Курды стали разменной монетой в газовой сделке Москвы и Анкары

На модерации Отложенный

 

Боевые действия в сирийском регионе Африн комментируют военные эксперты и обозреватели. По мнению аналитиков, только с молчаливого согласия Москвы Анкара могла начать операцию «Оливковая ветвь». Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Независимую газету».

Военная операция Турции под названием «Оливковая ветвь» проходит в относительно тихом сирийском регионе Африн. Накануне масштабного удара турецкой авиации, который унес многие жизни военных и гражданских жителей региона, свой военный контингент из кантона российское оборонное ведомство вывело, что чиновники объяснили «упреждением возможных провокаций, исключением угрозы жизни и здоровью российских военнослужащих». По мнению обозревателей, атака турецкой авиации начата с молчаливого согласия России.

Также представители российского Минобороны заявили, что «кризисное развитие ситуации в регионе» спровоцировано действиями Вашингтона. Подобные заявления выглядят как оправдание «проведенной турецкими войсками спецоперации». В Москве обвиняют США в «бесконтрольных поставках современного вооружения проамериканским формированиям на севере Сирии» и «провокационных шагах, направленных на обособление районов с преимущественно курдским населением». Российскиесиловики полагают, что «обособление районов» ведет к срыву процесса мирного урегулирования и «препятствуют межсирийским переговорам», участниками которых должны быть и курды.

На первый взгляд мотивация россиян выглядит логичной, но командование отрядов курдского ополчения (YPG) обвинило Москву в предательстве и назвало российских силовиков «преступными партнерами Турции в убийстве гражданских в регионе». Пока в российских Минобороны и МИДе не объяснили, почему после ухода миротворцев в Африне была фактически ликвидирована созданная в начале сентября 2017 года зона деконфликтации, где еще недавно военное ведомство фиксировало «высокую активность в возвращении мирных жителей».

В указанный регион действительно возвращались местные жители. Благодаря прибывшей российской военной полиции в районе, видимо, были обеспечены стабильность и порядок. В сентябре прошлого года подполковник российской военной полиции Георгий Петрунин, общаясь с журналистами, рассказывал, что в Африне создана так называемая зона деконфликтации и работает российский центр по примирению.

Через 4 месяца ситуация изменилась в худшую сторону. По информации российского Минобороны, в северные регионы Сирии, включая Африн, так называемым проамериканским формированиям было поставлено современное вооружение. Сложно понять, куда во время поставки смотрели российские военные полицейские и почему допустили «бесконтрольное» снабжение подразделений YPG американским оружием.

Кантон представляет собой анклав, почти со всех сторон окруженный территориями, которое контролируются военнослужащими Турции и подконтрольными им боевиками, трудно понять, как оружие могло попасть в Африн.

Очередная «многоходовочка»?

Информационное агентство Anadolu из Турции сообщает, что в минувшую субботу 72 турецких самолета наносили удары по целям в Африне, включая аэродром Минниг, через который американские самолеты якобы снабжали курдские силы оружием, в том числе зенитным. Однако американцы могли попасть в Африн исключительно по воздуху, пролетая над территорией, подконтрольной Дамаску илиАнкаре. Без соответствующего разрешения предположительный пролет американских самолетов вряд ли стал бы возможным. Учитывая то, что по версии Москвы и Анкары у боевиков YPG есть переносные зенитно-ракетные комплексы, несколько странным выглядит то, что удары турецкой авиации остались без ответов.

Днями заместитель главы сирийского МИД Фейсал Микдад заявил, что ПВО средства страны пребывают в боевой готовности и могут дать отпор любой турецкой воздушной атаке. Тем не менее ни один из 72 самолетов не уничтожен. Вполне возможно, что Москва посоветовала союзнику не открывать огонь. Неслучайно турецкий премьер-министр Бинали Йылдырым заявил, что операция «Оливковая ветвь» проводилась с ведома России и Сирии, с которыми Турция поддерживает контакты.

Военный эксперт Виктор Мураховский полагает, что детали предстоящей операции обсуждались на прошлой неделе в ходе визита в Москву начальника Генштаба и главы турецкой национальной разведки. Военный эксперт, генерал-лейтенант Юрий Неткачев объясняет, что сирийскоеправительство заинтересовано в ликвидации курсдкого сепаратизма, выгодно это и Ирану. Не исключено, что Москва уговорила союзника Асада не вмешиваться в боевые действия Турции против отрядов YPG.

Генерал отмечает, что сейчас Москва готовится к проведению Конгресса сирийского национального диалога (КСНД) в Сочи. На встречу представители YPG вряд ли приедут, но протурецкие вооруженные отряды оппозиции на переговорах могут присутствовать. Можно допустить, что между Москвой и Анкарой есть какие-то договоренности на этот счет. В данном контексте эксперт указывает на встречу, которая 20 января состоялась в Сочи, где представители России, Турции и Ирана обсудили перспективы участия в КСНД делегатов от сирийской оппозиции.

Неткачев предполагает, что турецкий президент Эрдоган начал новую войну против курдов и добился поддержки Москвы, поскольку Кремль рассчитывает на помощь Анкары в успешном проведении КСНД. Военный эксперт Владимир Попов обращает внимание на то, что накануне начала боевых действий против отрядов YPG турецкое руководство дало разрешение на строительство 2 нитки морского участка газопровода «Турецкий поток», что также может быть весомым аргументом для Москвы.