владеть движением. Умный, харизматичный лидер может сплотить движение, но нужны массовые, демократические действия, чтобы долго поддерживать его.

 

С чего начать? 

‒ Представьте себе группу безвольных людей, которые потеряли надежду на справедливость и уверены, что от них ничего не зависит. С чего начать, чтобы эти люди сплотились в сильное общественное движение и достигли своих целей? 

‒ Иногда приходится начинать с малого, на одном рабочем месте или в одном сообществе. Даже небольшие бои преподают уроки, выстраивают отношения и развивают уверенность. 

Но я бы призвал вас начать не на идеологическом уровне, а скорее ближе к земле. Эффективные дискуссии начинаются не с тезисов, а с вопросов: почему мы изо всех сил стараемся заработать на жизнь, в то время как небольшое количество богатых имеют так много? Почему наши старики должны бороться, чтобы удержать свои государственные пенсии, пока правительство продает бизнес капиталистам? Почему многие из нас сталкиваются с отсутствием нормального жилья в то время как элита владееет роскошными виллами по всему миру? 

Наша первая задача, как организаторов ‒ заставить людей задуматься. И как только они зададутся вопросом, почему вокруг нас такое жуткое неравенство, мы можем начать говорить о том, что нужно сделать.

 

Чудес не будет 

‒ Какие слова солидарности, какие прощальные слова вы говорите тем рабочим в России, которые хотят начать борьбу за свои права? 

Экономическая система капитализма, ставя прибыль превыше людей, а корпоративные интересы превыше общества и планеты, непоправимо противоречит этим человеческим ценностям. Будь то в России, США или в другой стране, наша работа состоит в том, чтобы определить и удержать наше видение справедливого, гуманного общества; требовать его, даже когда противостоящие силы нас кажутся подавляющими. 

Отчаявшись остановить натиск капитализма, мы можем жаждать быстрых результатов и красивых жестов, чтобы осветить четкий путь вперед. Мы ищем легкое решение или надеемся на удачу ‒ какой-то чудесный поворот событий, или выборы политического лидера, который приведет нас в землю обетованную. Но не будет чудес, не будет легких путей. Большие перемены создаются не блистательными лидерами и не политическим мастерством, а путем объединения тысяч актов простого мужества и благородства, которые сами по себе могут показаться несущественными, но вместе совершат огромные преобразования. Из этих ежедневных уроков, из обломков наших нынешних обстоятельств, мы можем создать новое рабочее движение, вернуть власть трудящимся и построить справедливое общество.