Тяжелый выбор Китая, Индии и ЕС

На модерации Отложенный

Зачем это США поджигают очень нестабильный район Ормуздского пролива? Зачем дестабилизировать эту нефте-пороховую бочку?  Все это выход Вашингтона из ядерной сделки по Ирану. Особенность новых мер против Ирана заключается в том, что США в еще большей степени будут наказывать не только самих иранцев, но тех, кто с ними взаимодействует. Бить будут прежде всего по финансам и энергетике.

Опасность затеянной Трампом игры заключается в том, что он повышает риски в бушующем регионе Ближнего и Среднего Востока. 

Теперь — о цене вопроса. Для Индии ситуация неприятная, потому что она только-только сделала пару внешнеполитических виражей. Сначала постаралась сблизиться с США и Западом, вдобавок все больше общается с ненавидящим Иран Израилем. Затем выправила крен, заново договорившись дружить и с Китаем. И только кому-то показалось, что вот сейчас Дели находится на безопасно равном расстоянии от всех ключевых мировых столиц, как оказалось, что баланс надо создавать заново.

В самом Иране Индия инвестировала полмиллиарда долларов в порт Чабахар, который на треть удешевляет стоимость транспортировки ее товаров. Уйти оттуда — значит потерять деньги и вдобавок, возможно, отдать контракт недругу Пакистану. Или партнеру-конкуренту Китаю. Кроме того, третий по объему поставщик нефти в Индию — это Иран.

То есть получается, что любое решение или телодвижение Дели в ответ на акцию Трампа Индии невыгодно. Такие ситуации никто не любит.

Торговля Китая с Ираном выросла на 19 процентов в 2017 году, до цифры в 37,2 миллиарда долларов. Китай — первый из торговых партнеров Ирана. Но также второй — у Саудовской Аравии и третий — у Израиля. Подстрекательство Трампа к войне между тремя китайскими партнерами — не подарок Пекину. Всего на Ближнем Востоке Китай инвестировал только в 2014-2017 годах 64 миллиарда долларов, а сейчас США ставят эти деньги под угрозу.

Главный же китайский конкурент в Иране — Европа, чья торговля с этой страной (включая импорт нефти) тоже растет скачками. Уйти и отдать европейцам рынок, который китайцы создали себе в годы санкций против Ирана? Пусть лучше снова уходят европейцы. Китайские СМИ уже заявляют, что их компании Иран не оставят. Просто такие компании и их банки вообще не будут иметь дело с США, чтобы не попасть под все эти сложные (помните, речь о тысячах страниц) санкции.

Китай, однако, в таком же деликатном положении, как и Индия. Он вовлечен в затяжные переговоры с США по поводу опять же санкций — уже против Китая. А по сути, ведет с Америкой торговую войну. Переговоры только начинаются, вот как раз на днях, после первого их раунда в Китае, в Вашингтон отправится делегация из Пекина. Это бесспорный рычаг давления, хотя еще неизвестно, кто на кого будет давить.

И отдельная тема — инвестиционные планы и торговля России с Ираном. В целом мы в том же положении и в том же настрое, что и Китай, хотя цифры поменьше.

В итоге складывается интересная ситуация. Всем хочется, а то и необходимо, и дальше стремительно развивать экономические отношения с Ираном. Эти страны-конкуренты косятся друг на друга, ожидая, кто первый скажет волшебные слова "американские санкции мы игнорируем коллективно, чтобы никто не сделал это индивидуально".

Здесь суть ситуации: если американские санкции против Ирана будут игнорироваться не поодиночке, а в виде демонстративной общей акции, то дальше будет время задуматься и насчет всех прочих санкций.

Водопад американских торговых ограничений — против Ирана, России, снова Ирана, против Китая и так далее — сделал бессмысленным само слово "санкции". Это просто новые правила торговли с США, которые Америка пытается установить против всех существующих норм и международных правил на этот счет.