Исследование. 90 миллионов американцев не менее двух месяцев в году живут в бедности

Беки Мур (Becky Moore), ее муж Джереми (Jeremy) и четверо их детей живут в небольшом городе на юго-западе штата Огайо. С финансовой точки зрения, их жизнь — это жизнь «на грани выживания». Так описывает ее Беки Мур. Она управляет финансами семьи. Ее большой зеленый кошелек до упора забит чеками супермаркетов и счетами. Семья Муров живет в собственном, еще до конца не оплаченном доме с верандой и садом. Это не бедная семья — если сравнивать с тем, что получают в среднем люди в этом районе. Вместе они зарабатывают в год 38 тысяч долларов чистыми. То есть, формально они находятся далеко от определенной государством границы бедности — даже для семьи из шести человек.

Если кто-то будет искать особенно бедный город в штате Огайо, то ему не надо будет приезжать в родной город Беки. Они — жители пригорода, где обитают преимущественно белые. У ее мужа, автомеханика по профессии, есть постоянная работа, и раз в две недели он, как правило, приносит домой деньги. Беки время от времени работает уборщицей, она помогает в работе питомника для животных, а также управляет делами семьи. На первый взгляд эта семья ведет нормальную жизнь представителей среднего класса на Среднем Западе Соединенных Штатов. На самом деле, это не жизнь, а постоянная борьба и попытка избежать частного банкротства.

Научные работники задали Беки Мур вопрос: сколько месяцев ее семья сможет прожить без кредитов, если Джереми потеряет работу? «Ноль» — таким был ответ Беки. А когда эта пара сможет позволить себе выйти на пенсию? «Никогда», — ответила Беки. Будут ли ее дети когда-нибудь жить лучше? «Нет». Зависит ли ваше благосостояние от тех событий, которые вы сами определяете? «По большей части, нет», — ответила Беки.

На основе полученных ответов возникает картина жизни без гарантий, жизни, в которой все определяется кем-то другим. Любая автоавария, любая болезнь могут привести к финансовой катастрофе. Семья Муров является репрезентативной для 40% американских домохозяйств, работающие члены которых, по крайней мере, имеют аттестат о среднем образовании. Согласно опубликованным недавно результатам масштабного исследования Федрезерва, американского Центрального банка, именно представители этой группы постоянно вынуждены бороться за стабильность своего финансового положения. Американский Центральный банк пришел к выводу о том, что 44% всех домохозяйств не имеют финансовой подушки для того, чтобы покрыть возникшие внезапно финансовые обязательства в размере всего 400 долларов или больше. В таком случае они вынуждены продавать какие-то вещи или обращаться к услугам пресловутых малых кредитных учреждений, выдающих деньги до зарплаты — в Америке их больше, чем филиалов ресторанов Макдональдс.

Американские семьи не могут свести концы с концами в плане денег, потому что они слишком мало зарабатывают, слишком много тратят, или делают и то, и другое. Однако есть еще одно объяснение. Беки и Джереми Мур принадлежат к числу 235 американских домохозяйств с небольшим или средним доходом, которые в рамках исследовательского проекта под руководством специалистов из группы Джонатана Мордака (Jonathan Morduch) и Рэйчел Шнайдер (Rachel Schneider) позволили основательно познакомиться со своим финансовым положением. В течение года исследователи сопровождали эти семьи и фиксировали каждый доллар, заработанный или потраченный этими семьями. Они имели доступ к данным относительно их сбережений и взятых кредитов, пожертвований и подарков, а также трансфертов из социального ведомства или других государственных учреждений. Результаты этой работы были представлены в «Финансовых дневниках» (Financial Diaries), которые недавно были опубликованы в виде отдельной книги. В этом исследовании внимание уделено одному феномену, на который в последнее время не обращалось достаточного количества внимания — речь идет о колебаниях доходов частных лиц. Экономисты, социологи и политики в последнее время основное свое внимание уделяли бедности и, таким образом, тем людям, у которых недостаточно денег для жизни. В книге «Финансовые дневники» представлены нормальные люди, которым постоянно не хватает денег.

Семья Муров не страдает в первую очередь от того, что у ее членов незначительные доходы. Она страдает от их резких колебаний. Эта семья зависит от заработной платы Джереми, которую он получает раз в две недели. Джереми работает автомехаником в мастерской, расположенной рядом с одной из федеральных автострад. В основном, он получает комиссионные. Ему зачисляется определенная сумма за каждый отремонтированный автомобиль. Обычно он работает в ночную смену. Если не повезет, то не будет вообще никаких грузовых машин для ремонта. Тогда как в хороший месяц Джереми приносит домой 3400 долларов чистыми. Так бывает, например, в июле, когда палящая жара вызывает перегрев двигателей у грузовых автомобилей. Но в плохие весенние и зимние месяцы может случиться так, что Джереми заработает только половину от этой суммы. Именно в такие месяцы Беки сталкивается с проблемами. Сможет ли она заплатить очередной взнос по ипотеке? Если заработок Джереми окажется слишком небольшим, то ей, возможно, придется занять деньги у своей сестры. «Мне повезло иметь сестру, обладающую стабильным доходом», — сказала Беки. Как правило, сестра приходит на помощь и сначала дает 200 долларов в тот момент, когда им не хватает денег, чтобы заправить свой минивэн. Беки возвращает долги тем, что убирает в доме своей сестры и работает в ее саду.

Те проблемы, которые возникают у Муров, не являются чем-то особенным в Соединенных Штатах. «Американцы сталкиваются с огромными колебаниями в своих доходах», — подчеркивают эксперты Института JP Morgan, исследовательского подразделения известного инвестиционного банка. Его специалисты получают сотни тысяч данных о транзакциях банковских клиентов, которые они анализируют для того, чтобы исследовать финансовое здоровье американских семей. Подобные колебания становятся все более значительными, отмечают исследователи. У трех из четырех имеющих работу людей из самого бедного по доходам класса (всего их пять) ежемесячные доходы, в среднем, могут отличаться на 30%. Почти такими же значительными являются эти колебания у молодых людей. Заработная плата может оказаться то высокой, то низкой — как это происходит в случае с Джереми Муром. В данном случае речь не идет о представителях свободных профессий, где подобные вещи вполне ожидаемы. Джереми не принадлежит к так называемой «экономике временной занятости» (Gig-Ökonomie), характерной для представителей свободных профессий. В большей мере он сталкивается с такой ситуацией, которая стала обычной для американцев, занятых в розничной торговле или работающих в ресторанах. Проведенный в Вашингтоне, округ Колумбия, опрос, в котором приняли участие 300 сотрудников магазинов моды, супермаркетов и ресторанов, показал, что они теряют контроль над своим рабочим временем.

Они разделяются на две категории — 25 рабочих часов и 38 рабочих часов, и наемные работники узнают о своих планах на неделю за несколько дней, а иногда рабочий день разделяется на несколько смен. Они не знают, в какое время им придется работать, как долго они будут работать и будет ли у них достаточное количество рабочих часов для того, чтобы оплатить накопившиеся счета. Тем не менее, они постоянно должны быть наготове.

Да и сами работодатели не знают, какая будет складываться ситуация. Торговые сети рассчитывают использование персонала, в основном, с помощью компьютеров, и при этом учитываются такие факторы как погода, праздничные дни, время суток, транспортные потоки, а также ситуация с парковочными местами. Однако личные потребности сотрудников в расчет не принимаются — член совета управляющих Федрезерва Лейл Брейнард (Lail Brainard) недавно в своем выступление заявила, что работа по вызову затрудняет для сотрудников не только уход за детьми и заботу о пожилых людях. Сложным становится планирование собственной жизни, в том числе дальнейшее обучение. Брейнард привела результаты одного исследования — 71% людей, работающих в сфере розничной торговли, имеют непостоянный график работы в течение недели.

Мурам известно, когда у Джереми бывают хорошие месяцы. Финансовые консультанты рекомендуют им в этот период откладывать деньги. Они пытаются это делать и даже завели себе накопительные счета. «Для нас это сложно. Я не знаю, почему», — признается Беки. Они не могут удержаться от соблазна и расходуют накопленные деньги на билеты в кино или на другие развлечения. И приводят поразительное объяснение — постоянная забота о деньгах сокращает способность принимать правильные стратегические решения. Страх делает человека глупым и пожирает его умственные способности, утверждает исследовательский дуэт в составе Сендхила Муллайнатана (Sendhil Mullainathan) и Эльдара Шафира (Eldar Shafir).

Эксперименты, проведенные с богатыми и с бедными людьми, подтвердили этот тезис. Однако весьма убедительным оказалось исследование, в котором приняли участие индийские крестьяне, занимающиеся выращиванием сахарного тростника. Деньги они получают один раз в год, когда продают собранный ими урожай. В последующие месяцы они чувствуют себя богатыми, однако за несколько месяцев перед сбором нового урожая деньги начинают заканчиваться. Во время своей богатой фазы крестьяне в тесте по определению их умственных способностей демонстрируют более высокие результаты, чем во время бедной фазы.

Семья Муров разработала стратегию. Беки вырезает из местной газеты талоны на приобретение товаров и собирает их в специальной папке. Некоторыми из них она обменивается с одной своей подругой. Как только объявляется о специальных предложениях, она делает большие закупки, если в этот момент есть деньги. Когда исследователи были у нее дома, они увидели, что у нее были заготовлены более чем на год зубные щетки, бритвенные лезвия, шампунь и мыло. На ее полках хранились банки консервов, а в холодильном шкафу лежали глубокозамороженные продукты, приобретенные по выгодной цене. Когда заработная плата Джереми оказывается скудной, Беки тем не менее может поставить на стол еду. В одном отношении удачная охота Беки за скидками вселяет определенную уверенность — с помощью тюбиков с зубной пастой нельзя приобрести билеты в кино. Кроме того, у них на вооружении имеются еще два метода экономии. Джереми в своей карточке о начислении заработной платы указывает только троих, а не четверых детей. Поэтому ежегодно в марте он получает из финансового ведомства хороший чек в качестве возмещения излишне удержанной суммы налога на заработную плату. С помощью этого чека семья Муров оплачивает, прежде всего, накопившиеся с Рождества задолженности по кредитным картам.

Еще более необычный метод использует сотрудница казино Дженис Эванс (Janice Evans). Она тоже входит в число домохозяйств, исследованных в рамках проекта «Финансовые дневники». Дженис хранит свои сбережения в банке, находящемся на расстоянии 55 километров от того места, где она живет, хотя одно кредитное учреждение находится прямо рядом с ее домом. Дженис перерезала пополам свою пластиковую карту, предназначенную для снятия наличных средств. Таким образом, она снимает со счета деньги только в том случае, когда действительно в них нуждается. В тот период, когда ее внук готовился к школе, и ему нужны были какие-то вещи для учебы, она сняла наличные.

Джереми и Беки Мур также удается иметь немного денег на текущем счету. Кроме того, у них есть пять кредитных карт, с помощью которых они имеют возможность выиграть некоторое количество времени, а на крайний случай есть еще и сестра. Кое-как им удается сводить финансовые концы с концами во время хороших и плохих месяцев. Другие участники исследовательского проекта «Финансовые дневники» действуют по той же схеме, что и Муры. Если доходы высокие, они расходуют на потребление больше средств, но не очень много. Если в какой-то месяц доход на 50% превышает средний показатель, то эти семьи увеличивают свои расходы всего на 14%, а в плохие месяцы они ограничивают свои траты. Все эти семьи разрабатывают предупредительные стратегии, однако этого оказывается недостаточно.

В течение некоторых недель они чувствуют себя бедными, а в другие — нет. В этом отражается реалистичная картина бедности. Даже самым бедным семьям в течение некоторых месяцев удается сводить концы с концами. Но, по крайней мере, треть семей со средними доходами не реже одного месяца в году оказываются ниже уровня бедности. Проведенная в период с 2009 года по 2011 год перепись населения показала, что около 90 миллионов американцев не менее двух месяцев в году живут в бедности. И в семьи Муров возникают опасения по поводу того, что у них может не оказаться достаточно денег для покупки продуктов питания, и поэтому Беки, скрепя сердце, подала заявку на получение продовольственных купонов. «Я не хотела, чтобы это происходило за счет денег налогоплательщиков. На мой взгляд, многим людям живется намного хуже», — сказала она. В 2014 году исследовательская организация Pew Charitable Trusts опросила 7,8 тысяч американцев. Им был задан вопрос: Что для вас важнее — финансовая стабильность или повышение уровня доходов? 92 процента опрошенных сказали, что стабильность для них важнее, и это на 11% больше, чем в 2011 году.

Вот так выглядит американская мечта. Когда исследователи в последний раз посетили дом Муров, выяснилось, что Джереми поменял место работы. Он все еще занимается ремонтом грузовых автомобилей, но теперь он гарантировано работает 40 часов и получает дополнительную оплату за переработку. Если посчитать по году, то Джереми получает сегодня меньше денег. И теперь у него больше времени уходит на то, чтобы добраться до работы. Однако Муры чувствуют себя так, как будто у них гора свалилась с плеч.

Это написал Винанд фон Петерсдорф в газете Frankfurter Allgemeine Zeitung, Германия.

59
1969
13