Почему мы опасаемся Китая?

На модерации Отложенный

Эта статья чисто на размышление, а чтобы оно было продуктивным, я попробую немного раскрыть некоторые его стороны, о которым мы как правильно просто ничего не знаем, или не задумываемся.
Китай опасаются все. Причин много. Частью, из-за американских санкций по Китаю, и развернутой по всему миру, антикитайской пропаганды, частью, из-за его огромного населения, частью из-за армии, ставшей в числе одной из потенциально сильнейших в мире. Экономический рост Китая очевиден. Жесткая борьба с коррупционерами порою вызывают белую зависть. Успехи китайского образования также впечатляют.
Но в первую очередь, впечатляет успехи в государственном строительстве.
Китай, в чем то, напоминает Россию. Большая территория, многоукладное, поликонфессиональное население, требующее особого подхода. Примерно одинаковы пропорции титульной нации (Русских -около 80% в России (если товарищ Хуснуллин не изменил уже и этих цифр), в Китае - около 90% ханьцев. Социалистический период.
В отличии от России периода Донского - Ивана III, процесс включения новых земель (причем разноплеменных), Китай начал гораздо раньше. Еще в эпоху династии Цинь (221-207гг. до н.э.), и следующей за ней Хань (206г. до н.э. – 220г. н.э.), Китай последовательно собирал народы в единое государство, поочередно пробуя то одни, то другие методы управления новыми территориями. Ко времени династии Тан (618 - 907 гг.) сформировалось определенная доктрина построения государства, как полиэтнического, многонационального, включающего в себя основной этнос - Ханьцы, и другие народы.

                                                Китай династии Тан. Рассвет средневекового феодального китайского государства.

Во времена, становления основ уже современной, национальной политики, китайцы также совершили ряд системных ошибок социалистической модели государства. Они также ошибочно считали, что с развитием социализма, национальная составляющая будет падать. И ожидали скорого превращения национальностей Китая, в китайцев, как в России, - в "советского человека". «Задача Советской власти после того, как буржуазия экспроприирована политически и экономически, состоит явным (главным) образом в том, чтобы распространить кооперативные организации на всё общество, чтобы превратить всех граждан данной страны поголовно в членов одного общенационального или, вернее, общегосударственного кооператива» (Ленин ПСС т. 36, стр.161)
Китай так же прошел период создания "народных коммун", с помощью которых нанес удар по архаичным родо-племенным связям национальных меньшинств, подготовив общество к модернизации.

Общинное производство. Аналог советских колхозов, решал не только вопрос механизации, но и разрушения архаичных "местечковых" отношений включая национальности во всекитайский многонациональный народ.

Можно повспоминать времена МАО, но есть ли смысл, все что происходило тогда - коснулось всех. Однако их успехи на современном этапе впечатляют. Особенностью национальной политики Китая, является максимальное вовлечение национальных меньшинств в общекитайский социум. Политика, когда нацменьшинства пользуются значительными привилегиями, но находятся под неусыпным контролем государства.
Китаю удалось избежать многих ошибок России. В то время как в России финансовые (ресурсные, людские) потоки идут концентрически из регионов в Москву, обескровливая регионы, Китай усиленно вкладывает значительные средства в развитие именно регионов.
Неравномерность в социально-экономическом развитии регионов, - вот что лежит в основах большинства случаев сепаратизма и национальных волнений. В этом Китай и Россия были очень близки - градация уровней развития малых народов Китая, простиралась от завершающей стадии «первобытного общества» до развитого феодализма со всевозможными переходными ступенями и местными особенностями. Огромные, отсталые территории лежали на Западе и северо-западе страны, и эта отсталость порою и питала сепаратизм и терроризм (не похоже на современную Россию?)
Китай все делает осмысленно, действительно, решая сложившиеся проблемы.
В 1999 году, Китай принимает концепцию «Go West» - "Движение на Запад". Слова Дэн Сяопина, Ху Яобана и Чжао Цзыяна обрели конкретное выражение. Китай принялся активно вкладывать деньги в отсталые регионы. Структурная перестройка хозяйствования, новые технологии, и повышение жизни населения предполагает капиталовложения в проблемные регионы в размере 400 млрд юаней до 2050-го. С 2010 по 2013 на строительство автодорог в Западных областях, Китай потратил 18 млрд юаней. В 2017 уже 170 млрд юаней. Было построена масса школ, больниц, социальных учреждений.

             Китай это ханьцы. Теплолюбивый народ, он и сейчас проживает там где и всегда. (Смотри карту выше). К вопросу привлекают ли их для жизни земли России? КПК взяло курс на заселение западных территорий.

Таким образом, можно определенно сказать, что западные территории, рано или поздно, будут благополучно интегрированы в современную экономику Китая.

             А это, карта плотность населения России. Вызывающая вопрос, а нужна ли России земля за Уралом? Как странно "жмутся" все к "ненавистной" Европе поближе.

Китай очень продуманно делает это. В Китае дорогое жилье. Так вот государство субсидирует покупку жилья в проблемных регионах, осуществляя приток населения. Рядом со старыми поселениями растут новые города, комфортабельные с интернетом, супермаркетами, школами, больницами. Молодежь видит новый мир, и постепенно делает свой выбор в пользу модернизации. Созданные "Университеты национальностей" (всего их 38) предлагает качественное образование многонациональным профессорско-преподавательским составом, с учетом национальных особенностей. Программы помощи в получении образования малоимущим также приносит свои результаты. И это является лучшей альтернативой радикальному исламу, и терроризму.

                                               Современный Урумчи.

Большой, современный, комфортабельный.

Особенна политика Китая в области национальных культур. Китай поддерживает их, с одной стороны, но внимательно следит за изменением настроений, и быстро реагирует на них. Кстати, Китай никому не позволяет готовить деятелей религиозных учреждений извне. Есть специализированные государственные учреждения где государство готовит священнослужителей. Совсем не как в России, где религиозных деятелей для Российских мусульман готовили все кому не лень, от арабов до турков, с самыми пестрыми взглядами и самой различной шкалой человеческих ценностей, от гюленистов до радикальных джихадистов. Временно ограничено и паломничество в Мекку, полагая, что это один из способ экспорта терроризма в СУАР. Впрочем, как я уже ранее говорила, у Китая две "проблемные" территории, - Тибет и Синдзян, а уйгурский терроризм - это отдельное и довольно распространенное явление, коснувшееся и Россию. В разные времена выходцы оттуда участвовали в конфликтах в Чеченской республике, Таджикистане, Пакистане, Афганистане, Сирии, и даже странах Африки. В 2015 г. "Женьминь Жибао" оценили выходцев из СУАР в рядах ИГ (запрещена в России) в 300 человек. Сколько их находятся в составе других группировок - не поддается оценкам. В Сирии по оценкам La Stampa их более 5000 и они селятся в районе Идлиба на землях отнятых у алавитов.

                                                  Уйгурский боевик арестованный в Чечне. Двое таких (Сайди Айшань и Амарджан Амути) были арестованы в Комсомольском,

Командир "казахского батальона" (назван так по месту набора членов) в Чечне, Курбан Абулаик - выходец из СУАР, Был пойман в 2000 году в Дагестане и передан властям Китая.
После серий терактов в Урумчи, и других городах, о количестве потерь среди мирного населения, я не пишу (это очень большое число как полицейских и военных, так и обычных людей), Пекин ввел беспрецедентные меры безопасности. Созданы политические образовательные лагеря, (которые на Западе называют концентрационными), для сепаратистов, где им преподаются общекитайская доктрина, идеи Си Цзиньпиня, курс партии, и китайский язык, изучать который многие не считают необходимым. А значит не смогут ни получить образование, ни работу, пополнив собой маргиналитет. Знание китайского языка - обязательно по закону. Впрочем а где иначе?
Но справедливости ради, стоит заметить, что курс на жесткую борьбу с терроризмом Пекин начал именно в ответ на теракты сепаратистов. Управлять СУАР Си Цзиньпин отправил пользующемуся доверием в КПК, Чень Цюаньго, вскоре прозванного "железным Ченем"

                                             Чень Цюаньго. Можно спорить степени гуманности принятых им мер по борьбе с терроризмом, но вкупе с массой прочих социально-экономических, гуманитарных и культурных программ, Китай не имеет проблем с угрозой государственному суверенитету.

А первый антитеррористический закон был принят в Китае только в 2017 году.
Этнограф Цзянь-Боцзан, писал, что ассимиляция высокоразвитыми народами слаборазвитых неизбежна, в условиях развивающегося общества, но и малочисленные народы также влияют на доминирующий. Это и есть эволюция этносов. Пытаться искусственно затормозить этот процесс, - это значит остановить развитие. Такие этносы ждет поглощение третьими культурами, не вставшим на путь искусственной консервации.
Отсюда курс смещения ценностных императивов национальностей в сторону "государственного сознания" , своего рода этнический секуляризм, где национально-культурная составляющая должна существовать отдельно от государственного.
Правильно это или нет, пусть решает каждый. Но Китай исходит из следующих соображений.
Впереди - крах мировой системы миропорядка. Изменится все. Вероятно перекроются государства. Многие исчезнут вовсе. Это будет глобальный тектонический процесс. Передел рынков неизбежен, количество участников сократиться, и в борьбе за новое жизненное пространство, правил не будет.
Китай готовится к этому моменту. Стараясь комплексом различных мер погасить сепаратистские настроения. Его логика понимаема.
Сейчас в России многие думают о том, опасен ли Китай? Может ли он претендовать на земли России? Вопрос сложен, но имеет смысл задуматься, что рядом находится, Монголия. Площадью как 3 Франции, и населением в пять раз меньше населения Москвы. Причем в Монголии есть вольфрам, молибден, олово, медь, золото, уран...И армия в 10 тысяч человек. Без ВКС и ЯО. И ничего с ней не происходит.
Я имела возможность общаться с женщиной-переводчиком, работавшей в армии (ныне в отставке и занимающейся сейчас преподаванием Китайского языка), и она много интересного рассказывала о Китае.
Естественно, я все таки, спросила ее, как по ее мнению, стоит ли нам боятся Китая? Она сказала так, - "Если Китай будет опасаться Россию - то нет"
Но как им боятся Россию?

            Берег левый - Берег правый. Первый план - Благовещенск, за Амуром - Хэйхе. А ведь Хэйхе, по китайским меркам - глухомань.

И может сидит, такая вот, китайская Алич, у окна... В приграничном Хэньхе где всего 1 700 000 тыс. человек (для Китая это - "всего"). И рассматривает Россию. И задает себе вопрос, - "Боятся ли нам Россию?" В нашей заштатной, Буддой и КПК забытой, провинции Хэйлунцзян. А напротив - Благовещенск. Где всего 225 000 человек.
Не подумает ли она, что эти земли России просто не нужны?
Так или иначе, Китай справится со своими проблемами. Но России нужно что-то думать. Ведь это неправильно, когда в стране 11 часовых поясов, но 40% населения живут по Московскому времени.
Мне понятна идея Министра обороны Сергея Кужугетовича Шойгу о строительстве агломераций в Сибири. Не знаю, как это будет реализовано, и сколько на это уйдет времени, но за 30 лет независимости России, это пока ЕДИНСТВЕННОЕ, предложение, направленное на изменения существующего положения дел в плане опасных миграций населения в европейскую часть страны и опустошения 70% ее территорий.

 

Мила Алич