Новый дивный мир после пандемии

Скажите, а давно ли вы слышали о ВТО? О той самой Всемирной Торговой Организации, куда Россия совсем недавно так стремилась попасть?

Я намеренно искал информацию об этой структуре, чтобы проверить свою догадку - нет, ВТО на месте, аппарат работает, а вот следов деятельности ВТО в мире ровно ноль. Тишина. Никакого присутствия, никакого влияния, никаких новостей. Организация-зомби. Ее игнорируют все участники глобального рынка - просто потому, что тот рынок, для которого она создавалась, больше не существует.

Когда закончится эта пандемия, мир изменится до неузнаваемости -и это признают сейчас все. Проблема пандемии вовсе не в уровне заболеваемости и количестве погибших - пандемия наложилась на мировой экономический кризис и вскрыла очень старые системные гнойники глобальной экономики: неожиданно оказалось, что в кризисных ситуациях куда-то деваются "партнеры" и "союзники", а каждое государство остается один на один со своими проблемами. 

Если оглянуться в совсем недавнее прошлое, можно легко отследить цепочку событий, столкнувших мир с тонкой грани баланса между кризисом и развитием в пропасть, у которой пока не видно дна. Все началось в январе в Китае, который был вынужден остановить свои промышленные зоны - и сразу залихорадило весь мир. Потом Россия не поделила рынки нефти с саудитами и американцами - и мир уже понесся под откос. Беспечная Европа, шутившая над китайскими коммунистами и их попытками остановить заразу, внезапно оказалась совершенно беззащитной перед пандемией и моментально поделилась на национальные квартиры, законопатив границы от соседей.

В эти дни, в конце марта, Евросоюз должен был отмечать двадцатипятилетие Шенгена - и именно в эти дни Шенген по-факту прекратил свое существование. Все красивые сказки о свободном перетоке трудовых резервов, товаров, капиталов, ценностей и свобод остались в прошлом - сегодня итальянцы мамой клянутся, что пошлют весь этот Евросоюз лесом, сразу после карантина.

Скорее всего, им в этот раз не позволят покинуть объединенную Европу, поскольку имиджевый ущерб будет куда колоссальней ущерба экономического - ну или очень постараются удержать Италию, пообещав им любые плюшки и преференции.

Однако главная проблема будет не в Италии, - она будет в идеологической структуре самого Евросоюза, не сумевшего объединить свои ресурсы при первом же, не самом страшном, кризисе - ибо войны куда страшнее любой пандемии. Для России пандемия явила Европу и НАТО совсем в другом свете, очистив суть этих образований от красочной пропагандистской мишуры: как оказалось, Пятая статья Устава НАТО - всего лишь декларация о намерениях, а не правило для обязательного исполнения всеми участниками.

Напомню, что слова "Это война" произнесли практически все ведущие национальные политики Евросоюза при невнятном мычании Брюсселя на отвлеченные темы. Пиком распада стала прошедшая суббота, когда страны не смогли ни о чем договориться на внеочередном саммите ЕС - и вместо программы объединенной поддержки во время и после пандемии каждый снова остался наедине со своими проблемами.

Свою нотку вкуса в это горькое пойло добавила и нефтяная ценовая война - и если вы думаете, что вот сейчас все заинтересованные стороны сядут и договорятся, а цены вернутся на комфортный для мира уровень в 60-65 долларов за бочку, то вы глубоко ошибаетесь - нефтяной рынок обвален намеренно и его придется восстанавливать несколько лет.

Вот так сегодня выглядит диаграмма нефтяного рынка - и нет никаких предпосылок, что цена может рвануть вверх: хранилища затоварены, на рынке поставщиков идет активное толкание локтями за доли процентов в падающей мировой экономике - и к октябрю-ноябрю мы рискуем увидеть цены в районе 11-17 долларов за баррель.

Понятно, что этот рынок начнут спасать всеми возможными методами, но проблема в том, что он слишком мал для трех ведущих глобальных игроков - следовательно, один из них должен уйти. Америка пока слишком сильна экономически, а Россия умеет отстаивать свои интересы с помощью оружия - соответственно, с рынка будут выкидывать Саудовскую Аравию.

Будет ли это сделано с помощью очередной "арабской весны" или прямых санкций и эмбарго, сейчас неважно - в Соединенных Штатах уже открыто требуют провести расследование по поводу намеренного обрушения рынка саудитами. Этот рынок давно уже нуждается в балансировке между спросом и предложением, и если резко увеличить спрос пока невозможно, то всегда остается вариант сокращения предложений - и в таких случаях с рынка исчезает слабейший.

У Америки свои огромные проблемы, многие из которых несовместимы с заявленными идеалами - к примеру, Трамп только что заявил, что "гибель 200 тысяч американцев является хорошим сценарием". Иными словами, у него просто нет выбора: либо Америка выходит из карантина, жертвуя жизнями части населения, либо экономика США пикирует туда, откуда ей уже не подняться в ближайшие десятилетия - некоторые эксперты предрекают падение ВВП до 70% в случае реализации пессимистического сценария.

Вторая огромная проблема для США - переизбыток денег. Деньги стали слишком дешевы - и пока они переоценены в остальном мире, это не спасает доллар от будущей гиперинфляции. В прошлый кризис Штаты спасали только банки, позволяя банкротиться тысячам компаний и сотням тысяч домохозяйств - сегодня же создается впечатление, что Трамп готов спасти буквально всех, даже явных банкротов. Цена за такое "спасение" будет просто ужасной, поскольку и старые деньги, и свеженапечатанные доллары не обеспечены вообще ничем - деньги превратились в легкодоступный ресурс, такой же, как и нефть при переизбытке производства.

Чтобы запустить экономику США, нужна инфляция доллара - только в этом случае удастся утилизировать хотя бы часть денег и повысить конкурентоспособность Америки. Но инфляция (и тем более гиперинфляция) - это удар по образу сияющего Града на холме, способного в одиночку справиться со всеми мировыми вызовами. Этот образ десятилетиями создавался не для экспертов или политиков, они-то как раз знают реальное состояние дел - он для населения всего мира, в котором обязательно найдутся адепты американской мечты, даже в ущерб собственным странам и экономикам.

Трамп планирует, что восстановление экономики США начнется с 1 июня - а это значит, что нам только предстоит узнать действительный провал в ВВП США, начиная с марта. Очевидно одно - первый и второй квартал будут для Америки крайне безрадостными по итогам деятельности.

Китай выходит из первой схватки с пандемией слегка помятым, но веселым и собранным, однако перед Пекином сейчас во весь рост встают совершенно иные проблемы: на фоне торможения всей мировой экономики Китаю необходимо срочно решать вопрос сбыта производимых товаров. Внутреннее потребление не способно поглотить тот объем, который производится сегодня, а основные рынки в Европе и США находятся в упадке из-за карантина и падения индексов.

Естественно, у Китая есть собственные международные инфраструктурные проекты "Один пояс - один путь" и "Страны единой судьбы", но до их практической реализации пока еще далеко. Китаю необходима глобализация, поскольку он и есть дитя глобального мира - напомню, что в 1980 году китайцы имели 0,8% мирового парка промышленных станков, работающих на создание товаров для почти всех экономик мира - а по итогам 2018 года этот парк увеличился до 42%. Если же добавить сюда промышленность соседей по Юго-Восточной Азии, то общий станочный парк перевалит уже за 50%.

Китай выйдет из этого кризиса первой экономикой мира и китайцам придется срочно решать, как воспользоваться этой реальностью. В любом случае, проекты Китая будут продолжены - Пекину жизненно необходимо создать вокруг себя общество устойчивого потребления. Исходя из этого, китайцы и дальше будут продолжать экономическую экспансию в страны Средней Азии, Африки, Центральной и Латинской Америки - а поскольку для защиты доминирования необходима военная сила, у китайцев нет другого выхода, кроме как продолжать стратегическое партнерство с Россией.

Нас тоже ждут нелегкие времена - и если это пока незаметно,то через месяц-другой цены на товары первой необходимости и продукты питания обязательно поползут вверх. Такова природа мирового кризиса, что он влияет на все страны без исключения - следовательно, нам понадобятся быстрые и эффективные решения правительства Михаила Мишустина.

Единственный вариант, при котором Россия может выиграть в этом кризисе - запуск нового инвестиционного цикла за счет внутренних резервов. Это позволит нивелировать неизбежные потери выпадающих нефтегазовых доходов и сможет стимулировать развитие внутреннего производства, в том числе и продукции высокого передела.

К слову сказать, сам кризис - весьма подходящее время для ухода из сырьевых схем: к примеру, глубокая переработка нефти на территории страны может дать такую прибавочную стоимость, которая и не снилась адептам торговли сырой нефтью.

Эксперты от медицины привычно рассуждают о мутациях нового вируса - но при этом мало кто замечает мутации общественного сознания во всем мире. Паника по поводу пандемии вскрыла такую средневековую дремучесть человеческой популяции, что становится страшно не от самого заражения, а от психозов, его сопровождающих.

Этот кризис очень многих заставит разозлиться - и во что в итоге выльется это злость, неизвестно пока никому. В любом случае помощь Китая (живущего в условиях торговых войн), помощь Кубы (десятилетиями живущей в условиях эмбарго) и помощь России (находящейся под санкциями) та же Европа не забудет очень долго. Во всяком случае, итальянцы точно будут помнить.

Я далек от мысли, что европейцы снимут санкции с России в июле - но если они это не сделают, о полноценном восстановлении европейской экономики можно будет забыть на очень долгое время.

Кризис только-только начинается - и тот, кто выйдет из него наименее помятым, останется победителем.

Олег Адольфович

 

 

Источник: https://zen.yandex.ru/media/politicanow/novyi-divnyi-mir-posle-pandemii-5e818f9f5f081e20a965934b

22
686
11