КС узаконил конфискацию у знакомых коррупционеров

На модерации Отложенный

КС подтвердил законность изъятия имущества у знакомых коррупционеров. Под это определение можно подвести любого россиянина.

АГН "Москва"

Конституционный суд (КС) разрешил конфисковывать имущество у всех, кто не докажет его законное происхождение, — в этом суть решения КС по жалобе семьи и знакомых экс-полковника МВД Дмитрия Захарченко,пишут «Ведомости».

  • Два года назад у родственников Захарченко и «иных близких ему лиц» изъяли 9 млрд рублей по громкому коррупционному делу. Но прямых доказательств того, что источником этих средств стали незаконные доходы Захарченко, Генпрокуратура представить не смогла (позднее The Bell раскрыл происхождение части денег).

  • Генпрокуратура обосновала изъятие законами о контроле расходов чиновников и о противодействии коррупции, указав, что фактическим собственником всего имущества был Захарченко.

  • Родители Захарченко, его сестра и бывшие подруги усомнились в правомерности применения к ним этих норм — в законе о контроле за расходами госслужащих прописаны только супруги и несовершеннолетние дети — и пожаловались в КС.

  • КС не нашел противоречий с Конституцией в нормах, позволяющих изымать в пользу государства имущество, если оно приобретено на доходы, законность которых не подтверждена любыми лицами, а не только чиновниками и членами их семей.

  • По мнению КС, установленный порядок применения конфискации обеспечивает баланс публичных интересов борьбы с коррупцией и частных интересов собственника, приобретшего имущество, «так как не лишает такое лицо права представить в суд доказательства законности происхождения средств, на которые приобреталось имущество», цитируют «Ведомости».

Почему это важно

Решение КС означает, что теперь в доход государства может быть обращено имущество любого человека, если он не докажет законность его происхождения, говорит адвокат Захарченко Александр Горбатенко.

Сам Захарченко в недавнем интервью «МБХ-Медиа» из «Лефортово» приводил такой пример: «Завтра в отношении любого госслужащего возбуждается дело о взятке, вас неожиданно вызывают в гражданский суд, показывают справку 2-НДФЛ и сообщают о том, что в ней не хватает денег на покупку автомобиля, собственником которого вы являетесь, но «следствие установило», что вы общались пять лет назад с обвиняемым, а значит, фактическим владельцем вашего авто является именно он, так как его взяток как раз хватает, чтобы купить не одну такую машину».

    • Суды де-факто уже распространяют действие закона о контроле за расходами чиновников на круг лиц, не ограниченный членами их семьи. Так произошло в еще более громком деле «банковского» полковника ФСБ Кирилла Черкалина. На прошлой неделе суд взыскалв пользу государства активы предположительно на 6 млрд рублей с обвиняемого, его родственников и знакомых — включая сожительницу и ее мать. Под конфискацию не попала только квартира, выделенная родителям Черкалина по договору социального найма и впоследствии приватизированная.

В делах Захарченко и Черкалина речь о настоящей большой коррупции, но это нисколько не уменьшает опасности упрощенной конфискации имущества у третьих лиц. Хуже того, в этих делах возникает «фактический владелец», права которого на имущество по логике Генпрокуратуры превосходят (защищенные Конституцией) права собственника, а статус последнего низводится до держателя имущества. Это очередной удар по инвестиционной привлекательности России, поскольку демонстрирует «очень отличное от цивилизованного отношение к институту собственности», пишут «Ведомости».

Сергей Смирнов